Submitted by Лариса Доржиевна Дондупова on пн, 13/12/2010 - 14:10
Концепт ДОМ в поэме А.Твардовского «Дом у дороги»
Творчество Александра Трифоновича Твардовского занимает особое место в русской литературе. В 2010 году исполнилось 100 –лет со дня рождения А.Твардовского, талантливого поэта, незаурядной личности, внесшей несомненный вклад в развитие отечественной литературы. В поэтическом наследии поэта поэма «Дом у дороги» является особенной по своему содержанию и идее. Поэма названа А. Твардовским «лирической хроникой», так как ее в основе лежат глубокие переживания, попытка философского осмысления трагических событий поэта Великой Отечественной войны.
Актуальность изучения поэмы заключается в возникновении необходимости «нового прочтения» художественного текста через выявление таких литературоведческих понятий, как концепт.
В Новой Иллюстрированной Энциклопедии понятию концепт дается такое определение: концепт: (от латинского концептус – мысль, понятие), это смысловое значение понятия, имени(знака), т. е. содержание понятия, объем которого есть предмет (детонат) этого имени. Другими словами, художественный концепт- это категория, вобравшая в себя некое множество смыслов, отражающих миропонимание, мировоззрение. Понятие концепт намного шире, чем архетип, т.к. в семантику этого слова входят наряду с архетипическими (наиболее ранними), мифологическими, и религиозные, и культурно-исторические представления человека о мире. У каждого народа своя концептосфера, своя система концептов, особо значимых для человека и всего народа.
Известный литературовед Ю. М. Лотман выделял, что концепт Дом – это некая модель мира, занимающая особое положение в системе миропонимания. Если обратиться к фольклору, к устному народному творчеству, то можно сказать, что концепт Дом в концептосфере любого народа имеет здесь значение безопасного пространства, огражденного от внешнего мира. В русской литературе концепт Дом является одной из основополагающих понятий, раскрывающих национальную картину мира.
Поэма «Дом у дороги»- это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле Истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной Войны.Поэма создавалась трудно, так как автор хотел показать правдивое лицо войны, не приукрашенной ничем.И смелость Твардовского, как художника, и как человека, именно в правдивом описании всех происходящих тогда событий. Прежде всего, надо сказать, что героями своей поэмы он выбрал людей, заведомо объявленных изменниками Родины. Таким образом, Твардовский встал на защиту всех несправедливо обвиненных.Судьба героев похожа на тысячи трагических судеб, жестоко сломанных войной: Андрей Сивцов, хозяин дома, ушел на войну, попал в окружение, а жена Анна, оставшаяся с детьми, угнана в плен, в Германию. И за этими короткими строками – судьба многих тысяч семей, изгнанных врагом из-под родного крова, оказавшихся вдали от родного Дома. Читая поэму, вместе с автором невольно задумываешься, а сколько тогда было Домов у дороги, сиротливо ожидающих своих хозяев!
В самом названии поэмы «Дом у дороги» сосредоточены два наиболее емких, основополагающих концепта, имеющих глубокий философский смысл. В сочетании этих слов раскрывается образ Дома как символа средоточия мира, добра, жизни и образ дороги, трагической дороги войны. Война – величайшая трагедия в истории любого народа, отбирающее и разрушающее самое ценное, что есть у человека – его Дом, Семью, Родину. И если в начале А.Твардовский какое-то время сомневался в этом названии, то в дальнейшем оно замечательно отвечало не только сюжету «лирической хроники», но и главной её теме - судьбе семьи, народа в годы Великой Отечественной войны. « Тема ее,- как отмечал сам поэт,- война, но с иной стороны, чем в «Теркине», -со стороны дома, семьи, жены и детей солдата, переживших войну…»Если «Василий Теркин» - героическая эпопея о народном подвиге, то «Дом у дороги» - произведение трагедийное, и судьба ее по сравнению с триумфом поэмы «Василий Теркин» намного сложнее.
И все, что выразится здесь, Как плач о родине, как песнь
Да вникнет в душу снова, Ее судьбы суровой.
Сюжет поэмы изменялся по мере дальнейшего продвижения нашей армии и всё учащавшихся встреч и разговоров с людьми, испытавшими не только оккупацию, но и каторжную неволю в Германии и теперь одолевавшим долгую дорогу Домой.
В русской литературе концепт Дом является одной из важных семантических составляющих национальной картины мира. Концепт Дом вобрал в себя множество таких понятий, как семья, семейный очаг, родной кров, память о предках, связь поколений. У каждого Дома есть свои святыни. Образ Дома ассоциируется с мирной жизнью, с любовью, уютом, домашним теплом.
Еще в начале 20 века И.Бунин в романе «Белая гвардия» показал, как в хаосе революции, в огне гражданской войны рушится мир, и как противостоит ему Дом, как символ мира, спокойствия, гармонии.
Такое же осмысление трагических событий Великой Отечественной войны происходит и в поэме А.Твардовского «Дом у дороги».
Дома крестьянской семьи- Андрея и Анны Сивцовых и их детей разрушен Войной. В судьбе их Дома отразилось великое всенародное горе. Твардовский говорит о неимоверном противостоянии народа войне, как злу, нарушившему мирный покой. Ведь для каждого человека утрата Дома – это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.
Поэма «Дом у дороги»- это скорбное повествование о трагической судьбе семьи, по воле Истории вовлеченной в драматические события Великой Отечественной Войны.Поэма создавалась трудно, так как автор хотел показать правдивое лицо войны, не приукрашенной ничем.И смелость Твардовского, как художника, и как человека, именно в правдивом описании всех происходящих тогда событий. Прежде всего, надо сказать, что героями своей поэмы он выбрал людей, заведомо объявленных изменниками Родины. Таким образом, Твардовский встал на защиту всех несправедливо обвиненных.Судьба героев похожа на тысячи трагических судеб, жестоко сломанных войной: Андрей Сивцов, хозяин дома, ушел на войну, попал в окружение, а жена Анна, оставшаяся с детьми, угнана в плен, в Германию. И за этими короткими строками – судьба многих тысяч семей, изгнанных врагом из-под родного крова, оказавшихся вдали от родного Дома. Читая поэму, вместе с автором невольно задумываешься, а сколько тогда было Домов у дороги, сиротливо ожидающих своих хозяев! Поэма А. Твардовского «Дом у дороги» утверждает неиссякаемую жизнестойкость народа, который смог выстоять в чудовищном месиве войны, сохранить силу чувства Семьи и Дома в самых, казалось бы, невыносимых условиях. И хотя в ней повествуется о смертельно тяжелых испытаниях, вся поэма обращена к жизни, миру, созидательному труду. Не случаен рефрен: «Коси, коса, // Пока роса, // Роса долой- // И мы домой»,- возникший уже в первой главе, мотив неминуемого возвращения к мирной работе и жизни, к Дому.
В ходе изучения поэмы были сделаны следующие выводы:
1)Концепт Дом является основой национальной картины мира.Концепт Дом раскрывается в поэме как символ противостояния войне, вбирает в себя такие смыслы как: семья, мир, гармония.Твардовский возвращает читателя к народной мудрости, выверенной вековым опытом. Есть ли для человека место лучше, чем родной Дом? И есть утрата горше, чем потерять свой Дом? Ведь для каждого человека утрата Дома – это утрата смысла жизни. И тогда в нечеловеческих условиях войны смыслом жизни становится борьба за обретение утерянного счастья, за возвращение Домой.
2)Личностное, лирическое, трагедийное начала выдвигаются в поэме на первый план, становятся определяющими.
Поэма «Дом у дороги» отличается глубочайшей правдивостью, реалистичностью воспроизведения жизни, народных характеров, образа мыслей и чувствований, психологии и языка. Вместе с поэмой «Василий Теркин» они, по верному замечанию одного из исследователей, составляют своего рода «военную дилогию»- героический эпос военных лет, отмеченных усилением и углублением лирического начала. Рассмотренный концепт Дом помогает глубокому осмыслению войны и более полному, объективному восприятию творчества поэта.