ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования ХХ1 века должна разрабатываться с учетом идеи экологизации и гуманизации. Актуальность данного опыта обусловлена формированием экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности с включением регионального компонента, где предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды и влияние ее на здоровье человека. Одним из направлений в достижении этих целей можно считать экологизацию предмета биологии через исследовательскую деятельность. Экологизированная направленность курса биологии дает возможность привлечь школьников к исследовательской деятельности. На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром ХХ1 век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений.
Четвертый год работаю над темой самообразования «Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность». Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
· жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
· наглядности (можно увидеть, потрогать);
· ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
В настоящее время становится все более актуальными вопросы состояния окружающей среды. Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Все это не мыслимо без изучения экологии. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благополучной среды для жизни человека. Наблюдения показывают, что люди, нанося ущерб окружающей среде, в большинстве случаев действуют не по злому умыслу, а от элементарной безграмотности. В сложной системе воспитания у детей ответственного отношения к природе, ведущее место занимает школа. Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе.
Содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Основным условием развития творческих способностей учащихся является активное включение их в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное. Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Такая активная форма работы позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.
Исследовательская работа является одним из направлений экологической деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает особый подход к экологическому обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Экологизация учебных дисциплин в нашей школе осуществляется с 2007 года, вводится региональный компонент экологического направления в программе базисного учебного плана по биологии, географии. В вариативную часть учебного плана школы входят элективные курсы экологической направленности: «Экология нашего края», «Экологический практикум в условиях сельской школы», «Факторы среды и здоровье человека», «Химия вокруг нас», «Биологические ритмы человека», «Водоёмы».
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в нашей школе не ведется, поэтому необходимо максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу.
При этом необходимо разрешить следующие противоречия:
· между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире и с ограниченными рамками учебного процесса;
· между стремлением учащихся к получению знаний посредством решения проблем через исследовательскую деятельность;
· между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями;
· между растущим интересом учеников к экологическим проблемам и поиску «рецептов» выхода из создавшегося положения.
Из данных противоречий вытекает цель: формирование экологических знаний и умений у учащихся через исследовательскую деятельность, связанных с овладением простейшими приёмами исследования окружающей среды, самонаблюдением и пропагандой экологических знаний.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии;
· способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;
· развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.
Экологическое обучение и воспитание могут быть представлены одним общим понятием - формирование экологической культуры. Существенным фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Эти ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских школ, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Экологическое обучение и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, которая включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества. Для реализации данного опыта мною создана и апробирована авторская программа элективного курса «Экологический практикум в условиях сельской школы».
Экологическое обучение и воспитание в нашей сельской школе направлено:
· на развитие личности каждого ученика;
· расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;
· развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, района.
Методы исследовательской и практической деятельности учащихся, которые я использую в своей работе:
1)Наблюдение с целью описания биотических и абиотических компонентов природы и влияния на них деятельности человека;
2)Формулирование проблемы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;
3)Мониторинг за состоянием окружающей среды, взятие проб воды, почвы, формулирование выводов;
4)Владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
Ведется исследовательская работа по изучению экологической обстановки той местности, где проживают.
Практический выход:
· выставка рисунков и плакатов в рекреациях школы и участие в областных и районных конкурсах;
· проведение конкурсов рефератов, сочинений, стихотворений по экологии;
· выступления, связанные с экологической проблемой на научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровня;
· проведение интегрированных уроков.
Работа по экологизации предмета биологии через исследовательскую деятельность в моей педагогической деятельности осуществляется в двух направлениях: 1)на уроке; 2)во внеклассной работе.
Реализация экологического подхода к изучению школьного курса биологии в 6-7 классах предусматривает использование краеведческого материала. Именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к исследовательской деятельности.
Так, например, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растении происходит на экскурсии «Растения сельской местности». В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).
На уроках биологии в 8-9 классах исследовательская деятельность может быть организована не только в процессе выполнения лабораторных работ, но и других видов самостоятельных работ: с дополнительной литературой, защита рефератов, ролевые игры, использование дидактических карточек, имеющие исследовательскую направленность.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна:
«Белки - основа жизни»; «Биологически активные вещества»; «В здоровом теле - здоровый дух»; «Вирусы в жизни человека»; «Витамины - залог успеха и здоровья»; «Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы»; «Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат»; «Влияние света на рост растений»; «Влияние транспорта на экологию и здоровье»; «Исследование качества питьевой воды»; «Экология жилища»; «Влияние автотранспорта на окружающую среду»; «Мониторинг водоёмов села Караульное»; «Компьютер и здоровье человека»; «Исследование сточных вод колхоза им.Дзержинский».
На протяжении пяти лет я являюсь руководителем учебной группы «Юный эколог», в задачи которой входят:
· воспитание экологической культуры школьников, любви к окружающему миру;
· формирование общих знаний по экологии; умений и навыков исследовательской деятельности;
· развитие интереса к предмету «Экология»;
· профориентация школьников.
Группа работает по трем направлениям деятельности:
· практическая природоохранная, связанная с уборкой прикрепленных территорий;
· учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического состояния села: воды, почвы, растительного и животного мира;
· просветительская, связанная с пропагандой экологических знаний среди жителей села, района.
Могут выполняться коллективные или индивидуальные исследования. При этом многие работы носят комплексный характер исследований. Обычно практическую работу по очистке территорий совмещаем с исследовательской деятельностью. Школьники на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий. Ребята ежегодно со своими работами принимают участие сначала на школьной научно-практической конференции «Новое поколение», затем на районной и областной научно-практической конференциях.
При организации исследовательской деятельности в своей практике я реализую следующие направления:
1)экологические исследования;
2)исследования в рамках предмета;
В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследовали экологию села, влияние автотранспорта на окружающую среду, воду из различных источников на территории села, экологию собственного дома, прудовые хозяйства колхоза им.Дзержинский. Также мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполнили ряд исследовательских работ, например «Сладкая жизнь», «Профессиональная среда и здоровье человека». В результате применения в учебном процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
· работать с различными источниками информации для получения необходимых сведений;
· называть основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
· характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства;
· прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот, излагать суть экологических проблем отдельных территории и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· сравнивать полученные показатели;
· представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологии.
Экологизированная направленность предмета биологии позволяет повысить активизацию познавательной деятельности учащихся. С каждым годом увеличивается интерес учащихся к исследовательской деятельности. В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся обучаются видеть проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; овладевать навыками конструктивного общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.
Результативностью предложенной работы является участие в районных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях районного и областного масштаба, в международных семинарах.
Список литературы
1.Баймуратова Я.Г. Организация исследовательской деятельности по воспитанию эколого-нравственных качеств учащихся.//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.-М.:Народное образование, 2001г.
2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М.,2001г.
3.Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности.- Ярославль, 2003г.
4.Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда: ВИРО, 2004г.
5.Полат Е.С.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Академия 2007г.
6.Русских Г.А. Технология проектного обучения / Биология в школе №3, 2003г.
7.Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. №9.
8.Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие - М.: «Глобус», 2008г.
9.Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся . – Волгоград: Учитель, 2008г.
Здравствуйте, Динара Лухпановна! Вы проводите огромную работу, почему же не обощаете опыт работы по данной проблеме на областном уровне. Результаты своей работы можете опубликовывать на сайте сообщества "Дельта"
Динара Лухпановна! Было очень приятно прочитать вашу статью - отчёт о работе. Вы очень ответственный, деятельный, увлеченный человек в своем деле – учить детей. А главное у вас есть увлеченные деятельностью дети. «Дерзайте! Все для вас!». Спасибо.
Динара Лухпановна! Вы представили богатый опыт работы по экологическому воспитанию школьников, и я знаю, что это в сжатом виде. Вы молодец! Я согласна с мнением Надежды Юрьевны. С уважением И.Б.
Динара Лухпановна, Ваши работы основываются на жизненном опыте учащихся, на наглядности, на ситуации успеха. Вы нам представили содержательный отчёт по экологическому воспитанию.
Имангулова Д.Л. учитель биологии,
МОУ «Караулинская ООШ»
Экологизация предмета биологии
через исследовательскую деятельность.
ХХ1 век объявлен ЮНЕСКО веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных проблем выживания и развития человечества. Следовательно, стратегия развития образования ХХ1 века должна разрабатываться с учетом идеи экологизации и гуманизации. Актуальность данного опыта обусловлена формированием экологических знаний, умений, навыков и мировоззрения на базе практической деятельности с включением регионального компонента, где предусмотрены программные наблюдения за состоянием окружающей среды и влияние ее на здоровье человека. Одним из направлений в достижении этих целей можно считать экологизацию предмета биологии через исследовательскую деятельность. Экологизированная направленность курса биологии дает возможность привлечь школьников к исследовательской деятельности. На современном этапе развития общества становится совершенно очевидным, что человечество должно изменить свое отношение к природе, научиться жить в гармонии с ней. Недаром ХХ1 век объявлен мировым сообществом как «столетие окружающей среды». В этих условиях проблема экологического воспитания и обучения подрастающего поколения обретает особую значимость. Задача учителя состоит не только в том, чтобы показать актуальность экологических проблем, но и формировать у учащихся экологическое сознание как часть общекультурного развития человека, а также особый стиль мышления, способствующий осознанию значимости своей практической помощи природе, развивать навыки научного анализа природных явлений.
Четвертый год работаю над темой самообразования «Экологизация предмета биологии через исследовательскую деятельность». Исследовательская деятельность учащихся основывается на:
· жизненном опыте учащихся (знания должны быть личностно значимы);
· наглядности (можно увидеть, потрогать);
· ситуации «успеха» (если вы это запомните, то вам это пригодится).
В настоящее время становится все более актуальными вопросы состояния окружающей среды. Человечество стоит перед необходимостью реализации безопасного экологического развития. Для этого необходимы новые знания об окружающей среде, новые технологии, новые нормы поведения. Все это не мыслимо без изучения экологии. Потребность в экологическом образовании связана с необходимостью обеспечения благополучной среды для жизни человека. Наблюдения показывают, что люди, нанося ущерб окружающей среде, в большинстве случаев действуют не по злому умыслу, а от элементарной безграмотности. В сложной системе воспитания у детей ответственного отношения к природе, ведущее место занимает школа. Широта взглядов на природу, комплексная оценка её возможностей, понимание её целостности формируется только в школе.
Содержание предмета биологии позволяет учащимся вместе с учителем познавать окружающий мир, закономерности его развития, устанавливать внешние и внутренние связи между объектами живой природы, осознавать место человека в окружающем его мире. Основным условием развития творческих способностей учащихся является активное включение их в учебный процесс как исследователей, самостоятельно добывающих знания, открывающих для себя что-то новое, неизвестное. Одной из форм организации деятельности учащихся является исследовательская работа, в процессе которой идет воспитание и обучение творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения, свободно применять их в своей деятельности. Такая активная форма работы позволяет ученику, опираясь на имеющиеся знания, умения и навыки, учитывая свои индивидуальные особенности, ставить поисковую задачу. Обучающий результат такой работы заключается не только в приобретении новых знаний, но и овладении исследовательскими навыками.
Исследовательская работа является одним из направлений экологической деятельности.
Исследовательская деятельность предполагает особый подход к экологическому обучению, построенный на основе естественного стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего мира.
Экологизация учебных дисциплин в нашей школе осуществляется с 2007 года, вводится региональный компонент экологического направления в программе базисного учебного плана по биологии, географии. В вариативную часть учебного плана школы входят элективные курсы экологической направленности: «Экология нашего края», «Экологический практикум в условиях сельской школы», «Факторы среды и здоровье человека», «Химия вокруг нас», «Биологические ритмы человека», «Водоёмы».
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах и как самостоятельный курс в нашей школе не ведется, поэтому необходимо максимально использовать аспекты экологии на уроках биологии и во внеурочное время через исследовательскую работу.
При этом необходимо разрешить следующие противоречия:
· между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире и с ограниченными рамками учебного процесса;
· между стремлением учащихся к получению знаний посредством решения проблем через исследовательскую деятельность;
· между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями;
· между растущим интересом учеников к экологическим проблемам и поиску «рецептов» выхода из создавшегося положения.
Из данных противоречий вытекает цель: формирование экологических знаний и умений у учащихся через исследовательскую деятельность, связанных с овладением простейшими приёмами исследования окружающей среды, самонаблюдением и пропагандой экологических знаний.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
· развитие индивидуальных познавательных интересов учащихся к биологии и экологии;
· способствовать решению задач экологического воспитания учащихся, формированию бережного отношения к природе;
· развивать навыки проектной и исследовательской деятельности.
Экологическое обучение и воспитание могут быть представлены одним общим понятием - формирование экологической культуры. Существенным фактором экологического обучения и воспитания сельских школьников является воздействие на них социальной природной среды. Эти ребята близки к природе, их представления более разнообразны и конкретны, чем у ребят городских школ, так как они повседневно наблюдают труд взрослых, сами работают на полях и огородах, ухаживают за домашними животными. Экологическое обучение и воспитание осуществляется во взаимосвязи учебной деятельности и внешкольной работы, которая включает в себя систему уроков и внеурочных практических занятий. Хорошие результаты дает работа в лаборатории, где ребята имеют реальную возможность приобщиться к исследовательской деятельности. Как бы ни были обширны знания, почерпнутые из учебников и книг, они не могут заменить собственных наблюдений, самостоятельного творчества. Для реализации данного опыта мною создана и апробирована авторская программа элективного курса «Экологический практикум в условиях сельской школы».
Экологическое обучение и воспитание в нашей сельской школе направлено:
· на развитие личности каждого ученика;
· расширение и углубление знаний учащихся по экологии и проблемам охраны природы;
· развитие у школьников потребности принимать личное участие в охране окружающей среды и решении экологической проблемы на уровне класса, школы, села, района.
Методы исследовательской и практической деятельности учащихся, которые я использую в своей работе:
1)Наблюдение с целью описания биотических и абиотических компонентов природы и влияния на них деятельности человека;
2)Формулирование проблемы и исследовательской задачи, составление плана, проведение вариантов опыта, оформление результатов;
3)Мониторинг за состоянием окружающей среды, взятие проб воды, почвы, формулирование выводов;
4)Владение приемами оформления данных наблюдений и опытов в виде таблиц, диаграмм, графиков;
5)Социологические методы: анкетирование, опросы, беседы.
Ведется исследовательская работа по изучению экологической обстановки той местности, где проживают.
Практический выход:
· выставка рисунков и плакатов в рекреациях школы и участие в областных и районных конкурсах;
· проведение конкурсов рефератов, сочинений, стихотворений по экологии;
· выступления, связанные с экологической проблемой на научно-практических конференциях школьного, районного и областного уровня;
· проведение интегрированных уроков.
Работа по экологизации предмета биологии через исследовательскую деятельность в моей педагогической деятельности осуществляется в двух направлениях: 1)на уроке; 2)во внеклассной работе.
Реализация экологического подхода к изучению школьного курса биологии в 6-7 классах предусматривает использование краеведческого материала. Именно краеведческий принцип подбора учебного материала - одно из условий привлечения интереса и внимания учащихся к исследовательской деятельности.
Так, например, в 6 классе в теме «Общее знакомство с растениями» изучение жизненных форм растении происходит на экскурсии «Растения сельской местности». В 7 классе в теме «Общие сведения о многообразии животных» понятия темы рассматриваются на сообществах животных, которые знакомы учащимся (кошках, собаках).
На уроках биологии в 8-9 классах исследовательская деятельность может быть организована не только в процессе выполнения лабораторных работ, но и других видов самостоятельных работ: с дополнительной литературой, защита рефератов, ролевые игры, использование дидактических карточек, имеющие исследовательскую направленность.
Тематика исследований чрезвычайно разнообразна:
«Белки - основа жизни»; «Биологически активные вещества»; «В здоровом теле - здоровый дух»; «Вирусы в жизни человека»; «Витамины - залог успеха и здоровья»; «Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую и дыхательную системы»; «Влияние обуви на опорно-двигательный аппарат»; «Влияние света на рост растений»; «Влияние транспорта на экологию и здоровье»; «Исследование качества питьевой воды»; «Экология жилища»; «Влияние автотранспорта на окружающую среду»; «Мониторинг водоёмов села Караульное»; «Компьютер и здоровье человека»; «Исследование сточных вод колхоза им.Дзержинский».
На протяжении пяти лет я являюсь руководителем учебной группы «Юный эколог», в задачи которой входят:
· воспитание экологической культуры школьников, любви к окружающему миру;
· формирование общих знаний по экологии; умений и навыков исследовательской деятельности;
· развитие интереса к предмету «Экология»;
· профориентация школьников.
Группа работает по трем направлениям деятельности:
· практическая природоохранная, связанная с уборкой прикрепленных территорий;
· учебно-исследовательская, направленная на изучение экологического состояния села: воды, почвы, растительного и животного мира;
· просветительская, связанная с пропагандой экологических знаний среди жителей села, района.
Могут выполняться коллективные или индивидуальные исследования. При этом многие работы носят комплексный характер исследований. Обычно практическую работу по очистке территорий совмещаем с исследовательской деятельностью. Школьники на конкретных примерах убеждаются в необходимости природоохранных мероприятий. Ребята ежегодно со своими работами принимают участие сначала на школьной научно-практической конференции «Новое поколение», затем на районной и областной научно-практической конференциях.
При организации исследовательской деятельности в своей практике я реализую следующие направления:
1)экологические исследования;
2)исследования в рамках предмета;
В рамках данного направления учащиеся нашей школы исследовали экологию села, влияние автотранспорта на окружающую среду, воду из различных источников на территории села, экологию собственного дома, прудовые хозяйства колхоза им.Дзержинский. Также мы практикуем исследования в рамках предмета. В этом направлении учащиеся выполнили ряд исследовательских работ, например «Сладкая жизнь», «Профессиональная среда и здоровье человека». В результате применения в учебном процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают следующими умениями и навыками:
· работать с различными источниками информации для получения необходимых сведений;
· называть основные закономерности возникновения и развития отдельных компонентов природы Земли, делать на основе этого простейшие прогнозы их дальнейшего развития;
· характеризовать отдельные компоненты природы и хозяйства;
· прогнозировать влияние природных условий на человеческую деятельность и наоборот, излагать суть экологических проблем отдельных территории и основные принципы рационального природопользования и охраны окружающей среды;
· сравнивать полученные показатели;
· представлять результаты исследовательской работы с использованием информационных технологии.
Экологизированная направленность предмета биологии позволяет повысить активизацию познавательной деятельности учащихся. С каждым годом увеличивается интерес учащихся к исследовательской деятельности. В ходе урочной и внеурочной исследовательской деятельности учащиеся обучаются видеть проблему, самостоятельно ставить задачи, планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; овладевать навыками конструктивного общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, аргументировано говорить, владеть вниманием аудитории, выслушивать других, задавать вопросы по проблемам выступления.
Результативностью предложенной работы является участие в районных олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях районного и областного масштаба, в международных семинарах.
Список литературы
1.Баймуратова Я.Г. Организация исследовательской деятельности по воспитанию эколого-нравственных качеств учащихся.//Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник.-М.:Народное образование, 2001г.
2.Дереклеева Н.И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Вербум-М.,2001г.
3.Левина О.Г. Организация научно-исследовательской деятельности.- Ярославль, 2003г.
4.Ногтева Е.Ю., Лушников И.Д. Развитие экологической культуры учащихся. – Вологда: ВИРО, 2004г.
5.Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Академия 2007г.
6.Русских Г.А. Технология проектного обучения / Биология в школе №3, 2003г.
7. Титов Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии // Педагогика. 2003. №9.
8.Тяглова Е.В. Исследовательская и проектная деятельность учащихся по биологии: методическое пособие - М.: «Глобус», 2008г.
9.Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся . – Волгоград: Учитель, 2008г.
Ресурсы Интернет:
1. Issl.redu.ru/sb/1.
2. www.sc72.lipetsk.ru/investigation/index.html
3. www.researcher.ru.
4. www.oodi.ru
5. www.edu.yar.ru
С уважением, Надежда Юрьевна Манькова!