p { margin-bottom: 0.21cm; }
p { margin-bottom: 0.21cm; Дислексия и дисграфия не являются патологией речи у дошкольников, однако в дошкольном возрасте развиваются предпосылки к овладению письменной речью. Если ребенок не имеет необходимой подготовки, он может в дальнейшем оказаться в числе неуспевающих учеников.
Нарушение чтения и письма довольно часто встречается у детей с ДЦП, поэтому профилактика этой патологии является важной составляющей частью логопедической работы с дошкольниками.
На развитие речи детей при ДЦП оказывают влияние разные факторы:
-
моторные нарушения в периферическом речевом аппарате;
-
сенсорные расстройства, которые могут быть связаны с моторными нарушениями. Нарушения зрения, слуха и осязания, задержка в развитии перцепции отрицательно влияют на овладение речью в целом;
-
частые отклонения в строении артикуляционного аппарата, обусловленные внутриутробной патологией, которые могут являться механическим препятствием к овладению правильным произношением;
-
органические поражения ЦНС, затрагивающие как моторные, так и сенсорные отделы;
-
социальные условия развития больного ребенка — позднее становление ситуативно-делового общения и предметно-практической деятельности, частичная изоляция от окружающих, ограничения в знакомстве с окружающей действительностью.
В свою очередь речевые расстройства так же оказывают влияние на развитие ребенка с церебральным параличом. Нарушение произношения ограничивает общение с окружающими, ребенок стесняется своих недостатков, замыкается и может сам отказываться от общения.
У дошкольников с церебральным параличом могут встречаться любые нарушения речи, известные в логопедии. Кроме того дети с ДЦП часто имеют задержку развития речи, обусловленную как биологическими, так и социальными факторами. Эти нарушения часто комбинированы, что затрудняет их диагностику и коррекцию.
В связи с органическим поражением центральной нервной системы практически все дошкольники с ДЦП составляют группу риска в отношении появления у них в школьном возрасте дисграфии и дислексии. У детей могут быть все известные виды нарушений письменной речи, поэтому в дошкольном возрасте необходимо проводить работу над развитием всех сторон речи, а так же сенсомоторной сферы.
Автор: Тарасова Тамара Петровна.
|