1. Требования к композиционным решениям:
· на экране должны присутствовать только необходимые для работы элементы;
· для ресурсов со сложной структурой пространство экрана должно разбиваться на рабочие зоны;
· фон – свободное от каких-либо элементов пространство экрана – должен быть таких размеров, чтобы читаться в качестве самостоятельной, самой большой зоны экрана (недостаточная, как и слишком большая площадь фона делает работу с ресурсом некомфортной); частный случай фона – поля текста: текст без полей или со слишком узкими полями плохо воспринимается, текст со слишком большими полями вызывает ощущение недоработки из-за ожидания каких-либо элементов на полях;
· цвет фона не должен раздражать глаза, мешать восприятию содержания, поэтому в образовательных ресурсах крайне нежелательно использование в качестве фона ярких насыщенных цветов: для индивидуальной работы за экраном предпочтителен светлый фон, для показа в презентации – возможен вариант с черным или очень темным;
· частный случай демонстрации художественных репродукций заключается в том, что они всегда показываются на темном фоне;
· для основного экрана ЭОР нежелательным является скроллинг: все необходимое должно помещаться на экране, при этом возможен скроллинг для отдельных зон экрана;
· для целостного восприятия экрана рекомендуется, чтобы в композиции присутствовали объекты не более трех размеров: большие, средние, маленькие; большие объекты, в свою очередь, могут тоже состоять из нескольких составных частей (например, навигационная панель, воспринимающаяся как единое целое, в свою очередь делится на отдельные элементы – кнопки); если в композиции отсутствуют большие объекты, она становится монотонной, невыразительной, если отсутствуют малые объекты, композиция выглядит как составная часть чего-то целого, приобретает фрагментарность;
· все элементы композиции должны занимать площадь и место, соразмерные их значению в композиции как едином целом таким образом, что наиболее важные объекты, требующие большего внимания обучаемого, должны быть более крупными, чем остальные; незначительные вспомогательные объекты должны быть сравнительно мелкими;
· если ресурс предусматривает режим увеличенного просмотра изображений, он должен включать, как минимум, два варианта изображений – маленькое и большое;
· чем больше визуальных закономерностей (пропорциональность, выровненность по краям объектов) использовано в композиции экрана, тем более завершенным он будет представляться обучаемым; рассмотрим это на конкретном примере.
2. Требования к текстам, приводимым в ЭОР:
· должен соблюдаться принцип минимума различных шрифтов, например, рубленный для заголовков и кратких комментариев, с засечками – для основной массы текста, при необходимости большего количества шрифтов следует использовать различные начертания (курсив, полужирный, в разрядку) тех же самых шрифтов;
· при использовании разрядки следует иметь в виду, что она хороша для текстов, набранных прописными буквами и неприемлема для текстов из строчных букв;
· интервалы набора – расстояния между буквами в словах и между строчками текста должны подчиняться правилу: чем меньше кегль шрифта, тем свободнее должны располагаться буквы;
· знаки препинания в нестандартных ситуациях:
· при использовании текста с разрядкой интервалы перед точкой, запятой, восклицательным и вопросительными знаками, а также до и после дефиса должны быть обычными, а не такими же увеличенными, как между буквами;
· при центрировании текста, знаки препинания, а также скобки, и кавычки не должны участвовать в центрировании, их следует добавлять уже после центрирования;
· при смешанных начертаниях знаки препинания должны быть как правило того же начертания, как и стоящие перед ними слова;
· при закавычивании гиперссылок и взятии их в скобки, кавычки и скобки должны быть того же начертания, что и окружающий текст, а не такие же, как текст гиперссылки;
· при использовании сносок, они должны следовать сразу же за поясняемым словом до знака препинания;
· при использовании в тексте смайликов действуют следующие правила:
· смайлик отбивается от слова пробелом,
· если после смайлика идет знак препинания, он пробелом не отбивается,
· точка после смайлика обычно не ставится;
· при использовании в тексте на русском языке фраз на иностранных языках должны использоваться правила русского языка, с русскими кавычками и точкой, поставленной после кавычки, закрывающей цитату, смешивание традиций недопустимо;
· висячая пунктуация:
· за линию набора налево выносятся кавычки и скобки, длинное тире в роли знака прямой речи не «свешивается».
· за линию набора направо (когда край ровный) помещаются кавычки, скобки, точки, запятые, при этом дефисы и переносы не должны «свисать» на полный размер, достаточно одной трети или половины от их длины;
· абзацы в большом тексте следует отделять друг от друга интервалом по вертикали (облегчает восприятие насыщенного информацией технического текста) или отступом «красной строки» (характерно для неторопливого художественного повествования), но не оба приема вместе;
· требование к размеру букв: текст должен читаться без напряжения для зрения; более подробно о минимальном размере шрифта см. Приложение;
· «выворотка» (светлый шрифт на черном или цветном фоне) допустима только при небольшом количестве текста, в тексте, предназначенном для длительного чтения, она неприемлема;
· Ограничение длины строки: строка не должны быть длиннее 120 мм, даже если размеры экрана позволяют это, при необходимости следует использовать расположение текста в несколько столбцов.
|
На: Лекция "Дизайн-эргономические требования к ЭОР"
Очень интересный вопрс!
На: Лекция "Дизайн-эргономические требования к ЭОР"
Действительно очень полезный материа. Я давно говорю о оформлении ЭОР, требую, чтобы учащиеся то же учились грамотно делать презентации и т.п.
С уважением, Касаткина Татьяна Юрьевна, учитель информатики и математики МОУ"Гимназия №4" города Астрахани