Общее положение и описание проблемы реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью.
Submitted by Наталья Александровна Захарченко on Sat, 15/01/2011 - 11:57
Общее положение и описание проблемы
реабилитации детей с нейросенсорной тугоухостью.
Нарушение слуха, возникшее у ребенка в доречевой период, приводит к задержке слухоречевого и общего психофизического развития, а в тяжелых случаях к глухонемоте.
Комплекс мероприятий по оказанию помощи детям с нарушенным слухом получил название «реабилитация». Это длительный, многолетний процесс, включающий:
-Выявление дефекта слуха с помощью простых сурдологических приемов;
-Количественную оценку состояния слуховой функции (получение тональной аудиограммы, вычисление средней потери слуха);
-Подбор адекватных звукоусиливающих устройств (ИСА и индивидуального «тренажера»);
-Систему сурдопедагогических занятий, необходимых для слухоречевого и общего развития детей с нарушенным слухом;
Существует такое понятие как «возраст слуха» или слуховой опыт. Возраст тугоухого ребенка часто не совпадает с «возрастом» его слуха, так как последний отсчитывается с того момента, когда началась слуховая работа с ребенком. Необученный ребенок в возрасте 2-3 лет старше может не реагировать на речевые сигналы и поэтому производит впечатление глухого, не являясь таковым.
Известно, что обязательным этапом развития речи является период пассивного ее воспроизведения, когда ребенок только слушает, но не говорит. Такой «подготовительный период» у слышащих детей продолжается 18 месяцев. Поэтому, приступая к обучению ребенка с пониженным слухом, прежде всего, нужно обеспечить соответствующие акуститечские условия для прохождения им подготовительного этапа развития речи, т.е. создать звуковое окружение достаточной громкости. При отсутствии дополнительного усиления или полном отсутствии речевого общения у ребенка произойдет постепенное угасание реакции на речь окружающих.
После предварительной слуховой тренировки в течение «диагностического периода» продолжительностью не менее 12 месяцев следует проводить контрольное аудиометрическое исследование с целью получения более надежных данных о состоянии слуха ребенка.
Обучение детей в спец\садах проводится в основном по программе, основанной на обучении чтения с лица, дактильнологии, механической постановке звуков речи. Тогда как совершенно необходимо значительно больше внимания уделять слуховой тренировке, без которой невозможно обеспечить запоминание на слух даже ограниченного набора слов.
Дактильный метод обучения еще недавно был введен как обязательный и основной не только в детских садах для глухих, но и для слабослышащих детей. Это привело к тому, что он из вспомогательн6ого фактически превратился в основной метод обучения. Дети из выпускных групп таких детских садов не подготовлены к речевому общению на слухо-зрительной основе. Навыки чтения с лица недостаточны для общения. Основным средством общения остается мимикожестикуляционная речь.
Вследствие чего потенциальные возможности слуховой системы остаются нереализованными, речь неразвитой.
Необходимо разрабатывать и использовать такие программы обучения слабослышащих детей, которые обеспечивали бы максимальное использование их остаточного слуха.
Задачи и содержание работы по развитию слухового восприятия и обучение произношению.
Целью работы является развитие у глухих детей восприятия устной речи на слухо-зрительной и слуховой основе и овладения ими произносительной стороны речи для того, чтобы утвердить устную речь как средство общения. При этом основной задачей работы по развитию остаточного слуха глухих дошкольников и обучения их произношению является формирование у них потребностей в устном общении.
Задачами работы по развитию слухового восприятия являются:
1.Развитие остаточного слуха ребенка, осуществляемое в процессе целенаправленного обучения восприятию на слух речи и неречевых звучаний.
2.Создание на базе развивающегося слухового восприятия качественно новой, слухо-зрительной, основы для восприятия устной речи.
3.Обогащение представления глухих детей представления о звуках окружающего мира.
Задачей работы по обучению произношений является формирование внятной, членораздельной, естественной устной речи.
Учитывая исключительную роль, которую играет устная речь, как средство общения глухого ребенка со слышащими, наиболее важным является формирование у него внятной, понятной для окружающих речи.
Важным также является утверждение устной речи глухого как оружия мышления и базы владения языком.
Поэтому при обучении произношению необходимо достигать ее максимальной членораздельности, т.е. в устной речи ребенка должны присутствовать и быть отчетливо представлены друг другу все элементы фонетической системы языка: Звук, согласные ударения, интонации.
Основным содержанием работы является обучение восприятию (на слуховой и слухо-зрительной основе) и воспроизведению устной речи. Работа по развитию слухового восприятия и формированию произношению проводится, главным образом, на материале, осмысленных единиц: слов, словосочетаний, фраз, текстов.
В содержании работы по развитию остаточного слуха детей входит:
- обучение восприятию на слух речевого материала: звукоподражаний, слов и словосочетаний, фраз, текстов;
- обучение ощущению неречевых (барабан, дудка и т.п.) и речевых (слогосочетания) сигналов при постоянном увеличении расстоянии от источников звука;
- обучение различению на слух неречевых и речевых сигналов, различие звучания игрушек, определение количества, долготы, громкости, ритма звучания и т.п.
В содержание обучения произношению входит работа над:
- речевым дыханием;
- голосом;
- звуками и их сочетаниями;
- словом;
- фразой.
Система работы по формированию восприятия и воспроизведению устной речи.
В процессе обучения глухого ребенка устной речи необходимо формировать у него условно – рефлекторную связь: слушаю - говорю. Для этого с первых дней следует побуждать его к проговариванию всей обращенной к нему речи, которую он воспринимает слухо-зрительно, а в дальнейшем и на слух. Это проговаривание – на первых годах обучения вслух, а на последующих – про себя - способствует, как формированию процесса слухо-зрительного восприятия, так и овладению произносительными навыками на основе подражания.
Устная речь взрослых является для ребенка образцом для подражания. Поэтому их речь должна быть совершенно естественной, т.к. дети в условиях постоянного пользования звукоусиливающей аппаратурой именно на основе подражания речи педагога и воспитателей, овладевает умением произносить речевой материал слитно, в нормальном темпе, с выраженным словесным и логическим ударением. Любое утрирование в речи взрослых приводит к неправильному произношению у детей, а также к резкому сокращению лиц, которых они будут понимать, привыкнув к неестественной речи.
Работа по развитию слухового восприятия начинается с обучения реагирования на звуковой сигнал, которая проводится при выработке условно-двигательной реакции на звук: на речевой (звучание барабана, гармошки и т.п.) и речевые (слоги слогосочетания типа: па, папапа, пу, пупупу и т.п.) стимулы. При этом интенсивность звучания постепенно уменьшается за счет увеличения расстояния от источника звука до уха ребенка.
Параллельно с выработкой условно-двигательной реакции на звук дети учатся различать на слух звучание игрушек, слов, словосочетаний и фраз. Различие на слух – это деятельность детей как ответ на проявление им на слух речевого материала или неречевых звуков, знакомых по звучанию.
После того, как дети научились различать на слух первые слова и фразы, они учатся их опознавать на слух. Опознание на слух – это деятельность детей как ответ на предъявление речевого материала, знакомого по звучанию. Опознавание на слух осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
Постепенно в ходе целенаправленной работы по развитию слухового восприятия, расширяются возможности того или иного ребенка в восприятии на слух речи и неречевых звучаний. Проведение работы по развитию остаточного слуха детей способствует также получению более точных данных при аудиологическом обследовании дошкольников в сурдокабинете, что позволяет уточнить степень и характер поражения слухового анализатора.
Работа по развитию слухового восприятия должна способствовать формированию устной речи детей как средства общения. Поэтому исходной речевой единицей при обучении восприятию речи на слух должна быть фраза. Однако, глухие дети, поступающие в детский сад, не владеют словесной речью. Поэтому на первом году занятий дети учатся воспринимать на слух звукоподражания и слова, а на втором и третьем – фразы.
Проведение ранней и интенсивной работы по развитию остаточного слуха детей принципиально изменяет пути формирования произносительных навыков у глухих детей, которое происходит при использовании их развивающего слухового восприятия и при участии зрения т.е. при слухо-зрительном восприятии, что принципиально расширяет возможности детей в усвоении произношения при подражании речи взрослых в отличии от пользования только зрения.
Успешному усвоению произношения звуков способствует также широкое использование фонетической ритмики. Детям предлагаются для подражания различные виды движений, сочетающиеся с произнесением фраз, словосочетании, слов, слогов и звуков. Фонетическая ритмика способствует формированию у детей ритмико-интонационной структуры слова и фразы, более естественной слитной, ритмичной речи.