- Сейчас мы посмотрим отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино». Внимательно смотрите и слушайте, о чем говорят герои.СЛАЙД2
= Просмотр мультфильма.
- Что нашли герои из Простоквашино? СЛАЙД 3
- Клад.
- Часть денег найденного клада кот Матроскин потратил на покупку коровы. А что еще лежит в этом сундучке (его показывает учитель), Матроскин не понял. Давайте посмотрим, что там.
= Рассматриваем содержимое сундучка.
- Ребята, что это? (в сундучке лежат деньги - современные, старинные, иностранные)
- Деньги.
- А что такое деньги?
- … (ответы детей)
- Чтобы более точно ответить на этот вопрос, мы будем выполнять различные задания, проведем исследования и выведем определение «денег».
- За выполненные задания вы будете получать 1 деньгу. В конце урока каждая группа подсчитает, сколько денег они набрали.
3. Новая тема. Исследования детей в группах.
Групповая работа. На столах у детей лежат энциклопедии, справочники, дополнительная литература по теме. Каждая группа проводит исследование по своей теме:
1 группа – "С чего все началось?" (работают с учебником "Окружающий мир")
2 группа – "Старинные монеты" (работают с энциклопедиями)
Учитель – "Старинные банкноты"
3 группа – "Современные российские деньги"(работают с энциклопедиями)
4 группа – "Иностранные деньги"(работают с энциклопедиями)
5 группа – "Способы защиты от подделок. Почему нельзя печатать фальшивые деньги?"(работают с энциклопедиями, со статьёй закона РФ)
4. Защита исследований.
Представитель группы выходит к доске и рассказывает о результатах своих исследований. Рассказ сопровождается демонстрацией на экране.
1 группа: СЛАЙДЫ 4-6
Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на то, что очень нужно. Это обмен или бартер. Но это было не совсем удобно. К примеру, охотник пришел со шкурой оленя, ему потребовались стрелы, а тому, у кого есть стрелы, шкура не нужна. Зато нужны кувшины. Владельцу же кувшинов ни к чему стрелы, ему шкуру подавай.
Поэтому люди придумывали такую вещь, которая всем нужна и за которую ему все дадут. В разных странах деньги были самые разнообразные: шкуры зверей, птичьи перья, зерно, соль, табак, сушеная рыба, ракушки каури и многое другое.
2 группа: СЛАЙДЫ 7-11
Первые монеты были изобретены в государстве Лидия (сейчас это Турция). Это круглые слитки драгоценных металлов.
В России чеканка собственных монет началась во времена Владимира 1. Серебряные назывались серебряниками, золотые – златниками.
При Иване Грозном появилась копейка. Название происходит от изображения всадника с копьем.
При Петре 1 появился 1 рубль=100 копейкам.
Учитель: СЛАЙДЫ12-15
Бумажные деньги впервые появились в Китае.
В России бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период правления Екатерины 2 в 1799г.
Деньги менялись. Например, в советское время деньги выглядели так.
3 группа: СЛАЙДЫ 16-17
Современные российские деньги.
Монеты: 1, 5, 10, 50 копеек
1, 2, 5, 10 рублей
Бумажные: 10, 50, 100, 500, 1000, 5000 рублей
Лицевая сторона – аверс
Оборотная сторона – реверс
Номинал – достоинство денег
Легенда – надписи
4 группа: СЛАЙДЫ 18-19
Иностранные деньги.
Самые известные иностранные деньги – американский доллар и евро.
Номинал доллара
Номинал евро
Иностранные деньги других стран.
5 группа: 20-21
Как печатают бумажные деньги?
Процесс изготовления очень сложный. Печатать деньги имеет право только ЦБ РФ.
Способы защиты:
Водяной знак
Тонкие цветные волокна
Металлизированные нити и другие
Почему нельзя печатать фальшивые деньги?
Статья 186 УК РФ. Наказывается лишением свободы на срок от 8 до 15 лет со штрафом до 1 миллиона рублей.
5. Физкультминутка.
- Давайте отдохнем. Встаньте. У вас на столах в конвертах лежат разрезанные пословицы. Ваша задача - составить пословицу. Кто составит, поднимите руку.
- А сейчас каждая группа прочитает вслух свою пословицу.
- Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
-Как вы понимаете эту пословицу? Какие пословицы про деньги вы еще знаете?
- Мал золотник, да дорог.
Деньги счет любят
6. Практическая работа.
Учителю необходимо подготовить данные предметы (или другие) и разыграть мини-сценки с учениками.
- Давайте проиграем некоторые ситуации. (учитель вызывает к доске ученика)
- У меня есть игрушка, у тебя тоже – игрушка. Давай поменяемся. (поменялись).
- Можем мы так поменяться? (да). Почему? (равноценный обмен).
- У меня карандаш, у тебя – книга. Давай поменяемся. (нельзя).
- Почему? (неравноценный обмен)
- Что делать в таком случае? (купить).
- Что нам для этого потребуется? (деньги).
- Правильно. Давайте прочитаем об этом в учебнике с.69 (1, 2 абзацы).
= Чтение вслух
- Какой способ обмена удобнее? (купля-продажа)
- Что участвует в этом обмене? (деньги)
- Что значит купить или продать товар? (обменять его на какое-то количество денег).
- Что указывает, на какое количество денег можно обменять? (цена).
- Что такое деньги? (особый товар)
= Вывод на экранеСЛАЙД 22
7. Рефлексия.
- Ребята, давайте подведем итоги, создав синквейн. Слово «синквейн» происходит от французского «пять». Это особое стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам.
= На экране: СЛАЙД 23
Наш синквейн:
Название (1 слово) – деньги
Описание (2 прилагательных) – бумажные, металлические
Действие (3 глагола) – купить, продать, обменять
Чувство – Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.
Суть (1 слово) – товар
8.Итог.
= оценивание работы детей.
= Подсчитывание количества денег, заработанных в ходе урока.
- Предлагаю вам обменять свои деньги на мой сюрприз. (обменять смогут, только сложившись все вместе)