Тема: Ввод данных и формул в табличном редакторе Excel
Ход урока:
Организационный момент.
Учитель приветствует учеников, объявляет тему урока, мотивирует к учебному процессу.
Повторение.
Для того, чтобы легче справиться с новой темой, вспомним что такое табличный редактор и для чего он предназначен. Для этого ответим на вопросы:
Что такое электронная таблица?
(ЭТ – инструмент для табличных расчетов на ЭВМ).
Что такое табличный процессор?
(ТП – это прикладная программа, позволяющая пользователю работать с электронными таблицами.
Привести пример ТП (Ms Excel, входящий в пакет Ms Office).
Перечислить основные понятия Ms Excel (строки, столбцы, ячейки, диа-пазон ячеек).
Как ввести информацию в ячейку? (достаточно щелкнуть по ячейке мышкой, а потом вводить требуемую информацию; либо перемещаться по таблице с помощью управляющих кнопок).
Новый материал. Практическая работа по составлению таблицы.
Коллективная работа с классом под руководством учителя.
Этапы выполнения работы:
Откроем Ms Excel.
В ячейку B1 введем название таблицы «Таблица умножения».
В ячейку A2 введем числи 2.
В ячейку В2 введем знак умножения. Для этого можно поставить букву «х».
В ячейку С2 введем число 1.
В ячейку D2 введем «=» (обязательно в кавычках, чтобы = воспринима-лось как текст, а не как математический знак).
В ячейку Е2 будем вводить формулу вычисления произведения содержимого ячеек А2 и С2. Она будет иметь вид:
=А2*С2
(формула записывается на доске учителем). Для этого необходимо перейти на английский язык (комбинация клавиш ctrl+shift) и ввести формулу с клавиатуры.
Для заполнения остальных ячеек используем автозаполнение: выделим ячейку А2, переместим курсор в правый нижний угол так, чтобы курсор пре-вратился в маленький крестик, и не отпуская левую кнопку мышки тащим ее вниз на 10 клеток. В результате получится столбец, состоящий из чисел «2».
Выделим ячейку В2 и повторим ту же процедуру.
Выделим ячейку D2 и снова повторим ту же процедуру.
Теперь перейдем к ячейке С2. В столбце С мы должны получить последовательность чисел 1, 2, 3, … Это также можно сделать автозаполнением. Выделяем ячейку С2, переводим мышку в нижний правый угол, нажимаем клавишу ctrl и проделываем ту же процедуру, только с нажатой кнопкой ctrl.
Скопируем формулу ячейки Е2. Выполняется также автозаполнением.
Таблица умножения на «2» готова.
Самостоятельная практическая работа.
Сделать таблицы умножения на 3, 4, 5, и т.д. Для лучшего усвоения нового материала детям раздается опорный конспект.
Дополнительное (творческое) задание: создать таблицу умножения в виде «таблицы Пифагора»:
Таблица умножения
1
2
3
4
5
6
7
8
9
1
1
2
3
4
5
6
7
8
9
2
2
4
6
8
10
12
14
16
18
3
3
6
9
12
15
18
21
24
27
4
4
8
12
16
20
24
28
32
36
5
5
10
15
20
25
30
35
40
45
6
6
12
18
24
30
36
42
48
54
7
7
14
21
28
35
42
49
56
63
8
8
16
24
32
40
48
56
64
72
9
9
18
27
36
45
54
63
72
81
Пояснение: в ячейках должны стоять формулы.
Подведение итогов урока:
Что нового вы узнали на уроке?
Как вводить данные в таблицу?
Как выполнить автозаполнение?
Как скопировать формулу?
Домашнее задание: Записать в тетради правила автозаполнения ячеек копированием, по возрастанию и формулы.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ:
Карточки с правилами:
Автозаполнение
• Для заполнения ячеек автозаполнением выполняем действия: выделим ячейку, перемес-тим курсор в правый нижний угол так, чтобы курсор превратился в маленький крестик, и не отпуская левую кнопку мышки тащим ее вниз на нужное число клеток. В результате получится столбец, состоящий из одинаковых значений
• Для заполнения ячеек автозаполнением по возрастанию выполним действия: переместим курсор в правый нижний угол так, чтобы курсор превратился в маленький крестик, и не отпуская левую кнопку мышки тащим ее вниз на нужное число клеток с одновременным нажатием клавиши ctrl. В результате получится столбец, состоящий из значений, располо-женных по возрастанию.
• Для заполнения формул автозаполнением выполняем действия: выделим ячейку, пере-местим курсор в правый нижний угол так, чтобы курсор превратился в маленький крестик, и не отпуская левую кнопку мышки тащим ее вниз на нужное число клеток. В результате в ячейках появятся формулы, аналогичные той, которую копировали.