Тема: Международное гуманитарное право.
Цели: привлечь внимание учащихся к последствиям чрезмерного насилия в период вооруженных конфликтов, способствовать пониманию школьниками необходимости регулирования поведения участников вооруженных конфликтов;
продолжить формирование умений анализировать источники, сопоставлять факты, строить доказательства, делать выводы, извлекать необходимую информацию из справочной литературы, схем и таблиц.
Основные понятия: международное гуманитарное право; международный и немеждународный вооруженный конфликты.
Оборудование: «Всеобщая декларация прав человека», иллюстрации, мультимедийная презентация, раздаточный материал:
1. «Декларация прав человека и гражданина»
2. Словарь. Схема «Международное гуманитарное право»
3. Задания для учащихся.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Структура урока:
1. Мотивационная беседа. Ознакомление учащихся с целями изучения международного гуманитарного права.
2. Изучение нового материала. Работа с документами. Текущий контроль.
3. Обобщающий контроль.
4. Домашнее задание.
Ход урока.
I. Мотивационная беседа. Слово учителя.
-Мировое сообщество вступает в третье тысячелетие. К сожалению, оно не избавилось от тяжелого наследия прошлых веков – вооруженных конфликтов. И если нельзя добиться мира в одночасье, то необходимо приложить всемерные усилия, чтобы уменьшить страдания людей, приносимые войной. Одним из главных механизмов ограничения жестокости вооруженных конфликтов является регулирование поведения их участников с помощью норм международного гуманитарного права. Совершим экскурс в историю.
/Выступление учащихся с опорой на презентацию. 2-6 слайды/
Учитель:
-Потрясенное последствиями второй мировой войны международное сообщество в уставе ООН объявило противоправным использование силы для разрешения споров.
Пункт 4 ст.2 Устава ООН гласит:
«Все члены ООН воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения (…)».
-Государства обязаны мирными средствами разрешать разногласия. Но, несмотря на усилия международного сообщества, количество вооруженных конфликтов в мире не сокращается.
/Объявление целей урока/
Вопросы:
-Как вы думаете, насколько совместимы такие понятия как «право» и «война»?
-Как вы относитесь к утверждению: «На войне, как на войне»?
Вывод:
Управление ситуацией вооруженного конфликта с помощью правовых норм отвечает интересам обеих противоборствующих сторон. У каждой воюющей стороны могут быть раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной неприятелем территории. Что в этом случае является наиболее разумным: надеяться на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенным, что им будет оказана помощь и предоставлена защита по закону, исполнение которого обязательно.
II. Изучение нового материала.
/Работа со схемой «Международное гуманитарное право»/
-Откройте схему №1.
Задание: прочитайте, проанализируйте положения схемы.
Вопросы:
-Какие выводы можно сделать на основании схемы?
-В чем сущность МГП?
-Каковы особенности этой отрасли права?
Выводы:
МГП устанавливает определенные правила поведения сторон, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Соединяет правовые и нравственные начала.
/Работа со словарем/
-Определите, какая категория людей попадает под определение «жертвы войны»?
Задание:
-Сформулируйте определение международного гуманитарного права.
/Работа со словарем/
-Выясните, как трактуется данное понятие в словаре.
Определение:
МГП является отраслью международного права и представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение вооруженных конфликтов.
Вопросы:
-Как вы думаете, почему эта отрасль права получила такое название: Международное гуманитарное право?
-Что такое гуманизм?
Определение:
Гуманизм – исторически развивающаяся система воззрений, признающая ценность человека, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки справедливости общества.
-Какое значение несет понятие «гуманитарное право»?
/Обращенный к человеческой личности, к правам, интересам человека/
Итог:
-Право может быть закреплено в форме принятого государством закона. В названии «МГП» имеется слово «международное». Оно означает, что право в данном случае закрепляется в форме соглашений (договоров) между государствами.
Учитель: Вы уже знакомы с историей создания Всеобщей декларации прав человека и гражданина.
Вопрос:
-Когда и в связи с чем она была принята? /в 1948г./
-Какие группы прав и свобод человека вам известны?
Задание:
-Проведите сравнительный анализ положений декларации и положений схемы, характеризующей МГП.
Вопрос:
-В чем сходство, а в чем различие между этими двумя отраслями права – международным гуманитарным правом и правом прав человека?
/Презентация, слайд 7/
-Результаты занесите в таблицу.
Линии сравнения
|
МГП
|
Право прав человека
|
Сходство
|
Направлены на защиту личности
|
Различия
|
Содержание
|
регулирует отношения между сторонами в вооруженном конфликте
|
Регулирует отношения между государством и его гражданами, иностранными лицами без гражданства на его территории
|
Применение
|
В период вооруженных конфликтов
|
В любое время, однако некоторые права могут быть приостановлены в чрезвычайных ситуациях, в том числе в период вооруженных конфликтов
|
/Презентация, слайды 8-13/
Учитель:
-Основными источниками МГП стали 4 Женевские конвенции 1949 года и два дополнительных протокола к ним 1977 года.
/Работа со словарем/
-Выясните, как определяется в словаре понятие «конвенция».
/Презентация, слайд 9/
-На защиту какой категории населения направлена I Женевская конвенция?
-Какие права предоставляются конвенцией раненым и больным в действующих армиях?
/Презентация, слайды 10-13 рассматриваются аналогично./
Учитель:
-Особое внимание уделяет МГП защите детей во время вооруженного конфликта.
/Выступление учащегося о защите детей во время вооруженного конфликта/
Беседа:
-В чем заключается особая защита детей во время международного вооруженного конфликта?
-Необходима ли она? Обоснуйте свою точку зрения.
Задание:
В начавшемся вооруженном конфликте 14-летнему подростку поручают собирать сведения о передвижении неприятельских войск.
Вопрос:
-Имеют ли право военные власти так поступить?
Вывод:
МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным. Сторона в конфликте, во власти которой оказались раненые и больные должна предоставить им медицинскую помощь и уход, даже если они принадлежат к стороне противника.
Медицинский персонал, санитарные учреждения, санитарный транспорт и оборудование не могут быть объектом нападения, их работе нельзя препятствовать. Но и использование эмблемы красного креста не по назначению недопустимо.
Задание:
В ходе наступления группа бойцов оказалась рядом со зданием, на фасаде которого было прикреплено полотнище с эмблемой красного креста. Наступающие прекратили огонь, однако при их приближении из здания по ним был открыт огонь солдатами противника.
-Определите, исходя из норм современного гуманитарного права, что имеет место в данной ситуации – проявление военной хитрости или вероломство?
/Презентация, слайд 14/
Учитель:
-За нарушение норм МГП предусматривается юридическая ответственность. Совершивший военное преступление, может быть судим на основе норм МГП. Так, после второй мировой войны Нюрнбергский трибунал для суда и наказания главных военных преступников приговорил 12 главных обвиняемых к смертной казни, а остальных к различным срокам тюремного заключения.
По решению ООН в середине 1990-х годов начали работу международные трибуналы по бывшей Югославии и Руанде.
Вопрос:
-Как вы думаете, почему в международных соглашениях имеют место специальные положения об изучении МГП как военными, так и гражданским населением?
III Обобщающий контроль. /Раздаточный материал/
I. Задание:
-Подумайте, какое высказывание из предложенных могло бы стать эпиграфом к изученному материалу?
1. «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций)
2. «Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие». (А. Дюнан)
3. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу)
4. «Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера». (А.Д.Сахаров)
5. «Война – незаживающая рана, которую получил мир». (Дж. Б. Пристли)
II. Задание. Решите ситуации, используя нормы МГП
1) Сосед военврача.
Сосед был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых пришлось долго убеждать его. Наконец, их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед им делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения случился даже сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается – как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
-Прав ли был мой сосед?
2) Бывший военнопленный.
В плен взяли нас троих. Пока переправляли в лагерь, сильно били. Сжав зубы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли руки вверх. Потери противника в этом бою были немалые, и они мстили за своих. На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я не мог сообщить им то, что они хотели узнать о наших потерях, расположении интересующих их объектов. Совершенно неожиданно в лагере я столкнулся с еще одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам я вдруг не понравился лагерному повару. Возможно, ему не нравилась моя внешность или я напоминал ему того, кого он терпеть не мог. И теперь он сполна отыгрывался на мне. Когда нас приводили в столовую, где запах еды сводил голодного человека с ума, то он выбегал из-за своей стойки, и в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, намеренно опрокидывал миску. Выражение лица его было всегда свирепым, и он что-то угрожающе бормотал на своем языке. Похлебка текла по дощатому столу и моей одежде. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзуживали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую и приготовил себя к смерти от голода.
-Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальными условиями обращения с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иными, менее жесткими?
IV Домашнее задание.
Проведите небольшое социологическое исследование: спросите знакомых, как они относятся к проблеме соблюдения МГП, проанализируйте полученные данные. Какой вывод можно сделать на основе этого?
Приложение 1.
СЛОВАРЬ
Военнопленные – участники военных действий, захваченные в плен неприятельской стороной во время международного вооруженного конфликта.
Гражданские лица – лица, не входящие в состав вооруженных сил.
Потерпевшие кораблекрушение – военнослужащие и гражданские лица. Подвергающиеся опасности на море или в других водах в результате несчастья, случившегося либо с ними, либо с перевозившим их судном или летательным аппаратом, в условиях вооруженного конфликта.
Жертвы войны – раненые и больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях – гражданское население, медицинский персонал, духовный персонал.
Конвенция – международное соглашение, договор по конкретному вопросу, имеющий обязательную силу для тех государств, которые присоединились к нему (подписали, ратифицировали его).
Международное гуманитарное право – отрасль международного права, представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооруженных конфликтов.
СХЕМА № 1.
Международное гуманитарное право.
1. Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях (раненых, больных, военнопленных, потерпевших кораблекрушение)
|
2. Предоставляет защиту лицам, не принимающим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу)
|
3. Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (например, жилые дома, школы, места отправления культа)
|
4. Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде
|
Приложение 2.
I. Задание:
-Подумайте, какое высказывание из предложенных могло бы стать эпиграфом к изученному материалу?
1. «Легче зажечь одну маленькую свечу, чем клясть темноту» (Конфуций)
2. «Мы желаем ограничить неизбежные ужасы войны – этого лютого бедствия, которое грядущие поколения будут рассматривать как безумие». (А. Дюнан)
3. «Теперь, когда мы умеем летать по небу, как птицы, плавать по воде, как рыбы, нам осталось одно – научиться жить на Земле, как люди». (Б. Шоу)
4. «Судьбы цивилизации ставятся в зависимость от решения прежде всего проблем духовного характера». (А.Д.Сахаров)
5. «Война – незаживающая рана, которую получил мир». (Дж. Б. Пристли)
II. Задание. Решите ситуации, используя нормы МГП
1) Сосед военврача.
Сосед был врачом в госпитале. А тут он мне такое рассказал! Однажды к ним в госпиталь доставили двух тяжелораненых пленных. Главврач, потерявший на этой войне близкого человека сначала наотрез отказывался размещать их. Сопровождавшему раненых пришлось долго убеждать его. Наконец, их поместили в палате и стали готовить к операции. И мой сосед им делал операции, как будто под скальпелем были наши раненые: несколько часов не отходил от хирургического стола, с ним от перенапряжения случился даже сердечный приступ. А потом медсестрам и санитаркам выговаривал за недостаточный послеоперационный уход за теми, кого оперировал. Мол, сначала надо им перевязки сделать, лекарства дать, обезболивающие, потому что они после тяжелой операции, а потом уже тем, кто получше себя чувствует, то есть надо понимать, нашим. Выслушал я его и даже здороваться с ним перестал. У меня никак в голове не укладывается – как он мог так поступить: шли жестокие бои, мы теряли наших бойцов, а он спасал жизнь солдатам противника.
-Прав ли был мой сосед?
2) Бывший военнопленный.
В плен взяли нас троих. Пока переправляли в лагерь, сильно били. Сжав зубы, мы сносили все. В памяти была жива картина, когда в упор расстреляли двоих из нашего взвода, хотя те уже бросили оружие и подняли руки вверх. Потери противника в этом бою были немалые, и они мстили за своих. На допросе меня опять били. Когда я терял сознание, обливали холодной водой, снова задавали вопросы и снова били, потому что я не мог сообщить им то, что они хотели узнать о наших потерях, расположении интересующих их объектов. Совершенно неожиданно в лагере я столкнулся с еще одним несчастьем. По каким-то неизвестным причинам я вдруг не понравился лагерному повару. Возможно, ему не нравилась моя внешность или я напоминал ему того, кого он терпеть не мог. И теперь он сполна отыгрывался на мне. Когда нас приводили в столовую, где запах еды сводил голодного человека с ума, то он выбегал из-за своей стойки, и в тот момент, когда я намеревался поднести ложку с мутной похлебкой ко рту, намеренно опрокидывал миску. Выражение лица его было всегда свирепым, и он что-то угрожающе бормотал на своем языке. Похлебка текла по дощатому столу и моей одежде. Я оставался без еды. А конвоиры, смеясь, еще больше подзуживали повара. Чтобы не доставлять ему удовольствия, я перестал ходить в столовую и приготовил себя к смерти от голода.
-Можно ли считать то, с чем я столкнулся, нормальными условиями обращения с военнопленными в период военных действий? Могут ли они быть иными, менее жесткими?
|