Submitted by Татьяна Борисовна Чекурова on вс, 09/01/2011 - 21:52
Окружающий мир (1 класс)
Тема. "Почему их так назвали".
Цели:
qраскрыть взаимосвязь между названиями некоторых растений, грибов, животных и их особенностями; расширить знания о грибах; сформировать первоначальные представления об экологии и ее роли в жизни людей;
qпознакомить с профессией – эколог;
qвоспитывать любовь к природе, бережной отношение к ней, к родному краю.
Оборудование:
1.Муравьишка Вопросик, Мудрая Черепаха.
2.Презентация к уроку «Почему их так назвали?»
Ход урока
I. Организационный момент
Сообщение темы и целей урока.
– Ребята, сегодня Муравьишка Вопросик приглашает на прогулку. А вот куда, отгадайте:
Весной веселит,
Летом холодит,
Грибами, ягодами одаривает,
Осенью засыпает,
Весной опять оживает (Лес).
– Правильно, сегодня мы с Муравьишкой отправляемся в лес! (включается слайд с изображением леса). Там Муравьишка познакомит нас с некоторыми растениями и насекомыми, проверит знания о грибах, умение отгадывать загадки.
II. Работа по теме.
1.Отгадай загадку.
Итак, Муравьишка Вопросик пригласил нас в лес, и просит прослушать текст Н. Сладкова. (читает учитель)
«Ходят в лес по ягоды, по грибы, по орехи. А что если отправиться в лес по загадки? Интересно собирать ягоды, грибы, орехи, а загадки? А загадки еще интересней искать. Что там грибы, орехи! Соберешь – успокоишься, а как загадки разыскиваешь – так покой потеряешь. А как нашел загадку – так отгадку подавай, значит, в лес иди, отгадку ищи. Пока ищешь – две новых загадки найдешь. И пошло-поехало – конца не видно!»
– Ребята, сегодня мы будем искать загадки в лесу, и разгадывать их.
– Посмотрите, что показывает нам Муравьишка?
2.Работа по учебнику (с. 98)
Учитель просит рассмотреть рисунок на с. 98 в учебнике и вместе с детьми читает названия растений.
– Ребята, а как назвать одним словом то, что мы сейчас увидели? (Это растения)
(Слайд с этим словом.)
– Да, это растения с очень интересными названиями. И вот первая загадка леса:
А почему их так назвали?
(Дети пробуют объяснить, почему эти растения получили такие названия)
– А теперь давайте прочитаем, как объяснил названия этих растений Муравьишка.
(Ученики читают о каждом растении, находят и показывают эти растения в учебнике, проводят линию к нужному растению.)
3. Работа в группах.
Муравьишка Вопросик будет загадывать загадки о растениях которые находятся в учебнике, а вы, отгадав, должны объяснить, почему они так названы? (Показ слайдов с растениями.)
Почему дышу я вольно,
И судьбой своей доволен.
Хоть расту я вдоль дорог,
И меня топчут сотни ног? (Подорожник.)
Он желтыми цветками распускается,
А после цветения сдувается. (Одуванчик.)
Голубой бубенчик
На лугу стоит.
И под песню ветра
Весело звенит. (Колокольчик.)
-Подорожник назвали так, потому, что он растет вдоль дорог. Одуванчик назван так, потому что, когда отцветает цветок, он легко сдувается. А цветки колокольчика похожи на маленькие колокольчики.
Что вы знаете, о таких растениях, как подорожник и одуванчик?
(Подорожник является лекарственным растением, с помощью которого заживают раны. В народной медицине одуванчик называют «жизненным эликсиром» и применяют при различных болезнях. Листья молодых одуванчиков используют для приготовления витаминного салата, и из цветочков варят варенье.)
III. Физ.минутка.(Бабочка.)
Спал цветок и вдруг проснулся
Больше спать не захотел
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется.
IV. Работа над темой урока.
1.Беседа.
– Бабочка, это кто? (Насекомое).
– Отгадайте загадки и узнайте, с какими насекомыми сейчас познакомит нас Муравьишка Вопросик.
Жу-жу, жу-жу.
Я на ветке сижу,
Я на ветке сижу,
Букву «ж» все твержу.
Зная твердо букву эту,
Я жужжу весной и летом (Жук).
– Да, это жук. Посмотрите, с какими жуками дружит Муравьишка (На слайде жук-олень, жук-носорог, жук-слоник).
-Как вы думаете почему их так назвали?
2. Работа по учебнику. (с. 99)
-Найдите рисунки жуков. Соедините линиями насекомых с тем животным, которое они напоминают. (Работа в парах. Взаимопроверка.)
-Ребята, отгадайте, о каком жуке сейчас расскажет вам Муравьишка:
«Этот жук – опасный вредитель. Он обгрызает листья деревьев, особенно берез, еще опаснее его личинки. Эти жуки носят названия того месяца, в котором они появляются» (Майские жуки).
(Учитель показывает слайд.)
3. Рассказ учителя.
-Лес шелестит, поет, звенит, жужжит… Слушай лес и радуйся его живым голосам! (Показ слайда.)
– Весенний ручеек в лесу… Прислушайся к его журчанию. Что можно сказать о звуках ручейка?
– Шелест листьев… Он может быть радостным и тревожным. Какие звуки издают листья на ветру?
– Какие звуки издают насекомые?
– Чудесный концерт в лесу дают птицы. Каждая поет по-своему. Слушай пение птиц, наслаждайся им!
4.Игра «Озвучь картинку».
Каждому ряду дается задание, какие звуки они должны произнести. Это они делают одновременно. И мы услышим «звуки леса»
– шелест листвы ш-ш-ш-ш
– пение птиц, например, кукушки
– жужжание насекомых.
5. Беседа.
– Ребята, представьте, что вы в лесу (включается запись «пение птиц»).
– Можно ли, находясь в лесу, шуметь, кричать, включать громкую музыку? (Нет). Почему?
(Если мы будем шуметь, испугаем обитателей леса и не услышим прекрасные звуки леса).
– Голоса животных – это их разговоры. Шумными играми, криками мы, возможно помешаем животным сообщить друг другу что-то важное. Напуганная птица побоится подлететь к гнезду и птенцы останутся голодными. Возможно, некоторые животные совсем убегут или улетят из того уголка леса, который был их домом.
-Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали! Ребята, посмотрите: Муравьишка что-то нашел в траве! Отгадайте:
И на горке, и под горкой,
Под березой и под елкой,
Хороводами и в ряд
В Шапках молодцы стоят (Грибы).
(Показ слайда.)
– Около 100 тысяч грибов растут на нашей планете. Многие грибы очень дружат с определенными деревьями и кустарниками, обычно селятся под ними. Отгадайте, что это за грибы.
1.Очень дружные сестрички
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом (Лисички). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали?
2.Нет грибов дружней, чем эти –
Знают взрослые и дети, –
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (Опята). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали?
3.Под деревцем, под осинкой
Стоит мальчик с пальчик,
На нем сер кафтанчик, красна шапочка (Подосиновик). (Показ слайда.)
-Почему его так назвали?
4.Серенькие шляпки, рябенькие ножки.
Под березою растут. Как их зовут? (Подберезовики). (Показ слайда.)
-Почему их так назвали?
5.А этот красавец на беленькой ножке
Он в красненькой шляпке,
На шляпке горошки (Мухомор). (Показ слайда.)
– А почему мухомор получил такое название?
(Настоем этого гриба раньше морили мух).
– Этот гриб является съедобным?
– А можно ли этот гриб сбить ногой, раз он ядовитый?
(Нет, он служит лекарством для животных).
– Муравьишка приготовил еще 2 загадки, давайте их отгадаем.
6.Средь молодых сосенок
В блестящей темной шапочке
Растет грибок… (масленок) (Показ слайда.)
– Почему его так назвали?
(Шляпки блестят, будто смазанные маслом).
7.Люблю я в разных шапках быть,
То в желтой, то в зеленоватой,
То в красной или сероватой
Собирай, не мешкай это… (сыроежки). (Показ слайда.)
– Почему их так назвали?
(Они любят сырые места, сухости не переносят).
– Давайте сразу договоримся, сырыми есть их не будем!
– Какое правило должен знать каждый, кто собирает грибы?
Знать, где съедобные, а где ядовитые грибы. Не вырывать грибы с грибницей, не нарушать моховый ковер под деревьями. Грибы надо аккуратно срезать ножом.
V. Работа над словами «экология», «эколог»
На одной планете дружно жили дети
Не разоряли гнезда птиц
Ради нескольких яиц.
Не ловили по дубравам рыжих белок для забавы,
Травку не топтали, рек не загрязняли!
Все старательно с умом берегли свой общий дом.
Под названием Земля, где живем и ты, и я!
– Было бы чудесно, если бы все детишки, все взрослые поступали так, но, к сожалению, есть люди, которые бросают мусор, рвут цветы, ловят бабочек, ломают деревья, а мы все чаще и чаще слышим слово «экология».
– А кто из вас слышал это слово? Как вы думаете, что такое экология?
(Учитель показывает слайд.).
Экология– это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему Миру, к Земле.
– Мир разноцветный, яркий. Но любимый цвет экологов – зеленый. Он стал символом защиты Земли.
– От слова «экология» произошло слово «эколог».
Экологи– это люди, которые защищают природу, это ученые, которые оберегают все, что растет, и всех, кто живет в природе, от исчезновения.
Экологи придумали прекрасный праздник – День Земли. Люди всех стран отмечают его каждый год 22 апреля.
– Будет ли природе хуже, если, собирая орехи, мы сломаем несколько веточек? Или сорвем красивые цветы? Или поймаем необыкновенную бабочку?
– Что же станет с природой, если ее не будем беречь?
– Как вести себя на природе?
VI. Итог урока
– Ну, вот и подошла к концу наша прогулка в лес. Мы отгадали много загадок.
– Ребята, а что мы еще учились делать во время прогулки? (Объяснять названия).
Названия каких растений, насекомых, грибов вы запомнили? Почему их так назвали?
– Представить человека вне природы невозможно… без воздуха, воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это щедро дарит нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения. К сожалению, не растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Что бы они могли нам сказать? Давайте пофантазируем.
«Давайте жить так, чтобы наша Земля была щедрой и прекрасной, чтобы на ней звонко журчали чистые ручьи, звенели голоса птиц, цвели чудесные цветы!»
Дополнительный материал
Сказка про одуванчик
Встало однажды по весне Солнышко спозаранку, умылось теплым дождиком и пошло гулять по небу. Смотрит: хороша Земля! И леса, и луга – все в зеленом наряде, каждая травинка бисером переливается. А все-таки чего-то не хватает.
– Что бы еще такое придумать? – спросило само себя Солнышко. – Чем людей порадовать?
Взмахнуло оно золотым рукавом – брызнули на землю солнечные пылинки, и засветились на лугах, на тропиках веселые желтые огоньки – одуванчики.
– На меня похожи! – обрадовалось Солнышко.
А сердитая Зима неподалеку пряталась – в глухом лесу, в глубоком овраге. Услышала она, что Солнышко смеется, и выглянула тихонько из своего укрытия. Смотрит, а в траве много-много маленьких солнышок светятся. Ох, и разозлилась тут Зима! Махнула своим серебряным рукавом и запорошила веселые огоньки снегом. А сама далеко на Север ушла. С той поры братцы-одуванчики так и щеголяют сначала в желтом платье, а потом в белой пушистой шубке.
Букашкина гостиница – колокольчик
Колокольчики служат гостиницей для мошек и букашек. Спрячется солнышко за тучами – наклонит он свою головку, прикроет ее чуточку лепестками, чтоб капли дождя или росы туда не попали, нежную пыльцу не намочили, и становится похожим на крохотный шалашик. Заберутся в шалашик, спасаясь от ненастья, мелкие насекомые – тепло там им, сухо, уютно. Случится и шмель в цветке заночует. А выглянет утром солнышко – колокольчик опять головку поднимет, выпустит мошек на волю лепестки свои расправит и опять зазвенит. Так и живет…
Подорожник
Подорожник – обычное растение, его все знают. Он никогда не прячется от человека, наоборот, любит расти у него на виду – вдоль дорог, на лугах, вдоль домов. И целебные свойства этой травы нам известны. С кем не бывало – оцарапал руку, или натер ногу, приложил листок подорожника к больному месту, и скоро все заживет.