Система исправления и предупреждения ошибок на уроках русского языка в школе I вида
Submitted by Наталья Александровна Захарченко on Sat, 15/01/2011 - 12:14
Работа над ошибками должна формировать у учащихся особые умственные действия и операции, которые позволили бы детям учиться на собственных ошибках. Как показывает опыт работы, у глухих учащихся наблюдается разрыв между знаниями правил и умением самостоятельно практически их применять.
Для организации самостоятельной работы над ошибками я использую таблицу, которая подсказывает, на какое правило допущена ошибка, и в которой дан образец, как правильно исправлять допущенные ошибки.
Таблица «Работа над ошибками» включает в себя более 30 орфограмм, написание которых вызывает затруднение, начиная с начальной школы, и орфограммы, связанные с изучением нового материала. Каждое правило имеет свой порядковый номер. Он предполагается для того, чтобы ученик мог быстро и легко найти в таблице нужную ему орфограмму. Все учащиеся в начале года получают такую таблицу. Таблица заполняется по мере изучения того или иного правила.
Начинается работа с проверки рабочих тетрадей. Напротив слова, где допущена ошибка, на полях выписываю цифру-номер орфограммы, помещённой в таблице. При помощи условных знаков ученик самостоятельно отыскивает и исправляет ошибку, проговаривает правило, выполняет дополнительные тренировочные упражнения на данную орфограмму. Каждая работа проверяется и оценивается, при этом учитывается правильность и точность исправления.
Образец таблицы «Работа над ошибками»
N
правило
пример
22.
В конце существительных женского рода после шипящих пишется ь.
В конце существительных мужского рода после шипящих ь не пишется.
ночь (сущ.ж.р.)
дочь (сущ.ж.р.)
тишь (сущ.ж.р.)
шалаш (сущ.м.р.)
сторож (сущ.м.р.)
Таким образом, учитель имеет возможность контролировать каждого ученика, видеть его «любимые» ошибки и умение правильно выбрать нужное правило, выделить наиболее трудные орфограммы для класса и соответственно возвращаться к тому или иному материалу, индивидуально подбирая упражнения для каждого ученика и целенаправленно давать задания для всего класса. В комплекте с таблицей подобраны схемы-опоры, которые помогают учащимся вспомнить то или иное правило. Так как основная масса ошибок- на правописание падежных окончаний имён существительных и имён прилагательных , в таблице размещены следующие правила:
N
правило
пример
10.
Чтобы узнать падеж существительного, надо найти слово, от которого оно зависит, и поставить от этого слова вопрос к существительному. В именительном падеже существительное является подлежащим.
Скоро наступит (что?) зима.(сущ. И.п.)
Дети рады (чему?) зиме.(сущ. Д.п.)
Смотри схему-опору « Падежные окончания имён существительных»
Результат данной работы регулярно заносится в технологические карты.
Таблица «Работа над ошибками» заставляет учеников более внимательно относиться к допущенным ошибкам, анализировать и систематизировать их. Компактное изложение практических тем позволяет учащимся не только увидеть систему русского правописания, но и осознать внутренние связи в своей логике. Данная таблица- надёжный помощник учителя при повторении, изучении нового материала, при подборе индивидуального задания. С учётом данной таблицы учитель точно и безошибочно подбирает задания, необходимые именно этому ученику.
Далее, в рабочих тетрадях выписываю слова с пропущенной орфограммой. Ученик должен прочитатьэто слово и, пользуясь таблицей или словарями, прописать орфограмму, а затем это слово выписать до конца строки, обязательно подчёркивая вставленную букву: уг дал. Либо после слов с пропущенными буквами ставлю тире. Значит, это слово нужно проверить, т.е. подобрать к нему проверочное. А если после слова стоит запятая, это-словарное слово, надо просто выписать его до конца строки. Работа над ошибками не самоцель. Исправлением, повторением правил это не заканчивается. На материале слов, где были допущены ошибки, пишутся диагностические зрительные диктанты, между учащимися проводится взаимопроверка работ и т.д. Как видим, работа над ошибками-творческая работа, требующая многих умений и навыков.Раз в четверть проводится защита индивидуальной домашней работы над ошибками. Цель работы-развитие исследовательских и творческих навыков, умение оформить и защитить результат самостоятельной творческой работы, развитие речи, развитие интереса к аналитической деятельности. Отрабатывается определённая группа ошибок, вызывавших затруднение. Итоговым заданием может быть творческая работа,имеющая элемент игры. Учащиеся с помощью педагога составляют «Письмо учёному соседу» по следующей схеме: в письме «учёный сосед» должен вставить пропущенные орфограммы. Схема письма:
Дорогой друг, сегодня получил свою контрольную работу и хочу поделиться с тобой…………….,потому что получил……………………………………….
А ошибок у меня всего…….
Ты знаешь, слово……………………………пишется с ……………...буквы, так как………………………………………
А ещё я допустил ошибку в слове………………….., но теперь я запомнил, что…………………………………………………………………………………..
Несколько ошибок я допустил на правило…………………………………
А слова-……………………………………………………..мне следует запомнить.
Думаю, в следующей работе я учту все замечания и напишу её на ………
А теперь, мой друг, я прощаюсь с тобой и надеюсь, что моё письмо будет полезно и тебе. Ведь человеку свойственно ошибаться, а учиться никогда не поздно.
Таким образом, основными видами самостоятельной работы учащимися над ошибками являются:
1)самостоятельное отыскивание и исправление ошибок;
2)самостоятельное исправление ошибок, подчёркнутых учителем или отмеченных при помощи специальных условных знаков;
3)самостоятельное выписывание слов, в которых допущены ошибки;
4)составление предложений со словами, в которых были допущены ошибки;
5)работа со словарями;
6)выполнение тренировочных упражнений на те правила, на которые допущены ошибки.
Цели:мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях; интенсивное обучение правописанию, реализация дифференцированного подхода; способствование развитию логического мышления, самостоятельности и самоконтроля, развитие определённой заинтересованности у учащихся к предмету русского языка.
Межпредметная связь в работе над ошибками
Добиться грамотного письма и правильной русской речи в классах для глухих только за счет уроков русского языка практически невозможно. Поэтому очень важна межпредметная связь. Со значением, правописанием слов учащиеся знакомятся на уроках математики, истории, географии, биологии. В тетрадях по этим предметам ведется среди прочего и словарная работа. А на уроках социально-бытовой ориентировки ученики часто пишут мини-сочинения. Знания по этим дисциплинам часто помогают в работе над ошибками. Например, слово «квадрат» дети проверили латинским словом квадра, с которым познакомились на математике. Слова с корнем гео- объясняли с точки зрения их образования.