Логопед:- Здравствуйте, ребята. Я рада вас всех видеть. Сейчас логопедическое занятие и начинаем мы его с … девиза!
Ученики:
Наши уши внимательно слушают,
Наши глаза внимательно смотрят,
Наши ноги на м не мешают,
Наши руки нам помогают.
Ротик звуки произносит
Четко и старательно.
На занятии сегодня
Будем мы внимательны.
II.Предварительная беседа:
Логопед:- Сегодня, в прекрасный зимний день, мы с вами ребята, отправимся в сказочную деревню (логопед вывешивает перед ребятами декоративное панно и демонстрирует его – на панно прикреплены элементы, предназначенные для осени)
Посмотрите, у нас за окном зима, а в сказочной деревне какое время года?
Ученики:- Осень.
Логопед:- А как вы догадались, что это осень?
Ученики:- Осенью идет дождь, зелёная трава желтеет, на деревьях желтеют и опадают листочки.
Логопед:-Осень – грустная пора, она готовит нас к зиме. Замените элементы панно так, чтобы и в сказочной деревне наступила зима. Что для этого надо сделать?
Все ребята по очереди выходят к панно и меняют его элементы, при этом оречевляя свои действия, н-р: «Осенью листики желтые, а зимой их нет, поэтому я меняю снимаю с деревьев все листочки». «Осенью идет дождь, а зимой идет снег, поэтому я прикрепляю к тучке не дождинки, а снежинки», т.д.
III.Артикуляционная гимнастика:
Логопед:- В этой сказочной деревне в красивом домике живёт… посмотрите кто? (один из учеников выходит к панно и вытаскивает из кармашка-домика игрушку собаки)
Ученики: - Собака.
Логопед: - Сегодня у собаки день рождения и она приглашает нас в гости. Ребята, но на день рождение нехорошо идти без подарка. Давайте ей что-нибудь подарим. Какой самый лучший подарок?
Ученики: - Книга!
Логопед: - Подарим нашему имениннику книжку «Волк и три поросёнка». Интересно, что в ней написано? А вам, ребята, интересно?
Жили-были три поросёнка, говорить они не умели, а только визжали. Звали этих братьев Нуф-нуф, Ниф-ниф, Наф-наф. Наф-наф каждое утро вставал, чистил зубы («Почистим зубы»), обходил вокруг дома (круговые движения языком), белил потолки («Маляр»). Ставил мостики, забивал гвоздики («Грибок», «Лошадки»). А его глупые братья качались целыми днями на качелях («Качели»). В это время волк решил испугать маленьких поросят - сдуть их домики из соломы и прутиков. (Подуй на домик). Поросята испугались и побежали к дому брата, зацокали копытами («Лошадки»). А волк решил забраться в их дом через трубу и свалился в кипяток («Чашечка»). Ошпарился волк и убежал (ш – ш – ш – ш – ш).
IV.Сравнительная характеристика звуков [ж] - [ш]. Буквы Ж и Ш.
Логопед:- Ребята, пришли мы к собаке в гости, а кто она такая я до сих пор не знаю. А вы знаете?
Ученики:- Собака – это домашнее животное.
Логопед:- С какого звука начинается слово «животное»?
Ученики:- Слово «животное» начинается со звука [ж].
Логопед:- Расскажите об этом звуке. Какой он?
Ученики:- Звук [ж] – согласный, звонкий, всегда твёрдый.
Логопед:- На что похож этот звук?
Ученики:- На жужжание жука, пчелы.
(логопед вывешивает на доску картинки-символы для звука [ж])
Логопед:- Какой буквой на письме обозначается звук [ж]?
Ученики:- Звук [ж] обозначается буквой [жэ].
Логопед: демонстрирует букву Ж и рассказывает про неё стихотворение «На что похожа буква Ж».
Логопед:- Ребята, посмотрите на картинку и найдите правильно написанную букву Ж среди неправильно написанных. Объясните свой выбор.
Логопед:- У каждого животного есть кличка. У нашей собачки она тоже есть. Если вы выполните задание на карточке, то узнаете её кличку.
(логопед раздаёт ученикам карточки, на которых нарисована таблица со слогами.
рен
до
лом
ят
пу
тик
шис
ва
ка
Среди данных слогов спрятаны слоги из имени собаки. Логопед задаёт задание, выполнив которое, ученики находят нужный им слог:
- Первый слог клички собаки спрятался между слогами ДО и ВА (слог ПУ).
- Второй слог спрятался в левом нижнем углу таблицы (слог ШИС).
- Последний слог клички спрятался над слогом КА (слог ТИК).
Логопед:- Составьте из слогов слово и ответьте на вопрос: Как зовут нашего именинника?
Ученики:- Собаку зовут Пушистик.
Логопед:- Назовите третий звук этого слова.
Ученики:- Третий звук слова Пушистик – звук [ш].
Логопед:- Расскажите об этом звуке. Какой он?
Ученики:- Звук [ш] – согласный, всегда твёрдый, глухой.
Логопед:- На что похож этот звук?
Ученики:- На шипение змеи, сердитого кота.
(логопед вывешивает на доску картинки-символы для звука [ш]).
Логопед:- Какой буквой на письме обозначается звук [ш]?
Ученики:- Звук [ш] обозначается буквой [ша].
Логопед: демонстрирует букву Ш и рассказывает про неё стихотворение «На что похожа буква Ш».
Логопед:- Ребята, посмотрите на картинку и найдите правильно написанную букву Ш среди неправильно написанных.
Логопед:- Ребята, посмотрите на профили звуков [ж], [ш] и сравните их по артикуляции (произношению).
Ученики:- При звуке [ж] и [ш] губы слегка округлены и вытянуты, зубы заборчиком со щелью, язык поднят верх к твердому нёбу, боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам (язык чашечкой), воздушная струя тёплая. Но звук [ж] произносится с голосом – он звонкий, а звук [ш] произносится без голоса – он глухой.
V.Сообщение темы занятия:
Логопед:- Сегодня на занятии мы с вами научимся различать звуки [ж] [ш] в усной и письменной речи.
VI.Автоматизация звуков в чистоговорках:
Логопед:- На свой день рождения Пушистик пригласил своего друга, который живёт в лесу. А какие животные живут в лесу?
Ученики:- В лесу живут дикие животные.
Логопед:- Но посмотрите, сказочную деревню и лес разделяет река. Что же нужно сделать, чтобы друг из леса смог попасть в гости к Пушистику?
Ученики:- Нужно построить мост.
(ученик выходит к панно и растягивает резинку-мостик на ширину реки)
Логопед:- А вот бежит и гость. Кто он отгадайте:
Мчится без оглядки,
Лишь сверкают пятки.
Мчится, что есть духу,
Хвост короче уха.
Что же за трусишка?
Да это ведь… (зайчишка).
Зайчишка-трусишка бежал вдоль реки и боялся каждого шороха:
Ши-ши-ши – что-то шепчут камыши,
Жи-жи-жи – может там шуршат ужи?
Ше-ше-ше – это утка в камыше?
Же-же-же – выходи, давай уже.
Ша-ша-ша – выходи из камыша,
Жа-жа-жа – да это два ежа.
Ши-ши ши – что ж сидели вы в тиши?
Жи=жи-жи – хотят в гости и ежи.
С зайчишкой пошли в гости и ежи.
VII.Дифференциация звуков [ж] - [ш] в слогах:
Логопед:- Зайчишка, посмотрите, несёт подарок для Пушистика - рыбку. Ежи тоже решили наловить в подарок рыбу. На удочку им попадались только те рыбки, на которых были написаны слоги со звуком [ж]. Ребята, покажите, какую рыбу наловили ежи? Соберите их в ведёрко. (ученики снимают с панно рыбок со слогами с [ж] и кладут их в ведёрко)
Логопед:- Одна из рыбок, которую поймали ежи оказалась волшебной. Она попросила сжалиться над её детками и отпустить их обратно в озеро, за это она даст ежам и зайчишке подарки для Пушистика. Друзья согласились. И вот что они получили… (логопед демонстрирует картинку – зашумленное изображение). Назовите сначала подарки со звуком [ж], а затем подарки со звуком [ш].
VIII.Дифференциация звуков [ж] - [ш] в словах:
Логопед:- Понравились подарки Пушистику и он позвал своих друзей за стол, стал угощать разными вкусностями. Но зайчишка кушал только угощение, в названии которого есть звук [ш], а ежи угощались только едой, в названии которой есть звук [ж]. Ребята, определите, кто что кушал. Я вам буду называть угощения, а вы поднимайте сигнальные карточки с изображением либо зайчишки, либо ежей.
Логопед:- Пригласил Пушистик всех прокатиться на карусели. Давайте и мы с вами отдохнём и прокатимся.
(дети встают в круг, берутся за руки и начинают идти по кругу)
Еле-еле-еле-еле
Завертелись карусели,
А потом бегом-бегом,
Все кругом, кругом, кругом.
IX.Дифференциация букв Ж, Ш в письменных работах:
Логопед:- После подвижных игр пришло время Пушистику прощаться с друзьями. После того как они ушли, собачка навела в своём домике порядок. Давайте и мы с вами наведём порядок в словах, написанных у вас на карточках. В данных словах потерялись буквы Ж и Ш. Вставьте их в слова и перепишите к себе в тетрадь.
Логопед:- Вот и закончился праздник у Пушистика, закрыл он двери своего домика (ученики закрывают домик на шнуровку) и лег спать. Он был счастлив, что свой день рождения он провел со своими друзьями. Вот такое настроение сейчас у Пушистика (логопед демонстрирует картинку, на которой изображен весёлый Пушистик). А какое сейчас у вас, ребята, настроение? Отметьте его на картинке (логопед раздает ребятам картинки с разным эмоциональным состоянием Пушистика – грустным, весёлым, уставшим, безразличным, т.д. Ученики отмечают галочкой свое эмоциональное состояние)
Логопед:- Ребята, сегодня на занятии мы с вами побывали в гостях у собачки по кличке Пушистик. Но мы с вами не только повеселились вместе с её гостями, но и поучились различать звуки [ж] - [ш]. Что это за звуки? Расскажите о них ещё раз.
Вы все ребята очень хорошо работали, но хотелось бы отметить _________. Молодцы!!!
Размещено сб, 18/12/2010 - 20:10 пользователем Татьяна Анатольевна Аракчеева.
Здравствуйте, Татьяна Викторовна!
Конспект Вашего занятия содержит материал, который с интересом воспринимается детьми. Единая сюжетная линия позволяет объединить разнообразные задания, способствующие выполнению поставленных задач. Спасибо!
Вероятно, при изучении данной темы можно было бы использовать слова "жеребёнок","кошка" (вместо "собачка") и "мышка" (вместо "зайчишка") - без свистящих звуков.
Желаю Вам дальнейших успехов! Всего самого доброго!
С уважением, Аракчеева Татьяна Анатольевна, учитель-логопед.
На: Дифференциация [ж] - [ш] в слогах и словах.
Здравствуйте, Татьяна Викторовна!
Конспект Вашего занятия содержит материал, который с интересом воспринимается детьми. Единая сюжетная линия позволяет объединить разнообразные задания, способствующие выполнению поставленных задач. Спасибо!
Вероятно, при изучении данной темы можно было бы использовать слова "жеребёнок","кошка" (вместо "собачка") и "мышка" (вместо "зайчишка") - без свистящих звуков.
Желаю Вам дальнейших успехов! Всего самого доброго!
С уважением, Аракчеева Татьяна Анатольевна, учитель-логопед.
На: Дифференциация [ж] - [ш] в слогах и словах.
Спасибо, Татьяна Анатольевна, я прислушаюсь к вашему совету.
Лебедь Т.В.
На: Дифференциация [ж] - [ш] в слогах и словах.
занятие очень замечательное!!!