Тема урока: Имена собственные
Тип урока: комбинированный
Цели урока: - формирование у обучающихся навыка определения собственных и
нарицательных имен существительных по значению;
- коррекция слухового и зрительного восприятия на основе упражнений в
узнавании и различении;
- воспитание мотивации к учению.
Оборудование: сюжетная картина, загадки, карточки, таблица
Ход урока:
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1 слайд.
- Что такое имя существительное?
- Какие признаки бывают у существительных?
- Назовите одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.
III. Устная работа.
1. Подготовка учащихся к восприятию новых знаний
2. Занимательные задания
2 слайд
Четвёртое лишнее:
n мальчик, Юра, юноша, ребёнок.
n Коля, Катя, Витя, Семён.
n Москва, Кисловодск, Минводы, город.
n Винни Пух, Пятачок, заяц, Иа .
IV. Актуализация знаний к новой теме.
V. Сообщение темы урока.
3 слайд
Имя собственное
• - имена, фамилии, отчества людей;
• клички животных;
• географические названия;
• названия журналов, газет, литературных произведений и т.д.;
• названия марок машин, магазинов и т.д.
4 слайд
Словарь: нарицательные
5 слайд
ИВАНОВОЛГАЛЯЛТАНЯ
ИВАН, ИВАНОВ, ВОЛГА, ГАЛЯ, ЯЛТА, ТАНЯ, АНЯ
6 слайд
Зрительно-слуховой диктант.
1. Вы ведь слышали о нём?
Знает всё и обо всём.
«А Вы были на Таити?» —
Сами так его спросите.
Да загадка-то простая!
Как же звали попугая? (Кеша)
2. Человечек деревянный на воде и под водой ищет ключик золотой (Буратино).
3. В волчьей стае рос найдёныш –
Человеческий детёныш.
Хоть с людьми давно расстался,
Человеком он остался. (Маугли.)
4. Медвежонок сладкий мёд
другу ослику несёт.
Но горшочек опустел…
Угадайте, кто всё съел? (Винни – Пух.) Пятачок
5. Что за странная зверюшка? Два огромных круглых ушка,
В апельсинах обнаружен,
С крокодилом Геной дружен. (Чебурашка.)
6. Кто живёт на крыше дома?
Это Малыша знакомый.
Сладкоежка, шалунишка
Веселится, как мальчишка. (Карлсон.)
VI. . Вводное слово. .
7 слайд
Откуда произошли имена собственные и нарицательные?
n Русское слово "нарицательный" образовалось от старославянского слова нарицати - "называть".
Слово "собственный" происходит от старославянского собьство, что означает "свое", "личное", "себе принадлежащее". Собственное имя - это второе имя, которым называют предмет, чтобы отличить его от другого однородного предмета.
n Вспомните имена богатырей: Ильи Муромца, Добрыни Никитича, Алёши Поповича. Илья был из города Мурома, Добрыня – сын Никиты, Попович – сын попа. Имена могут много интересного рассказать.
8 слайд
n А было и наоборот:
История знает множество примеров, когда имена собственные становились нарицательными. Вот некоторые их них:
n Так, большая гармоника баян получила название от имени собственного Баян (Боян-певец).
9 слайд
n Пирожное и торт наполеон, по легенде, обязаны названием императору Наполеону Бонапарту, любившему этот вид кондитерских изделий.
10 слайд
n Бельгийский мастер Сакс дал название популярному духовому инструменту — саксофону.
11 слайд
n Одно из античных преданий рассказывает о красивом юноше Нарциссе, который был влюблён в себя так, что не замечал никого и ничего вокруг, а всё время смотрел на своё отражение в воде. Боги, разгневавшись, превратили его в растение. Белый цветок нарцисса склоняется набок и словно смотрит жёлтым глазком вниз, на своё отражение. ...
12 слайд
VII. Физминутка для глаз
VIII.Коррекция и первичное закрепление знаний
13 слайд
- Карта какого района перед вами?
- Почему населённые пункты названы так?
Названия стран, морей, сёл и городов,
Названия улиц, рек, далёких островов
С заглавной буквы,
с прописной Будем мы писать.
Нам это правило всегда Надо знать на пять.
14 слайд
- Вы уже знаете, почему некоторые населённые пункты получили такое название.
- А вот в Москве, например, есть улицы, получившие названия от профессий людей, поселившихся в особых районах – слободах.
- Так, на Кожевнической набережной жили кожевники,
а на Кузнецком Мосту – кузнецы
на Оружейной – оружейники,
на Поварской – повара,
на Мясницкой – мясники.
15 слайд
- Запишите, какие улицы в селе Александровском были названы по названию городов: Москва, Пятигорск, Ставрополь
- по фамилиям известных людей:
Пушкин, Гагарин, Ленин
- по месту расположения:
лес, сад, вода
16 слайд
Исправить ошибки:
- Наша школа находится на улице калинина.
- Мы ходили в парк по улице гагарина.
- Автобус повёз туристов по улицам московской, водной, лесной.
17 слайд
IX. Физминутка.
18 слайд
Игра «Собери пару»:
Самостоятельная работа (подчеркнуть собственные существительные)
X. Задание на дом. ВЫУЧИТЬ ПРАВИЛО НА С.80, УПР. 127.
XI. Подведение итогов урока.
- На уроке мне всё было понятно.
- У меня возникли вопросы, но я постеснялся их задать.
- Я многое не понял.