«Роль морали в раскрытии идейного замысла басен И.А. Крылова»
Submitted by Татьяна Дмитриевна Тищенко on чт, 25/11/2010 - 07:49
1. Актуализация знаний
Учитель: «Иван Андреевич Крылов – великий русский баснописец. Почему мы говорим русский? Почему великий? Крылов любил все русское: русский народ, русский язык, русскую природу, русское искусство. Как много правды о жизни, о людях можно сказать в таком маленьком рассказе, как басня. И гораздо легче обмануть цензуру, если действующие лица этой басни звери, птицы, деревья, вещи, вся природа! Глубоко и серьезно он работал над своими баснями. За свою жизнь написал около 200 басен. Обогатил русский язык, русскую речь крылатыми, остроумными образными выражениями, сравнениями».
Первая страница блокнота демонстрирует портрет Крылова И. А. художника К. Брюллова
Учитель: «Многие художники делали к басням Крылова иллюстрации. Замечательный русский скульптор Петр Карлович Клодт выполнил персонажи басен в бронзе. В 1855 г. в Летнем саду Петербурга был установлен памятник великому баснописцу. Крылов изображен сидящим в кресле, он задумчив. А рядом с ним, чуть ниже, фигурки персонажей его басен. Этот памятник был сооружен на деньги, которые собрали по всей России.»
Вторая страница блокнота – памятник И.А. Крылову работы Клодта П.К.
Учитель: Почему же народ высоко чтит память о великом баснописце? Почему около "дедушки Крылова" всегда цветы?
Предполагаемые ответы учащихся:
1. Крылов учил людей узнавать самих себя, помогал обнаруживать недостатки и подсказывал, как можно от них избавиться.
2. Крылов учил мудрости жизни.
3. Чтение его басен обогащает нас знанием жизни, родного языка.
Учитель: Какие басни вам известны?
Предполагаемые ответы: «Стрекоза и Муравей», «Свинья под дубом»…
На третьей, четвертой, пятой, шестой, седьмой страницах блокнота учащимся предлагается выполнить заданиия.
Учитель:
Скажите, пожалуйста, что такое басня?
На восьмой странице блокнота учащимся предлагается выбрать определение басни.
2. Изучение нового материала:
Знакомство учащихся с художественными и композиционными особенностями басни. Организация работы с учебником. Под данные определения предлагается составить ассоциативный ряд.
Олицетворение - Перенесение человеческих черт на неодушевленные предметы и явления.
Аллегория – умение говорить намеками. Иносказательное изображение предмета, явления с целью наиболее наглядно показать его существенные черты. Прием, которым высмеиваются пороки, приписывая их животным.
Мораль - Начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом.
На девятой странице блокнота учащиеся выполняют задание.
Учитель: Эти выражения стали крылатыми, то есть они у нас всегда
на слуху, мы их используем в своей речи как пословицы.
3. Итог урока.
Учитель:
На десятой, одиннадцатой страницах блокнота учащийся выполняет индивидуальное задание.