Normal 0 false false false RU X-NONE X-NONE MicrosoftInternetExplorer4 /* Style Definitions */ table.MsoNormalTable {mso-style-name:"Обычная таблица"; mso-tstyle-rowband-size:0; mso-tstyle-colband-size:0; mso-style-noshow:yes; mso-style-priority:99; mso-style-qformat:yes; mso-style-parent:""; mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt; mso-para-margin:0cm; mso-para-margin-bottom:.0001pt; mso-pagination:widow-orphan; font-size:10.0pt; font-family:"Calibri","sans-serif";}
Внеклассная работа по истории.
Тема: По страницам Великой Отечественной войны (историко-литературный (художественный) устный журнал).
Цели мероприятия:
1. Воспитание у школьников патриотических чувств к своей Родины, гордости за её героическое прошлое, уважения к участникам Великой Отечественной войны, готовности к жертвенным поступкам во имя процветания, величия своей страны.
2. Обновление, повторение знаний о Великой Отечественной войне, развитие интереса к её истории и исторической науке, стремления к её более подробному изучению.
3. Развитие воображения, абстрактного мышления, внимания и эстетического вкуса у учащихся.
Методические рекомендации:
Сценарий рассчитан на проведение памятных исторических мероприятий в средней общеобразовательной школе и почти не ограничен временными рамками и возрастом учащихся. Подходит для учеников с 4-го по 11-й класс. Может быть проведён в форме устного историко-литературного журнала, школьного митинга или линейки. Местом проведения может быть Актовый зал школы, клуб, площадь у памятника или могилы воину-освободителю, просто школьный коридор и т.д. Сценарий не исключает возможности приглашения ветеранов войны, тружеников тыла, курсантов военных училищ, официальных лиц. В предложенном варианте он непродолжителен по времени, эмоционально насыщен и не утомит учеников. Значительно усилит патриотический настрой школьников одновременная немая (или с приглушённым звуком) демонстрация кинофильма на военную тематику (например к/ф «Освобождение»). Необходимо придерживаться хронологической последовательности событий, сочетая сообщения учащихся с чтением стихов в соответствии со страницами журнала. Такой подход усилит эмоциональное воздействие на учащихся. Количество участников определяет учитель.
Эпиграф: «Во имя мира – помни о войне! »
Оборудование (оформление) мероприятия:
1. Таблички со страницами журнала:
а) Нападение. Начало войны;
б) Битва за Москву;
в) Сталинградская битва;
г) Курская битва;
д) Наступление. Битва за Берлин;
е) Победа.
2. Магнитофон, кассета (диск) с песнями:
а) «Священная война»;
б) «День победы».
Дополн.: 3. Художественный фильм (документальный) о Великой Отечественной войне.
4. Плакаты с темой мероприятия и на военную тематику («Родина мать зовёт!» и др.).
Содержание сценария.
Страница первая: «Нападение. Начало войны».
Чтец №1
Чуть занимался рассвет
И просыпалась природа:
Так посылал свой привет
Июнь сорок первого года
Вдруг задрожала земля –
Двинулась адова сила
И навернулась слеза:
Родина – мать загрустила.
Знала, что правда за ней,
Значит за нею и сила –
Жалко губить сыновей,
Что своим сердцем растила…
Песня: «Священная война» (комп. А.Александров, поэт В.Лебедев-Кумач).
Сообщение №1. 22-го июня 1941 года на рассвете, без объявления войны, нарушив Пакт
о ненападении, на протяжении всей западной границы от Баренцева до
Чёрного морей всей своей мощью с воздуха, моря и суши фашистская
Германия обрушилась на нашу страну.
Так началась самая кровавая и жестокая для нашего народа война,
ставшей Великой Отечественной.
Она продолжалась 1418 дней и ночей, унесла многие миллионы жизней
наших соотечественников, обернулась трагедией Бреста, Севастополя,
Ленинграда, разрушением 1710 городов и посёлков, 70 тыс. сёл и
деревень, обороной Москвы и Сталинграда, каждой пяди родной земли.
Враг оказался жестоким, сильным и коварным.
Страница вторая: «Битва за Москву».
Чтец №2
Фашистский солдат продвигался вперёд,
Многие земли лежали в руинах.
Но просыпался советский народ:
Шёл на таран, подрывался на минах.
Враг оккупировал, грабил и жёг –
Рвался к Москве, окрылённый удачей,
Но возрождалась страна из тревог –
Силы копила для трудной задачи…
Осень 1941 года.
Сообщение №2. Враг отчаянно рвался к сердцу нашей родины – Москве. Фашистские
офицеры уже заказывали для себя новые мундиры для своего парада на
Красной Площади. Государственный Комитет Обороны, командование
Красной армии стягивало силы со всей страны для решительного отпора
врагу. Над Москвой зависли аэростаты, подступы к столице
ощетинились противотанковыми рвами, ежами и окопами.
Чтец №3
Заря горела над Москвой, заря горела…
И предвещала страшный бой – как кровь алела.
И рвы и люди и ежи – готовы к битве
Винтовки, люди и окоп в едино слиты.
А танки, грохот и кресты – всё наползали,
И чем закончится тот бой – бойцы не знали,
И Дубосековский разъезд был в напряженье:
Бойцы – панфиловцы молчат и ждут сраженья.
И грянул бой – свирепый бой во имя жизни,
И многим жизнью довелось служить Отчизне!
То были жертвенные дни – зимы начала,
Но о победе дорогой страна мечтала.
И мир с надеждою смотрел на карту мира,
Где на фашистов вдруг нашлась иная сила.
А впереди была война и много лиха,
Прольётся кровь ещё не раз на землю тихо…
Страница третья: «Сталинградская битва».
Сообщение №3. После победы под Москвой были и другие победы, были и потери, и
серьёзные поражения. Но враг по-прежнему был силён и коварен. Он
захватил Крым, Харьков, Донбасс, вышел к излучине Дона, угрожая
Сталинграду, занял Ростов-на-Дону, рвался к Кавказской нефти.
Встревоженный большими потерями И.В.Сталин 28 июля 1942 года
издаёт приказ №227, вошедший в историю под названием «Ни шагу
назад!» Сталинград подвергается беспрерывной бомбардировке с воздуха,
а в начале сентября 1942 года начинаются уличные бои. Враг рвётся к
Волге, но город отчаянно сопротивляется ему. Свыше 700 тысяч убитыми
и раненными потерял враг в боях за город, более тысячи танков и
самолётов. Но к середине ноября вынужден перейти к обороне.
Чтец №4
Телами покрылся Мамаев курган
И город дымился угаром.
Нет, это не мощный прошёл ураган –
Здесь враг шёл с мечём и пожаром.
Здесь каждая улица, скверик и дом
Политы солдатскою кровью.
Но Гитлер предстанет пред страшным судом,
А мир вспомнит город с любовью.
В огне Сталинграда померкнет звезда
Той, прежней фашистской удачи.
Ведь зло и жестокость проходят всегда!
А разве быть может иначе?
Сообщение №4. 19 ноября 1942 года мощными залпами артиллерии началась операция
под кодовым названием «Уран» разработанная Г.К.Жуковым и
А.М.Василевским по разгрому гитлеровских войск под Сталинградом. В
районе г. Калач 330-тысячная группировка противника под
командованием генерал – фельдмаршала Паулюса была окружена и 2
февраля 1943 года капитулировала. Начало коренному перелому в ходе
Великой Отечественной, да пожалуй, и Второй мировой войны было
положено.
Чтец№5
Метался Гитлер, слал подмогу,
Всё норовил прорвать кольцо.
Но от отчаянной тревоги
Перекосило лишь лицо.
Не удалось под Сталинградом
Ему войска свои спасти.
Напрасно слал он им награды:
Медали, званья и кресты.
Кольцо сомкнулось слишком крепко
И сатана им не помог.
Противник бил довольно метко
Ему содействовал сам бог.
Страница четвёртая: «Курская битва».
Сообщение №5. Но у врага было ещё достаточно сил, чтобы сопротивляться и искать
возможность для реванша за поражение под Сталинградом. В результате
мощного наступления войск Воронежского фронта, разгромившего три
армии противника на Верхнем Дону, образовалась Курская дуга.
Гитлеровское командование посчитало ситуацию подходящей для
реванша за Сталинград и перелома ситуации на фронтах. Противник
сосредоточил в указанном районе до 50 дивизий и разработал операцию
под условным названием «Цитадель», которая держалась в строжайшем
секрете. Но советская разведка нарушила секретность операции. 5 июля
1943 года рано утром, за несколько минут до начала немецкого
наступления около 19 тысяч советских орудий обрушили свой удар по
позициям противника готового к наступлению. Так началась знаменитая
Курская битва, окончательно переломившая ход войны.
Чтец №6
Хоть не был в том большом сраженьи,
Но знаю я наверняка,
Что то, фашистов пораженье
Прославило нас на века.
Земля отчаянно стонала
Скрипели танки и металл
Та битва всё в войне решала:
Кто приобрёл, кто потерял…
Кто сгинет в той войне жестокой,
По чьей земле и чей сапог…?
Кому в печали быть глубокой,
Кто победил, а кто не смог?
Деревня Прохоровка стала
Судьбою танковой войны.
Горели люди из металла
И гибли – Родины сыны.
Но возрожденные из пепла
Вставали вновь за рядом ряд.
В сраженье наша сила крепла
И новый в бой вступал отряд.
Страница пятая: «Битва за Берлин».
Сообщение №6. После победы под Курском за короткое время были освобождены от
противника Харьков, Донбасс, Таманский полуостров, Брянск, Смоленск.
Осенью 1943 года произошла битва за Днепр и успешно был преодолён
неприступный, по мнению Гитлера, «Восточный вал».
В 1944 году последовали знаменитые «десять сталинских ударов», в ходе
которых от врага была очищена территория Советского Союза, наши
войска приступили к освобождению Европы. Многим странам и народам
помогла наша армия избавиться от фашизма.
К апрелю 1945 года были освобождены: Венгрия, Польша, Восточная
Пруссия. Начались бои за Берлин. Для руководства страны было очень
важно войти в столицу Германии раньше союзников по Второму фронту.
В штурме Берлина участвовали войска первого и второго Белорусского и
первого Украинского фронтов под командованием маршалов Г.К.Жукова,
К.К. Рокасовского и И.С. Конева общей численностью в 2,5 млн. человек.
24 апреля кольцо вокруг Берлина сомкнулось. 30 апреля 1945 года бойцы
150-й стрелковой дивизии М.А. Егоров и М.В. Кантария водрузили над
рейхстагом красное знамя Победы. В этот же день Гитлер покончил с
собой.
Чтец №7
Мечтал солдат о времени далёком,
Когда поверженным падёт Берлин.
И видел это он во сне глубоком,
Мечтал и шёл – да разве он один…
И вот фашистам по глазам хлестнули
В ночи, вдруг ослепив, прожектора,
И очереди следом полоснули,
В асфальт берлинский впились протектора
И началось: великое и злое –
За близких, за Москву, сожженный дом,
За слёзы матерей! За всё былое:
За смерть и кровь, страданье и погром!
Берлин терпел отчаянно стойко
И главный в бункере свой отдавал приказ,
Но наши шли решительно и бойко.
Рейх огрызался – будто напоказ.
Войне конец, но смерть шагала рядом –
Обидно было погибать в конце.
Боец упал – оглушенный снарядом:
Мелькнули боль и счастье на лице…
Те, кто был жив, рвались теперь к рейхстагу,
Кто-то на купол знамя водрузил.
Повержен враг и честь бойцу и стягу,
Кто в страшной битве горе победил!
Страница шестая: «Победа!»
Сообщение №7. 8 мая 1945 года в Карлсхорсте под Берлином был подписан Акт о
безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Со стороны
Германии его подписал фельдмаршал Кейтель, со стороны Советского
Союза маршал Г.К. Жуков.
А 24 июня на Красной Площади в Москве состоялся Парад Победы.
Чтец №8
Безжалостное время убивает
Живую память о былых делах.
Да, время ветеранов убирает,
Но помнить надо о лихих годах…
Чтоб зло и слёзы больше не вернулись,
Не проливалась чтобы больше кровь,
Чтоб люди Мира – к миру повернулись,
Убрав все цепи вражеских оков.
Пусть соловей поёт о мирной жизни,
А тень войны пусть навсегда уйдёт.
Так много можно сделать для Отчизны:
Растить, учить, вести страну вперёд…
Чтоб хрупкий мир не обернулся горем,
Чтоб видеть небо в ясной синеве,
Чтоб любоваться лесом, лугом, полем
Во имя мира – помни о войне!
Песня: «День Победы» (комп. Давид Тухманов, поэт Владимир Харитонов).
Пояснительная записка.
Тема героики Великой Отечественной войны всегда актуальна. Чем больший промежуток времени отделяет нас от этих событий, чем меньше их участников остаётся в живых, тем важнее сохранить в памяти молодого поколения, особенно школьной молодёжи, память о тех великих делах.
Каждый год, по мере приближения праздника Победы у учителя истории, организаторов внеклассной работы появляется исключительная возможность заострить своё внимание на патриотическом воспитании учащихся, что является наиважнейшей задачей школы. Вместе с тем всякий раз, задумываясь о сценарии, организаторы патриотической работы занимаются его поиском. Хочется использовать свежий текст, мысли, идеи.
Автор предложенного сценария не претендует на оригинальность формы мероприятия. Более того, привлекая учеников к подготовке мероприятия, он предлагает им свои сообщения строить на материале используемого учебника, повторяя учебный материал и вырабатывая навыки его краткого, концентрированного изложения.
Но всё, что касается стихотворной части нигде и никем не использовалось, кроме самого автора, т.к. придумано и сочинено им.
Сценарий построен так, что позволяет обзорно повторить, закрепить учебный материал о Великой Отечественной войне, решить важнейшую задачу патриотического воспитания, маневрировать продолжительностью мероприятия через сокращение или увеличение объёма сообщений учащихся.
Поскольку форма проведения историко-литературного журнала предполагает праздничную торжественность, митинговость, то, по мнению автора, задания учащимся в виде викторины, тестов и т.д. были бы не уместны.
Надеюсь, что предложенный сценарий будет опубликован и поможет коллегам в организации праздника «День Победы».
Учитель истории и обществознания СОЩ №5 г. Вольска Саратовской области Константинов Е.Е. Высшая категория. Отличник народного просвещения РФ.
|
На: Внеклассная работа по истории. Тема: "По страницам Великой О
Всё сказано в пояснительной записке. Очень жаль, что не удаётся вставить сопровождающий материал: "Презентация". Это бы обогатило материал журнала.