Официальный сайт audiophilesoft 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Лекция «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы по курсу химии для старшей и старшей профильной школы»

Выберите действие:

 


Многим из вас известно, что с 2005 года началась работа по созданию Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://school-collection.edu.ru/). В течение последних лет было создано хранилища для материалов коллекции, а также было подготовлено и ее содержательное наполнение.
В Коллекции представлены различные материалы.
1) ЦОРы – цифровые образовательные ресурсы к учебникам, входящим в Федеральный перечень и рекомендованным Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе во всех общеобразовательных учреждениях начиная с 1 июня 2004 года. К ресурсам этого типа относится любая информация образовательного характера, сохраненная на цифровых носителях.
2) ИИСС – информационные источники сложной структуры, то есть цифровые образовательные ресурсы, основанные на структурированных цифровых материалах. К таким цифровым образовательным ресурсам можно отнести тексты, иллюстрации, фотографии, видео- и аудиозаписи, анимации, интерактивные модели и т.п. Для учебных материалов этого типа разработано соответствующее учебно-методическое сопровождение, способное поддерживать деятельность учителей и учащихся по одной или нескольким темам некоторого учебного курса.
3) ИУМК – инновационные учебно-методические комплексы (или комплекты), которые должны полностью обеспечивать потребности учебного процесса по какому-то одному выбранному предмету (предметной области или теме). Инновационные учебно-методические комплексы могут быть использованы в различных вариантах учебного процесса, которые могут принципиально отличаться дуг от друга по лежащей в их основе философии и технологии образования. Такие ИУМК, как правило, рассчитаны на длительный период обучения (не менее одного учебного года).
Электронными (цифровыми) образовательными ресурсами Единой коллекции по химии являются самые различные объекты, например, цифровые копии портретов ученых, фотографии химических веществ, устройств, производств химической промышленности. К этому же типу объектов коллекции относится, например, анимированные схемы синтеза аммиака в промышленных условиях, каталитического крекинга нефти, интерактивные системы тестирования и т.п.
К электронным (цифровым) образовательным ресурсам (ЭОР) по химии относятся также виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать химические опыты, составлять структурные формулы и уравнения химических реакций. Поскольку изучение химии требует привлечения экспериментального материала (показ учителем и проведение учащимися химических опытов), следует особое внимание уделить использованию фото- и видеоматериалов, которые позволяют: а) подготовиться к подготовке, проведению (демонстрации) опытов, б) познакомить учеников с теми экспериментами, которые практически невозможно осуществить на уроке из-за недостаточного оснащения школьного химического кабинета реактивами, материалами, химической посудой, в случае отсутствия вытяжного шкафа или локальных вытяжных зонтов, устройств для нагревания, водослива и т.д. Особенно актуальны такие химические демонстрации для процессов, в которых используются или образуются вещества, представляющие опасность с точки зрения техники безопасности (едкие, ядовитые, взрывоопасные, легкогорючие).
Еще одна особенность использования ЭОР при изучении химии заключается в как можно более широком обеспечении наглядности за счет использования иллюстраций и анимированных моделей (например, строения атомов, молекул, химических процессов, смещения химического равновесия, технологических схем химических производств и т.д.). Демонстрация интерактивных моделей и действующих схем позволяет визуализировать теоретические положения, вынесенные на урок, помогают обеспечить более глубокое понимание учебного материала.
Интерактивные задания в изучении химии могут быть использованы как для текущего контроля, так и для самостоятельной работы учащихся (в качестве «химических тренажеров»), а мультимедиа-ресурсы, наряду с имеющимися в Коллекции иллюстративными и текстовыми материалами, позволяют организовать самостоятельные индивидуальные и групповые проекты учащихся, показавшие хорошие результаты в профильных классах.
ЭОРы легко встраиваются в имеющуюся школьную практику. Многие учителя уже имеют опыт использования видеофрагментов, анимаций, интерактивных моделей и т.п. Все эти объекты коллекции – тексты, иллюстрации, графика, статические и динамические изображения, анимационные модели, видеофайлы могут быть встроены в отдельные фрагменты урока, из них может быть составлен и весь урок в целом. Такую конструкцию готовых модулей грамотный учитель может создать с помощью знакомых ему средств и технологий, но он может использовать и новый образовательный инструментарий. К этому инструментарию можно отнести
·         виртуальные лаборатории,
·         химический раздел энциклопедии,
·         «ленту времени «Химия жизни»,
·         наборы интерактивных заданий для подготовки к ЕГЭ
·         инструменты для работы над текстами
Но все вышеперечисленные инструменты учебной работы - это уже не простые ЭОРы, а другая категория цифровых образовательных ресурсов – это ИИСС. Такой набор материалов может использоваться в классе во время урока и в тоже время может предлагаться для домашнего использования, а также и для самостоятельного изучения предмета.
Использование этого, более сложного вида цифровых ресурсов связано с введением определенных изменений в сложившуюся школьную жизнь, а все технологические изменения, связанные с внедрением этих цифровых ресурсов, с большой вероятностью должны привести к изменениям в характере деятельности и учителей, и учащихся. Использование новых форм учебной работы неминуемо влечет за собой понимание необходимости создания несколько иной учебно-методической системы.
Появление «История научного эксперимента» (с видеофрагментами и анимациями) дает возможность учителю химии привлекать исторические сведения о развитии химической науки при изложении нового материала (например, в таких темах как «Периодический закон», «Теория строения в органической химии», «Химической равновесие» и т.п.).
Некоторые проблемы методического и технического порядка, связанные с преподаванием школьного курса химии, могут быть отчасти решены при использовании видеоколлекции химических опытов по органической и неорганической химии.
Для успешной работы школьных учителей с образовательными ресурсами нового поколения нужна не только готовность учителей к использованию различных инноваций, нужна информация о том, что собой представляют эти новые цифровые образовательные ресурсы и где их можно найти в коллекции. Особенно важно это сейчас, поскольку учебные планы по химии претерпели изменения не в лучшую сторону, а время на изучение этого важнейшего предмета катастрофически снижается.
При использовании инновационных учебно-методических комплексов (ИУМК) следует учесть, что они, как правило, содержат полный набор средств обучения, включающий бумажные, цифровые и сетевые компоненты. Важную роль в них играет методическая составляющая. Эти инновационные учебно-методические комплексы не обязательно использовать полностью. Можно выбрать наиболее подходящие фрагменты, отдельные ЭОРы и использовать их при проведении уроков. Набор учебно-методических материалов для учителя в каждом ИУМК обычно содержит:
·         программу курса
·         образец возможного поурочного планирования
·         описание методики организации занятий
·         описание способов использования информационных технологий и цифровых ресурсов в учебном процессе
·         рекомендации по использованию цифровых ресурсов в самостоятельной, в том числе и домашней, работе учащихся.
В частности, на сайте Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов представлены
комплекты учебных и методических материалов
«Химия», 8 класс, Габриелян О.С.  
«Химия», 9 класс, Габриелян О.С.
«Химия», 10 класс, Габриелян О.С., Маскаев Ф.Н., Пономарев С.Ю., Теренин В.И.
«Химия», 11 класс, Габриелян О.С., Лысова Г.Г.  
«Биохимия» (Физикон)http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/947bea92-5a16-b954-69e0-8b9cceeda3e5/?inter style="color: black; display: none;">
В ходе работы учителей с новыми цифровыми образовательными ресурсами могут быть созданы вариативные методики по встраиванию этих информационно-методических ресурсов в учебный процесс.
Цифровые образовательные ресурсы, которые ориентируют и ученика, и в первую очередь учителя на репродукцию, воспроизведение можно отнести к традиционным. Эти ресурсы или учебные материала тоже есть в коллекции, они ориентированы на то, чтобы научить ученика отвечать на вопросы в знакомом контексте, имея соответствующую информацию, сформировать умение выполнять обычные, привычные процедуры согласно соответствующим инструкциям.
Есть в коллекции ресурсы, ориентирующие ученика на работу «по алгоритму», позволяющие ему самостоятельно интерпретировать и распознавать ситуацию, извлекать соответствующую информацию из одного или нескольких источников, применять базовые формулы, процедуры или правила; давать собственную интерпретацию полученных результатов. Но наибольший интерес представляют учебные ресурсы, ориентирующие ученика на то, чтобы учиться мыслить, обобщать и использовать информацию на основе изучения и моделирования сложных проблем; связывать разные источники информации и формулировки и гибко их интерпретировать; демонстрировать мышление и логику; уметь формулировать и ясно излагать свои выводы в реальной ситуации.
Еще одним источником комплектования коллекции служат фонды музеев, библиотек, архивов и пр. В настоящее время и в Единой коллекции размещены коллекция экспонатов ряда музеев, например:
Памятники науки и техники в собрании Политехнического музея
Памятники науки и техники в собраниях музеев России http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/c8f06176-11bd-4c47-b4b5-9d8cb906d9b9/?inter>
в частности Музей-архив Д.И.Менделеева при Санкт-Петербургском университете
В коллекции цифровых образовательных ресурсов по химии можно найти описание и отдельных опытов и видеофрагменты с этими опытами. Например, около 600 опытов собрано в ресурсах:
Неорганическая химия. Видеоопыты.
Органическая химия. Видеоопыты. 
В предметной коллекции наибольший интерес представляют
Ресурсы заочной школы "Юный химик" Томского государственного университета  
История научного эксперимента
 
Работа по созданию и использованию материалов Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов в разгаре. Сейчас очень важен критический взгляд на ее содержимое, который позволит решить возникающие по ходу создания и пополнения этой коллекции проблем и вопросов. Сделать ее настоящей помощницей учителей, с разумно формируемым и систематически пополняющимся хранилищем могут только совместные усилия всего педагогического сообщества. Попробуем и с вами внести свой полезный вклад в эту непростую работу.

 


»  Размещено в сообществах:   

На: Лекция «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы по к


Лекция "Электронные (цифровые) образовательные ресурсы по курсу химии..." отличается информационной насыщенностью, лаконичностью и доступностью изложения материала. Считаю её очень полезной для себя, т. к. только начинаю более активно использовать ЭОР в преподавании химии. Ранее использовала лишь дополнитнльную текстовую информациюпри подготовке к урокам, иллюстрации, фотографии, видеоопыты для создания презентаций. Хотелось бы на уроках использовать виртуальные лаборатории, позволяющие моделировать химические опыты, составлять структурные формулы и модели химических реакций (как рекомендуют материалы статьи) для повышения познавательного интереса и уровня знаний обучающихся. Ещё одной особенность ЭОР являетсяболее широкое обеспечение налядности за счёт испльзования иллюстраций и анимированных моделей, что очень важно, т. к. большинство современных школьников являются визуалами и плохо запоминают информацию на слух. В условиях перехода на новые ФГОС очень актуально использование интерактивных заданий для текущего контроля (тесты) и самостоятельной работы (химические тренажёры). Отмечено, что уроки с использованием ЭОР легко встраиваются в школьную практику. Не моло важно, что ЭОР позволяют организовать работу не только на уроке химии, но и за его пределами. Так коллекции с иллюстративными или текстовыми материалами позволяют выполнять индивидуальные и групповые проекты по предмету. Из содержания лекции для себя отметила, что для подготовки обучающихся к ЕГЭ существует набор интерактивных заданий. Очевидно также, что использование ИИСС (более сложного вида цифровых ресурсов) связано с повышением ИКТ-компетенции учителя, с изменением в характере деятельности учителя и ученика. Для себя отметила, что в помощь учителю (особенно начинающему) ЭОР содержат набор учебно-методических материалов в каждом ИУМК (программу, поурочное планирование, описание методик организации занятий, способов использования информационных технологий, цифровых ресурсов в учебном процессе). Я использую комплекты учебных и методических материалов по химии О. С. Габриеляна. С интересом прочитала о том, что в Единой коллекции размещены материалы фондов музеев, библиотек, архивов, видеофрагменты более 600 опытов по органической и неорганической химии. Хотелось бы пожелать ЕКЦОР дальнейшего развития в помощь учителям, обучающимся и родителям. 




На: Лекция «Электронные (цифровые) образовательные ресурсы по к


Цифровые образовательные ресурсы использую для подготовки к урокам уже давно. Огромное поле деятельности: составление презентаций, показ видеоопытов, проверка знаний ит.д. Уроки более насыщенные, продуктивные, Очень рада, что обнаружила в интернете когда-то такую полезную "вещь"!



Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн