Туралиева М.Г.
(МОУ «Цветновская СОШ»
бакалавр биологии
учитель экологии
Володарский район,
село Цветное)
Тема статьи:
Экологическое воспитание в современной школе.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в школьном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Учитель должен прививать любовь к природе, потому что человек является частью природы и во многом его жизнь зависит от неё.
Проблемой сохранения природы, формированием бережного отношения к окружающей среде занимались многие ученые: Л.П. Астанин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.А. Ясвин и другие авторы затрагивали вопросы экологии и экологического воспитания.
Такие известные методисты как И.Д. Зверев и Т.И. Суравегина активно занимались экологическим образованием подрастающего поколения. В своей монографии «Экологическое образование школьников» авторы рассматривают пути и средства формирования экологического воспитания школьников в учебном процессе, обобщают опыт школ по воспитанию у учащихся ответственного отношения к природе. По их мнению, экологическое воспитание - это процесс формирования ценностного отношения к природе, базирующееся на потребности общения с природой, проявляющееся в заботе о природе в настоящем и будущем
Для того чтобы представить всю систему содержания экологических знании в школьном обучении, И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина [5] выделяют основные идеи экологического образования.
Ведущие идеи экологического образования.
1. Развитие и целостность природы в сфере жизни. Идея развития и целостности природы является одной из фундаментальных идей. Наиболее полно целостность выражается в учениях о биосфере, её составе, структуре и развитии. Целостность той или иной природной системы проявляется прежде всего во взаимосвязях между элементами системы. В характеристику природной среды, её прошлого, настоящего и будущего включается в наше время деятельность человека, который не может физически быть от неё независим ни на одну минуту.
2. Взаимосвязь истории общества и общества. История природы и история людей обусловливают друг друга. На ранних стадиях развития человек вступает в отношения борьбы с природой как «слепой» стихией. Примитивные орудия труда не отделяли человека от природы, и он отождествлял себя и природу. Этот период длился миллионы лет. С развитием земледелия человек вступает в новые отношения с природой. Но этот период связан не только с истреблением, но и созиданием. Для феодализма характерно пространственно «широкое» освоение природы. При изучении эпохи капитализма учителю следует отметить, что всеобщая эксплуатация природных и человеческих свойств стала законом, природа становится предметом для человека, всего лишь полезной вещью. Отражение этого материала в школьном обучении в целях усиления воспитательной роли необходимо и соответствует требованиям нашей эпохи.
3. Изменение природы в процессе труда. В Советское время труд рассматривался как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой как вечную естественную необходимость» [5].
Но всё же нельзя забывать, что преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, если он не губит жизни, не наносит ущерб в природе. В этом состоит экологический смысл знании о труде и трудовой деятельности.
4. Среда и здоровье человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретает социальные условия, которые составляют вместе с природными - окружающую среду человека.
5. Природа и нравственно-эстетическое развитие личности. Экологический аспект школьного образования органично включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, о её духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства и осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе; в формировании моральной установки; в понимании перспективы развития общества в условиях гармонического взаимодействия с природой.
6. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Противоречивый характер взаимоотношении человека и природы выражается в необходимости постоянного её освоения человеком. Поэтому перед школой стоит важная образовательная задача подготовить молодое поколение, способное сохранить благоприятные условия жизни, обеспечить саморегулирование в природной среде, измененной и изменяемой человеком.
Известный методист А.Н. Никишов считает, что главное в экологическом образовании - формирование экологического мировоззрения, формирование экологического сознания [6].
Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
По мнению прекрасных психологов С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [3], формирование нового экологического сознания - это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Это экологическое сознание называется экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к окружающей среде и своей Родине.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия;
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое образование и воспитание включает:
- усвоение и развитие естественных, общих и технических знании о взаимодействии общества и природы.
- формирование ценностного отношения к миру природы в настоящем и будущем.
- развитие потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о её состоянии в настоящем и будущем.
Наиболее эффективными являются методы и приёмы, включение которых в уроки экологии позволяют повысить эффективность экологического воспитания:
- наблюдения за экологическими явлениями в природе;
- исследовательская деятельность по охране природы;
- практические дела по благоустройству и защите окружающей среды;
- дискуссии о состоянии нашей планеты;
- методы моделирования экологических ситуации;
- игры экологического содержания;
- проведение экологических акции;
- учебно-экологическая тропа;
- экологический клуб;
- проведение экскурсии в природу [1].
Состояние нашей природы оставляет желать лучшего. Люди больше берут, чем отдают. Природа истощается. Люди нашей страны должны осознанно перейти на другой уровень взаимоотношений с природой. Охрана, бережное и уважительное отношение, любовь к ней, понимание её ценности - вот обязательные составляющие экологической культуры. В моем селе несколько лет назад был прекрасный сад, парк, речка. Сейчас сад и парк вырубили, речка высыхает и мелеет - это последствия необдуманных действии людей. У этих людей нет любви и уважения к окружающей природе.
Современная система образования должна быть направлена на активное развитие экологического воспитания, люди должны приобщаться к экологической культуре. Подрастающее поколение должно осознавать нынешнее состояние природы и действовать в направлении её улучшения. Никто не должен оставаться в стороне от этой глобальной проблемы.
Список литературы 1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования [Текст] / Э.А. Арустамов, И.В. Леваков, Н.В. Баркалов.- М.: Изд.Дом «Дашков и К», 2001.- 236 с.- ISBN 5-8316-0054-8.
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии. Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева.- М.: Владос, 2003.- 175 .- ISBN 5-691-01031-х.
3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 480 с.- ISBN 5-85880-117.
4. Зверев, И.Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии [Текст] / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт.- М.: Просвещение, 1984.-160 с.
5. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина.- Академия педагогических наук СССР.- М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
6. Никишов, А.И. Внеклассная работа по биологии: пособие для учителей [Текст] / А.М Никишов, З.А. Мокеева, Е.В. Орловская, А.М. Семенова.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1980.- 239 с.
Уважаемая, Туралиева М .Г.,спасибо Вам большое за содержательный теоритический материал по данной теме.Тема очень животрепещущая,важная во всех смыслах этого слова в современном образовании.Стараемся работать в этом направлении и на уроках,и во внеклассной работе по предметам.Но как необходимо преподавание в каждом общеобразовательном учреждении предмета ЭКОЛОГИЯ!!! Хоть кто-нибудь бы прислушался к "крику нашей души"! Ведь действительно лет 7-8 назад этот предмет мы преподавали и результат был во 100 крат больше,чем есть. Будем надеяться на лучшие времена...
С уважением учитель географии МБОУ "Удаченская ООШ МО "Ахтубинский район" Астраханской области.
В нашей школе основная работа по экологическому воспитанию строится на базе эколого-краеведческого зала. Причём мы собираем материал по истории, экологии, географии именно своего села. Ребятами и педагогами школы собран богатый материал по флоре и фауне села, выявлены главные экологические проблемы села, ведётся работа по решению этих проблем. Теория - это хорошо. Но, главное научить применять детей знания на практике.
С уважением, Наталья Донскова, учитель географии МБОУ г. Астрахани "СОШ №35"
Здравствуйте Туралиева М.Г. Хороший теоритический материал. В нашей школе работает кружок "Краевед", на котором мы рассматриваем, и по возможности решаем экологические проблемы села. Собранный материал оформляем в виде исследовательских работ. На научно- практических конференциях заслушиваем эти работы . Я учитель старших классов, но к исследовательским работам начинаю привлекать учеников с 4-го класса.
Туралиева М.Г.
(МОУ «Цветновская СОШ»
бакалавр биологии
учитель экологии
Володарский район,
село Цветное)
Тема статьи:
Экологическое воспитание в современной школе.
На современном этапе развития общества вопрос экологического воспитания приобретает особую остроту. Главная причина этого - тотальная экологическая безответственность. В связи с этим необходимо усилить и больше уделять внимания экологическому воспитанию в современной школе уже с первых лет воспитания детей. Именно в школьном возрасте закладываются основы бережного отношения к окружающей среде. Учитель должен прививать любовь к природе, потому что человек является частью природы и во многом его жизнь зависит от неё.
Проблемой сохранения природы, формированием бережного отношения к окружающей среде занимались многие ученые: Л.П. Астанин, С.Д. Дерябо, А.Н. Захлебный, И.Д. Зверев, И.Н. Пономарева, Н.Н. Родзевич, В.А. Ясвин и другие авторы затрагивали вопросы экологии и экологического воспитания.
Такие известные методисты как И.Д. Зверев и Т.И. Суравегина активно занимались экологическим образованием подрастающего поколения. В своей монографии «Экологическое образование школьников» авторы рассматривают пути и средства формирования экологического воспитания школьников в учебном процессе, обобщают опыт школ по воспитанию у учащихся ответственного отношения к природе. По их мнению, экологическое воспитание - это процесс формирования ценностного отношения к природе, базирующееся на потребности общения с природой, проявляющееся в заботе о природе в настоящем и будущем
Для того чтобы представить всю систему содержания экологических знании в школьном обучении, И.Д. Зверев и И.Т. Суравегина [5] выделяют основные идеи экологического образования.
Ведущие идеи экологического образования.
1. Развитие и целостность природы в сфере жизни. Идея развития и целостности природы является одной из фундаментальных идей. Наиболее полно целостность выражается в учениях о биосфере, её составе, структуре и развитии. Целостность той или иной природной системы проявляется прежде всего во взаимосвязях между элементами системы. В характеристику природной среды, её прошлого, настоящего и будущего включается в наше время деятельность человека, который не может физически быть от неё независим ни на одну минуту.
2. Взаимосвязь истории общества и общества. История природы и история людей обусловливают друг друга. На ранних стадиях развития человек вступает в отношения борьбы с природой как «слепой» стихией. Примитивные орудия труда не отделяли человека от природы, и он отождествлял себя и природу. Этот период длился миллионы лет. С развитием земледелия человек вступает в новые отношения с природой. Но этот период связан не только с истреблением, но и созиданием. Для феодализма характерно пространственно «широкое» освоение природы. При изучении эпохи капитализма учителю следует отметить, что всеобщая эксплуатация природных и человеческих свойств стала законом, природа становится предметом для человека, всего лишь полезной вещью. Отражение этого материала в школьном обучении в целях усиления воспитательной роли необходимо и соответствует требованиям нашей эпохи.
3. Изменение природы в процессе труда. В Советское время труд рассматривался как «процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой как вечную естественную необходимость» [5].
Но всё же нельзя забывать, что преобразующая и созидательная сила труда проявляется при условии, если он не губит жизни, не наносит ущерб в природе. В этом состоит экологический смысл знании о труде и трудовой деятельности.
4. Среда и здоровье человека. Первостепенное значение для объяснения факторов здоровья приобретает социальные условия, которые составляют вместе с природными - окружающую среду человека.
5. Природа и нравственно-эстетическое развитие личности. Экологический аспект школьного образования органично включает раскрытие идеи о роли природы в развитии личности, о её духовном обогащении, нравственно-эстетическом воспитании. Духовные потребности человека тесно связаны с развитием чувства и осознанием вечной и неиссякаемой красоты природы. Роль природы в развитии личностных качеств выражается в воспитании доброты, предостерегающей от бессмысленного зла и хищнического отношения к природе; в формировании моральной установки; в понимании перспективы развития общества в условиях гармонического взаимодействия с природой.
6. Оптимизация взаимодействия общества и природы. Противоречивый характер взаимоотношении человека и природы выражается в необходимости постоянного её освоения человеком. Поэтому перед школой стоит важная образовательная задача подготовить молодое поколение, способное сохранить благоприятные условия жизни, обеспечить саморегулирование в природной среде, измененной и изменяемой человеком.
Известный методист А.Н. Никишов считает, что главное в экологическом образовании - формирование экологического мировоззрения, формирование экологического сознания [6].
Экологическое сознание - это понимание необходимости охраны природы, осознание последствий нерадивого отношения к ней. Кроме того, экологическое сознание - это понимание и осознание того, что каждый человек несет ответственность за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
По мнению прекрасных психологов С.Д. Дерябо и В.А. Ясвина [3], формирование нового экологического сознания - это веление времени, потому что проблема экологии носит глобальный характер и экологические проблемы нужно вводить в сознание людей с детского возраста. Это экологическое сознание называется экоцентрическим, поскольку для него характерны следующие особенности.
Экологическая культура - это система знаний, умений, ценностей и чувство ответственности за принимаемые решения в отношении с природой. Основными компонентами экологической культуры личности должны стать: экологические знания, экологическое мышление, экологически оправданное поведение и чувство любви к окружающей среде и своей Родине.
Экологически культурная личность должна иметь экологические знания по основным разделам экологии и экологии родного края (краеведению), то есть:
- знать природу своего родного края, а именно:
- местные природные условия;
- природные особенности, реки и водоемы, ландшафты, типичные растения, и животных, климат и т.д. и т.п.;
- местные, охраняемые природные объекты;
- животных местной фауны;
- местных птиц;
- видов рыб местных водоемов;
- лекарственные растения местной флоры;
- памятники культуры и искусства местного и республиканского значения.
Экологически культурная личность должна обладать экологическим мышлением, то есть уметь правильно анализировать и устанавливать причинно-следственные связи экологических проблем и прогнозировать экологические последствия человеческой деятельности.
Экологическое образование и воспитание включает:
- усвоение и развитие естественных, общих и технических знании о взаимодействии общества и природы.
- формирование ценностного отношения к миру природы в настоящем и будущем.
- развитие потребности общения с природой, проявления активного к ней отношения, заботу о её состоянии в настоящем и будущем.
Наиболее эффективными являются методы и приёмы, включение которых в уроки экологии позволяют повысить эффективность экологического воспитания:
- наблюдения за экологическими явлениями в природе;
- исследовательская деятельность по охране природы;
- практические дела по благоустройству и защите окружающей среды;
- дискуссии о состоянии нашей планеты;
- методы моделирования экологических ситуации;
- игры экологического содержания;
- проведение экологических акции;
- учебно-экологическая тропа;
- экологический клуб;
- проведение экскурсии в природу [1].
Состояние нашей природы оставляет желать лучшего. Люди больше берут, чем отдают. Природа истощается. Люди нашей страны должны осознанно перейти на другой уровень взаимоотношений с природой. Охрана, бережное и уважительное отношение, любовь к ней, понимание её ценности - вот обязательные составляющие экологической культуры. В моем селе несколько лет назад был прекрасный сад, парк, речка. Сейчас сад и парк вырубили, речка высыхает и мелеет - это последствия необдуманных действии людей. У этих людей нет любви и уважения к окружающей природе.
Современная система образования должна быть направлена на активное развитие экологического воспитания, люди должны приобщаться к экологической культуре. Подрастающее поколение должно осознавать нынешнее состояние природы и действовать в направлении её улучшения. Никто не должен оставаться в стороне от этой глобальной проблемы.
Список литературы
1. Арустамов, Э.А. Экологические основы природопользования [Текст] / Э.А. Арустамов, И.В. Леваков, Н.В. Баркалов.- М.: Изд.Дом «Дашков и К», 2001.- 236 с.- ISBN 5-8316-0054-8.
2. Байбородова, Л.В. Методика обучения биологии. Пособие для учителя [Текст] / Л.В. Байбородова, Т.В. Лаптева.- М.: Владос, 2003.- 175 .- ISBN 5-691-01031-х.
3. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология [Текст] / С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин.- Ростов н/Д.: Феникс, 1996.- 480 с.- ISBN 5-85880-117.
4. Зверев, И.Д. Воспитание учащихся в процессе обучения биологии [Текст] / И.Д. Зверев, А.Н. Мягкова, Е.П. Бруновт.- М.: Просвещение, 1984.-160 с.
5. Зверев, И.Д. Экологическое образование школьников [Текст] / И.Д. Зверев, И.Т. Суравегина.- Академия педагогических наук СССР.- М.: Педагогика, 1983.- 160 с.
6. Никишов, А.И. Внеклассная работа по биологии: пособие для учителей [Текст] / А.М Никишов, З.А. Мокеева, Е.В. Орловская, А.М. Семенова.- 2-е изд., перераб.- М.: Просвещение, 1980.- 239 с.
С уважением, Надежда Юрьевна Манькова!