Официальный сайт oriflame100 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Создаем проблемную ситуацию (начальная школа)

Фото пользователя Наталья Владимировна Самородова
Submitted by Наталья Владимировна Самородова on Fri, 10/12/2010 - 14:28

Образовательная система «Школа 2100» реализует технологию проблемно-диалогического обучения, которая позволяет учащимся самостоятельно открывать знания. Автор технологии - Елена Леонидовна Мельникова, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры начального и дошкольного образования Академии ПКиППРО (г. Москва).

 

Проблемно-диалогическое обучение – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога.

В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания.

Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально организованного учителем диалога. Различается два вида диалога: побуждающий и подводящий.

  • Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т.е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок. 
  • Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

 

Побуждающий диалог строится от проблемной ситуации и представляет собой сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы.


Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации.

 

Приемы создания проблемной ситуации Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию проблемы
1. Одновременно предъявить противоречивые факты, теории, мнения. Что Вас удивило? Что интересного заметили? Какие факты налицо? Выбрать подходящее:
2. Столкнуть мнения учеников вопросом или практическим заданием на новый материал. Вопрос (задание) был один? А сколько в классе мнений? Почему так получилось?  

3. Шаг 1. Обнажить житейское представление учащихся вопросом или практическим заданием "на ошибку".

Шаг 2. Предъявить научный факт сообщением, экспериментом, наглядностью.

Вы сначала как думали? А как на самом деле? Какой возникает вопрос?
4. Дать практическое задание, не выполнимое вообще. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение?  
5. Дать практическое задание, не сходное с предыдущим. Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? Какая будет тема урока?

6. Шаг 1. Дать практическое задание, сходное с предыдущим.

Шаг 2. Доказать, что задание учениками не выполнено.

Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Почему так получилось?  

 

Материал взят из книги: Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или как открывать знания вместе с детьми: Пособие для учителя. - М., 2002 г. 

 
 

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Фото пользователя Наталья Владимировна Самородова

На: Создаем проблемную ситуацию (начальная школа)


В этом блоге мы предалагем попробовать создавать проблемные ситуации для организации урока по разным темам.

Материалы предлагаем оформлять следующим образом: предмет, класс, тема урока, проблемная ситуация. 


 

Поделитесь своими наработками с коллегами и принимайте участие в обсуждении.

Наталья Самородова




Фото пользователя Наталья Владимировна Самородова

На: Создаем проблемную ситуацию (начальная школа)


Автор технологии проблемно-диалогического обучения Е.Л. Мельникова под проблемно-диалогическим обучением понимает "тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога". Следовательно, уроки, организованные по данной технологии, это всегода уроки изучения нового материала.

 

Безусловно, не на уроке также можно использовать проблемные вопросы для обсуждения, но технология проблемно-диалогического обучения прежде всего предполагает ее использование на уроках изучения нового материала

Наталья Самородова



Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн