Submitted by Раиса Мардасовна Ермолова on вс, 09/01/2011 - 15:30
Развитие пытливости, любознательности каждого ученика, воспитание любви к знаниям, интереса к познавательной деятельности является важной и необходимой задачей, стоящей перед учителем. Решение этой задачи я осуществляю как на уроке, так и во внеклассной работе по любому предмету.
Изучение лингвистических интересов учащихся показывает, как велико желание младших школьников узнать новое о русском языке.
Цели внеклассной работы шире, а именно:
- Способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала;
- Содействовать развитию речи детей;
- Совершенствовать у них навыки лингвистического анализа;
- Повышать уровень языкового развития школьников;
- Воспитывать у них интерес к предмету;
Внеклассные занятия с первоклассниками начинаю беседой о значении русского языка, о его богатстве, о самых дорогих словах. Мысль о богатстве и красоте русского слова, о необходимости бережного отношения к нему провожу на протяжении всех занятий.
На первых порах, когда ученики еще не овладели техников чтения, чтение учителя дает возможность более глубоко разобраться в содержании, обратить внимание на правильность слова, увидеть за словами текста живую действительность. Звучащее слово повышает эмоциональное воздействие на ребенка, помогает детскому воображению создать живописные картины, яркие образы.
Для развития данных способностей у младших школьников, предлагаю следующие задания.
Раздел "Добрые слова"
Цель:
- уделить значительное внимание смыслу и пониманию слов пожелания, приветствия, благодарности.
- научить детей употреблять в своей речи добрые слова.
1. Чтение рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»
- Почему все отказывали Павлику?
- Что ему помогло?
- Почему слово пожалуйстаназвано «волшебным»?
- Какие «волшебные» слова вы знаете?
2. Первые слова, которыми мы начинаем день, это – доброе утро! Произнося доброе утро, мы желаем нашим домашним, знакомым, хорошего здоровья, приятного настроения, хотим, чтобы весь день у них был радостным, светлым – добрым. Очень хорошо сказано об этом в стихотворении В. Коркина «Я и солнышко».
3. Если даже плохая погода, пасмурно, сыро, грязно, стоит сказать доброе утро – и сразу станет теплее, радостнее.
- А как надо произносить эти слова?
- Можно ли говорить доброе утронахмурясь, недовольным голосом?
- Почему?
4. Есть в русском языке еще одно хорошее слово, которое мы говорим при встрече. Это всем нам знакомое слово здравствуйте.
- А зачем мы его произносим?
5. Слово здравствуйте очень старое. Связано оно со словом дерево. Когда-то давно люди, произнося слово здравствуйте, желали другим быть здоровыми, крепкими, могучими, как дерево (например – дуб). И теперь мы, когда говорим это слово, желаем человеку быть здоровым, сильным, крепким.
6. Все эти слова – и доброе утро, и здравствуйте, и добрый день, и спокойной ночи – хороши тогда, когда человек человеку действительно желает добра, здоровья. Это почему-то никак не получается у Петруси из стихотворения И. Кульской «Невежливая вежливость».
- Какие «вежливые слова» произносил Петрусь?
- Почему стихотворение называется «Невежливая вежливость»?
- Чтобы вы посоветовали Петрусю?
- Какими словами и как он вам должен был ответить?
- Каким словом вы закончите разговор?
7. Добрыми и волшебными словами будут и слова благодарности: спасибо, благодарю вас. Народная мудрость гласит: «Девочка спесива, не скажет спасибо». Школьная мудрость говорит: «Кисель в буфете ешь, а спасибо где же?».
8. Вежливое, волшебное, доброе слово пожалуйста. Его мы произносим в ответ на спасибо и тогда, когда просим о чём-нибудь. Вежливый человек произносит это слово раз пятнадцать в день. И не только в школе, в библиотеке, на улице, но и дома. Часто школьники оставляют слово пожалуйста для гостей, на праздники. Разобраться в этом нам поможет рассказ Н. Сёмина «Расколдованное слово».
- Почему расколдовалось слово пожалуйста?
- Когда оно сохраняет свою волшебную силу?
- Что должен был сказать маме Саша, вернувшись со двора?
Слова извинения: извините, простите (к ним добавляется слово пожалуйста) – тоже слова вежливости. Чтение стихотворения Н. Юнусова «Простите!».
9. Но чтобы эти чудесные слова и другие волшебные, не могли расколдоваться, надо помнить: слово не должно расходиться с делом. Народ давно заметил: «Дела сильнее слов». И еще: «Доброе слово человеку – что дождь в засуху», «Худое слово и сладким мёдом не запьёшь».А теперь, чтобы узнать, как вы поняли, что такое, «добрые слова» решите несколько задач.
Леночка сидела в трамвае. Она всё время вертелась, болтала ногами. Её соседка отодвинулась. Она боялась, что Лена испачкает её пальто.
- Девочка, сиди спокойнее, пожалуйста. Так нельзя вести себя – заметила Леночке старушка, сидевшая напротив.
- А что я сделала? – возразила Леночка. Подумаешь! Пожалуйста, буду сидеть спокойно.
И она, надувшись, стала смотреть в окно.
И девочка, и старушка, произнесли слово пожалуйста.
- Можно ли назвать Леночкино пожалуйста «волшебным»?
- Почему?
Мальчик крикнул прохожему: - Скажите, сколько сейчас часов?
Обращаясь к прохожему мальчик сделал три ошибки.
- Какие ошибки он сделал? (мальчик должен был не кричать, а спокойно спросить: - Скажите, пожалуйста, который час?)