Submitted by Валентина Петровна Осипенко on пн, 06/12/2010 - 21:42
Вступительное слово учителя.
Ребята, вам уже по 13-14 лет. Недалеко то время, когда вы станете полноправными гражданами нашей страны. Уже сейчас вы должны задуматься над смыслом своей жизни, своей личностью, воспитывать чувства долга, справедливости, учиться видеть зло и бороться с ним. Каково же место каждого из нас в этой жизни? Можем ли мы что-нибудь изменить сами? Сегодня у нас диспут.
Законы диспута.
1.Диспут – свободный обмен мнениями.
2. На диспуте все активны.
3.В споре все равны.
4.Каждый выступает и критикует любое положение.
5. Приводи факты, умей доказывать.
6.Мимика, жесты, восклицания в качестве аргументов не принимаются.
Каждому участнику диспута дается памятка полемиста.
Вопросы для диспута.
1. Что такое ответственность? Почему нужно говорить о личной ответственности? Как вы понимаете смысл эпиграфа к нашему диспуту « Жить, отвечая за все»?
2. Согласны ли вы с мнением, что каждый человек отвечает за все, что делается в этом мире?
Анализ ответов учащихся на анкету.
1. Зависит ли от вас дисциплина в классе?
Да – 50%, нет- 50% ( один ученик отметил, что наводить дисциплину – это не его работа)
Как вы думаете, прав ли последний ученик? О чем свидетельствует этот ответ?
2. Что вы можете сделать для улучшения дисциплины?
33% - успокоить других, 44% - хорошо себя вести,
16,5% - ничего, 5,5% - чтобы были дежурные
Чью позицию вы поддерживаете и почему?
3. Если твой товарищ совершил плохой поступок, то
1. 27,5% - промолчу,
2. 60,5% - скажу
3. 11% - мне все равно
Оцените позицию каждой группы. Можно ли ожидать от 1 и 3 группы активной жизненной позиции?
4. К чему ведут безразличие, равнодушие и безответственность?
Разбор правовых ситуаций.
5. Кого мы называем приспособленцами? Эгоистами? Равнодушными?
60,5% - ответили правильно, остальные – не знаем
( разбор ответов учащихся, обсуждение и подведение к пониманию важности активной жизненной позиции).
6. Назовите свои положительные качества.
Ответы учащихся: 12 чел – доброта, 5 чел – нежадность, 7 чел – трудолюбие, 6 чел – вежливость, 4 чел – заботливость, 4 чел – смелость.
7. Назовите свои отрицательные качества.
Ответы учащихся: 6 чел – жадность, 6 чел – жестокость, 5 чел – лень, неаккуратность – 3 чел.
7. Что можем лично мы с вами сделать, чтобы меньше совершалось преступлений? ( отвечают на основе разбора различных правовых ситуаций)
8. Что можно сделать в школе, чтобы ученики перестали:
- выражаться нецензурными словами,
- курить,
- унижать слабых.
Учащимся дается возможность сделать свои выводы.
9. Как вы понимаете слова « Настоящего человека всегда тянет туда, где трудно»?
Заключительное слово учителя
Ребята, ваша жизнь только начинается. Хотелось бы, чтобы вы понимали, что пассивность и равнодушие недопустимы в любых жизненных ситуациях, чтобы вы всегда проявляли чувство личной ответственности за все, что происходит. Надеюсь, что сегодня, обсуждая вопросы диспута, вы задумались о том, как важно проявлять чувство личной ответственности, не быть равнодушными. Чтобы, как говорил герой Н.Островского Павка Корчагин : « Надо жизнь прожить так, чтобы не было больно за бесцельно прожитые годы и чтобы не жег позор за подлое и мелочное прошлое».