Submitted by Галина Николаевна Солодовникова on пн, 20/12/2010 - 13:16
Структурные элементы урока:
1. Восстановление опорных знаний.(время 5 минут)
Фронтальная беседа:
1. Дайте определение электролитической диссоциации.
2.Какие вещества называются, электролитами?
3.Дайте определение не электролитам.?
4.Приведите примеры: электролитов ?
5.Приведите примеры не элекролитов?
6.Перечислите, в каких случаях реакции между растворами – электролитами идут до конца?
2. Формирование знаний, умений, навыков.
(время 25 минут)
Запишите тему урока: «Гидролиз солей»
Вспомните, какую окраску будут иметь индикаторы в дистиллированной воде: лакмус
фенолфталеин
проводим эксперимент, доказывающий рассуждения учеников.
Как изменится окраска этих индикаторов, если к их водному раствору прилить раствор кислоты ?(проводим эксперимент).
Почему окраска индикаторов изменилась?
В две пробирки нальем дистиллированную воду и добавим в в первую пробирку лакмус во вторую фенолфталеин Затем в обе пробирки добавим раствор щелочи
NaOH.определяющих щелочную среду и окраска
индикатора изменяется.
Какие изменения мы наблюдаем?
Дайте объяснения.
Итак, какой можно сделать вывод на основании проведенного эксперимента: В нейтральной среде концентрация ионов Н+ и ОН- одинакова, поэтому
лакмус имеет фиолетовую окраску, а фенолфталеин – бесцветную.
В кислой среде имеется избыток ионов Н+, поэтому лакмус приобретает красную окраску, а фенолфталеин
остается бесцветным.
В щелочной среде имеется избыток гидроксид ионов ОН-, поэтому лакмус изменяет окраску на синюю, а фенолфталеин становится малиновым. Нальем в две пробирки раствор хлорида натрия. Как вы думаете какую окраску будут иметь лакмус и
фенолфталеин в растворе этой соли?
Почему?
.
Ваши рассуждения подтвердим экспериментом. Прильем к раствору соли в первую пробирку раствор лакмуса, во вторую раствор фенолфталеина. Действительно среда в обеих пробирках нейтральная.
Нальем в две пробирки раствор карбоната натрия.
Как вы думаете, будет ли изменяться окраска индикаторов в растворе этой соли?
Проделаем эксперимент.
Вы видите, что в первой пробирке лакмус изменил окраску на синюю, а во второй фенолфталеина на малиновую.
(У школьников возникло противоречие с имеющимися знаниями – учителем создана проблемная ситуация
Следовательно, раствор Na2CO3 имеет щелочную среду. Кто может дать объяснение этому факту?
Но попробуйте объяснить появление избытка ионов ОН- в растворе соли.
Затрудняетесь?
Давайте вспомним, из чего состоит раствор? Раствор включает в себя растворитель и растворенное вещество. Что в данном случае является растворителем и растворенным веществом?
Подумайте еще раз, как объяснить избыток гидроксид ионов в растворе Na2CO3 ?
Проводим опыт: наливаем в две пробирки воду и испытываем ее индикатором. Изменилась ли окраска индикатора?
Правильно, т.е. концентрация ионов водорода и гидроксид- ионов находится в равновесном состоянии.
Напишите уравнение диссоциации воды. -
Ребята, процесс диссоциации воды – равновесный процесс, поэтому это равновесие можно сдвигать в ту или иную сторону. Для сдвига равновесия требуются определенные условия. Как вы думаете, в нашем примере, что может оказать влияние на сдвиг равновесия диссоциации воды?.
Выдвижение гипотезы и ее доказательство.
Итак, нам необходимо выяснить, почему изменилась окраска индикаторов в растворе карбоната натрия. Напишите уравнение диссоциации соли Na2CO3.
Выясним природу соли.
Как вы думаете, какие частицы соли могут связывать частицы воды и смещать равновесие ее диссоциации?
Карбонат- ионы связывают Н+ с образованием мало диссоциирующего гидрокарбонат- иона НCO3-. При этом в растворе в избытке накапливаются ионыОН,определяющие щелочную среду.
Напишем схему реакции: CO32- + НОН↔НCO3-+ ОН-
Среда щелочная
Это краткое ионное уравнение выражает сущность процесса реакции соли с водой. Запишите уравнение в
молекулярном виде.
Проверим наше рассуждение на другом примере. В две пробирки нальем раствор хлорида аммония и прильем к ним: лакмус и фенолфталеин Раствор лакмуса изменил окраску на красную, а фенолфталеин остался бесцветным.
Какие частицы, на ваш взгляд, могут смещать равновесие диссоциации воды?
Напишите уравнение реакции: которые и определяют кислую среду.
Наши рассуждения совпадают с результатами опытов, следовательно, выдвинутая вами гипотеза, что частицы
соли, связывая частицы воды, смещают равновесие диссоциации воды и в результате этого накапливаются ионы,определяющие среду.
Запишите уравнение реакции в молекулярном виде.
В две пробирки нальем раствор солиAL2S3– хлорид алюминия, и прильем в первую – лакмус, а во вторую – фенолфталеин. Какие изменения мы наблюдаем?.
Напишем уравнение диссоциации соли:
Какова природа соли?
Давайте выясним, почему индикаторы показали нейтральную среду. Очевидно частицы солиAL3+ свяжут ионы воды ОН-, а частицыS2-cвяжут Н+, поэтому частиц, определяющих среду, в свободном виде не будет и среда будет нейтральная.
Напишем уравнения реакций:
AL3++ НОН↔AL(OH)2++ Н+
Слабый электролит Концентрация ионов Н+ и ОН- находятся в равновесии и среда будет нейтральная CH3 H2S-+ НОН↔HS-+ ОН Слабый электролит
Или в общем виде: AL3++S2-+ НОН↔AL(OH)2++HS-
|Среда нейтральная
В молекулярном виде:AL2S3+6 НОН↔2AL(OH)3+3Н2S
Вернемся с вами к первому опыту с раствором NaCl, и подумаем, почему и в этом растворе среда нейтральная? Напишите уравнение диссоциации соли: И воды:
NaCl↔Na+ + Cl - HOH↔Н+ + ОН-
На основании приведенной записи, какой можно сделать вывод?
Итак, какой общий вывод можно сделать?
Соли, образованные сильным основанием и сильной кислотой, гидролизу не подвергаются.
Na+ + Cl + НОН↔Na+ + ОН- + Н+ + Cl. –
В зависимости от природы соли, среда может быть нейтральная, щелочная или кислая. Сегодня мы с вами познакомились с особыми свойствами солей, которое называется гидролизом. Запишите в тетрадь определение
Вспомните, какой характер имеет среда при гидролизе Соли, образованной сильны основанием и слабой кислотой?
:
Соли, образованной слабым основанием и сильной кислотой?
Соли, образованной слабым основанием и слабой кислотой? Гидролиз идет полностью до конца.
Что можно сказать о взаимодействии с водой солей, образованных сильным основанием и сильной кислотой?
3. Формирование способов умственных и практических действий с новыми знаниями.
(время 15 минут)
Мы с вами выдвинули гипотезу и доказали ее. Теперь давайте ее подтвердим на других примерах. Перед вами на столе находится растворы следующих солей: KJ; K2S; AlCl3; С помощью индикатора, определите среду каждого раствора, дайте характеристику природе соли.
Результаты сведите в следующую таблицу