Влияние математического моделирования на развитие мышления учащихся
Ответов - 5
вс, 09/01/2011 - 17:16
Валентина Дмитриевна Пудикова
На сайте с: 30/11/2010
Баллы: 393
В настоящее время, не занимаясь экспериментальной и исследовательской деятельностью, школа не сможет выполнять свои функции образовательного учреждения. Исследовательская деятельность стала фактором создания современной школы, нового учителя. Опытно- исследовательская деятельность учителей направлена на изучение проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, и в определении путей их решения. Она направлена также на изучение взаимосвязей между требованиями общества и закономерностями развития ребенка.
Формирование математического мышления имеет практическое значение для решения проблемы формирования гармоничной личности.
Целенаправленное и систематическое применение учебного моделирования на уроках математики должно способствовать более эффективному формированию мышления учащихся.
Какие формы и методы обучения применять, чтобы повышать уровень развития мышления учащихся?
Должен ли педагог, занимающийся исследовательской деятельностью, обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»?
К какому источнику необходимо обратиться, чтобы уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме?
Уже несколько лет работаю по УМК А.Г. Мордковича, для которого характерно проблемное изложение материала. На уроках главным считаю формирование основ математического моделирования, т. е. формирование мыслительной способности извлекать из модели те знания о реальности, которые связывают ее с прототипом.
Поставленная мною цель достигается путем решения следующих задач:
создать условия для ознакомления учащихся с соотношениями между явлениями реального мира и его математическими моделями;
развивать воображение, алгоритмическое мышление обучающихся, способность к обобщению, выделению существенного;
воспитывать культуру использования математического языка для выражения мыслей, аккуратность при работе с моделями.
Основным методом обучения здесь является поисково-исследовательский метод.
А основные приемы мотивации:
создание эффекта предсказуемости деятельности на уроке, что делает совместную деятельность учителя и ученика на уроке достаточно комфортной.
Использование информационных технологий делает процесс обучения более интересным и наглядным, развивает творческую деятельность учащихся, их абстрактное и аналитическое мышление.
Согласна с Вами, что педагог, организующий исследовательскую деятельность школьников должен обладать чувствительностью к проблемам. Найти проблему в обыденной жизни, связанную с математикой не так-то просто. Несколько практических задач, которые позволяют создать проблемную с итуацию нашла в книге "Прикладные задачи на экстремумы" (Г.М. Возняк, В. А. Гусев). Для организации внеурочной исследовательской деятельности помогает сайт "Математические этюды"
На своих уроках я использую следующие методы для развитиямышления учащихся:
Познавательные: опора на жизненный опыт, учет познавательных интересов, создание проблемных ситуаций, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих задании.
Применение нетрадиционных форм урока.Такие как уроки-погружения, уроки-соревнования, уроки поиска истины
Весьма интересно моделировать ситуацию, опираясь на примеры из художественных произведений. Дополнительно идёт приобщение к чтению (пассивному), даже если только кратко пересказать сюжет.
В настоящее время, не занимаясь экспериментальной и исследовательской деятельностью, школа не сможет выполнять свои функции образовательного учреждения. Исследовательская деятельность стала фактором создания современной школы, нового учителя. Опытно- исследовательская деятельность учителей направлена на изучение проблем, возникающих в ходе образовательного процесса, и в определении путей их решения. Она направлена также на изучение взаимосвязей между требованиями общества и закономерностями развития ребенка.
Формирование математического мышления имеет практическое значение для решения проблемы формирования гармоничной личности.
Целенаправленное и систематическое применение учебного моделирования на уроках математики должно способствовать более эффективному формированию мышления учащихся.
Какие формы и методы обучения применять, чтобы повышать уровень развития мышления учащихся?
Должен ли педагог, занимающийся исследовательской деятельностью, обладать сверхчувствительностью к проблемам, быть способным видеть «удивительное в обыденном»?
К какому источнику необходимо обратиться, чтобы уметь находить и ставить перед учащимися реальные учебно-исследовательские задачи в понятной для детей форме?