Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла
Submitted by Елена Владимировна Крамарева on пн, 20/12/2010 - 12:34
Цель. Познакомить учащихся с историей развития городецкой росписи и произведениями промысла.
Задачи.
1. Формировать навыки работы с кистью (написание элементов городецкой росписи).
2. Развивать творческую фантазию, познавательную активность и художественный вкус.
3. Воспитывать любовь к Родине, её истории и художественным ценностям.
Тип урока: Комбинированный.
Задание на уроке. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
Зрительный ряд. Слайды и репродукции с изображением произведений городецкого промысла. Таблицы «Последовательность выполнения элементов городецкой росписи», учебник стр.82-84.
Материалы, оборудование. Художественные материалы: гуашь, кисти, бумага.
Оборудование: компьютер, медиапроектор.
План урока.
1. Организационный момент.
2. Введение.
3. Беседа об истории развития городецкого промысла и основных элементах росписи.
4. Выполнение тренировочных упражнений по написанию элементов городецкой декоративной композиции.
5. Физминутка выполняется после 20 мин. урока.
6. Подведение итогов работы.
Ход урока. 1. Организационный момент. 2. Введение.
- Сегодня на уроке мы продолжаем знакомиться с народными промыслами нашей страны. Сообщение темы и плана урока (слайды:1,2).
3. Знакомство с историей городецкой росписи ( слайды:3,4,5,6)
На берегу Волги чуть севернее Нижнего Новгорода раскинулся древний русский город Городец, основанный еще в 1152 г. Юрием Долгоруким. Расположение его на большой полноводной реке, близость Макарьевской ярмарки, а также малоземелье крестьян и плохая земля способствовали развитию промыслов и торговли. В XVII в. в этих местах начал развиваться деревообрабатывающий промысел. Им занимались крестьяне всех окрестных деревень вокруг Городца. Продавали свои изделия мастера на городских базарах и ярмарках. Привозили все, кто, что и умел делать.
Было время, когда это замечательное искусство практически перестало существовать, но нашлись мастера, которые возродили этот промысел и сегодня мы можем вновь любоваться изделиями фабрики «Городецкая роспись».
Слайд 3 Слайд 4 Слайд 5 Слайд 6
Демонстрация слайдов о сюжетах и цвете в городецкой росписи:7,8,9. Постановка учебной задачи.
Сейчас нам с вами предстоит научиться выполнять элементы городецкой росписи. Обратите внимание на доску, здесь представлены таблицы с последовательностью выполнения птицы, бубенчика, розана, купавки, травки. В учебнике на стр. 84. Также можно увидеть последовательность выполнения купавок и розанов.
Найдите в учебнике стр. 84. описание последовательности выполнения росписи. Вопросы к обсуждению:
1. С чего мастер начинает работу над узором? Делает замалевок.
2. Какую геометрическую фигуру можно проследить в изображении всех цветов? Круг.
3. С помощью, каких геометрических фигур можно составить птицу? Круг, овал, треугольник.
4. Что дальше происходит с замалевком? Мелкими кистями мастер усложняет форму.
5. Чем завершается работа? Работа завершается оживкой в виде штрихов, дуг, лепестков…
4. Выполнение упражнений по написанию элементов городецкой росписи.
5. Подведение итогов.