Организация исследовательской деятельности учащихся по истории
Submitted by Любовь Юрьевна Илларионова on пн, 15/11/2010 - 21:54
Введение
« Если человек в школе не научится творить,
то и в жизни он будет только подражать и копировать».
Л.Н.Толстой. ¹
Актуальность программы
Современный этап развития общества характеризуется возрастанием требований к уровню развития личности. Сегодня общество нуждается в образованных, творческих, деятельных молодых людях и делает социальный заказ на формирование грамотной и социально мобильной личности, осознающей свою историческую, культурную, духовную принадлежность к Родине, понимающей свои гражданские права и обязанности, ясно представляющей себе свои потенциальные возможности, ресурсы и способы реализации выбранного жизненного пути, готовой к служению Отечеству. Сама жизнь выдвигает неотложную практическую задачу - воспитание человека-творца, созидателя и новатора, способного разрешать возникающие социальные и профессиональные проблемы нестандартно, инициативно и грамотно.Акцент переносится на формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, принимать решения, планировать действия, эффективно сотрудничать, быть открытыми для новых контактов. Год от года увеличивается информационный поток в различных областях знаний. Введение ЕГЭ требует не только стандартных знаний, но и умений анализировать исторические ситуации, работать с разнообразными источниками, формулировать и аргументировать свою позицию. Способность к самостоятельному познанию развивается только висследовательской деятельности, поэтому тема исследовательской работы с учащимися была и будет актуальной.
Новизна методической разработки
В МОУ «Красноармейская СОШ № 2» в течение последних 10 лет целенаправленно ведется работа по привлечению учащихся к исследовательской деятельности. Активную роль в этом направлении играют и учителя истории. С 2009 года систематическая работа проводится на занятиях учебного объединения от Дома детского творчества «Юный исследователь», в котором по желанию занимаются учащиеся 5-11 классов в возрасте от 11 до 17 лет. Особенность программы объединения в том, что она разработана для детей общеобразовательной школы, которые сами стремятся научиться писать и представлять исследовательские работы. При этом дети не только разного возраста, но и имеют разные стартовые способности.
Одним из главных направлений привлечения учащихся к учебному исследованию является изучение семейных архивов, составление родословной и написание истории своей семьи. А через исследование истории семьи достигается цель повышения интереса к истории малой и большой Родины и включения в серьезную исследовательскую деятельность.
Новизна методической разработки в первую очередь в том, что в ней представлена структура индивидуального педагогического воздействия на формирование исследовательских навыков обучающихся путем проведения систематических теоретических и практических занятий.
Мною накоплен определенный опыт организации учебно-исследовательской деятельности школьников. Исследование как метод и как самостоятельная технология используются мною как на уроках, так и во внеклассной работе по истории. Мой опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся на уроках истории и во внеурочное время обобщен на муниципальном уровне. Ее практическим результатам были посвящены выступление на районной педагогической конференции в январе 2009г., на заседаниях РМО учителей истории, географии, обществознания в 2009-2010гг., а также публикации методических разработок урока «История семьи – страница многовековой истории Отечества» и программы учебного объединения «Юный исследователь» на сайте «Открытыйурок «1 сентября» и сайте сетевого образовательного сообщества «Открытый класс».
Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии
Развитие исследовательской деятельности учащихся в разное время было предметом особой заботы педагогической общественности и ученых. Как и какими средствами решать проблему развития исследовательских навыков школьников? Как заинтересовать учащихся этим нелегким видом деятельности? На эти вопросы искали ответы многие педагоги и ученые. Этот вопрос попыталась решить и я при работе над данной разработкой.
Что же такое исследовательская деятельность учащихся?Существуют различные мнения ученых и педагогов о сущности и значении исследовательской деятельности.
Как указывает А.В.Леонтович,председатель Оргкомитета Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, в этимологии слова «исследование» заключено указание на то, чтобы извлечь нечто «из следа», т.е. восстановить некоторый порядок вещей по косвенным признакам, случайным предметам.«…исследование, отличие от проектирования, конструирования и организации, есть самый «деликатный» по отношению к объекту вид деятельности, его главная цель – установление истины.…развитие способности занимать исследовательскую позицию является важнейшей задачей образования и воспитания как средства оценки своей деятельности, ее возможных последствий. Источник исследования как вида деятельности – в свойственном человеческой природе стремлении к познанию».²
По мнению А.С.Обухова, заместителя главного редактора журнала «Развитие личности», «освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры». ³ Он говорит «о возможности и разумности исследовательской деятельности как формы межличностного взаимодействия учителя и ученика, в ходе которого происходит трансляция культурных традиций научного познания».4А.С.Обухов считает, что «именно педагогом задаются формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».5
Алексеев Н.Г., кандидат психологических наук, считает, что именно «через учителя, через его отношение» учащиеся «до определенной степени проникаются назначением исследовательской деятельности».6 Значение такой деятельности он видит в том, что «ребята получают творческий импульс или желание расширить и умение радоваться расширению собственных горизонтов».7
Гурвич Е.М., кандидат геологических наук, в исследовательской деятельности учащихся видит «механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций».8 По ее мнению, очень важно, «чтобы в ходе изучения предмета, двигаясь от одной исследовательской задачи к другой, ребята продвигались от поиска простых и легко обнаруживаемых версий к более глубоко лежащим версионным пластам и учились рассматривать этот подход не только как метод, свойственный данной науке, но как универсальный метод исследования ситуаций в различных жизненных сферах».9
По мнению Борзенко В.И., кандидата физико-математических наук, основной функцией учебного исследования является «инициирование учеников к познанию мира, себя и себя в этом мире». Он определяет исследовательскую деятельность учащихся как «творческий процесс совместной деятельности двух субъектов (учителя и ученика) по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется трансляция между ними культурных ценностей, результатом которой является формирование мировоззрения». Педагог в данном случае выступает как «организатор формы и условия исследовательской деятельности, благодаря которым у ученика формируется внутренняя мотивация подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции».10
Мириманова М.С., кандидат психологических наук, считает, что исследовательская деятельность одно из средств «воспитания толерантности благодаря социокультурному межличностному взаимодействию».11Она считает, что исследовательская деятельность учащихся не только «формирует их ответственное отношение к делу и к окружающей действительности», но и «создает необходимые условия для развития и личностного роста, формируя и оттачивая столь важный механизм, как рефлексия….То, что нам удается добыть самим своей головой и собственными руками, всегда приносит какой-то конкретный результат и плюс еще что-то очень важное и ценное, а именно индивидуальное развитие».12
Исследователь данной темы Харитонов Н.П., анализируя структуру исследовательских работ, отмечает, что в них должны содержаться «обязательные элементы научного исследования: постановка цели; формулирование задач; выбор методов сбора и обработки фактического материала; проведение наблюдений, опытов и экспериментов; анализ и обсуждение полученного материала, в результате которых исследователь получает ответы на поставленные в задачах вопросы.» Также он приводит разницу между учебно-исследовательской и исследовательской работами: «учебно-исследовательские работы выполняются учащимися под постоянным надзором и контролем со стороны преподавателей и часто с использованием упрощенных методик сбора и обработки данных, разработанных с учетом возраста и опыта начинающего исследователя. Результаты, которые могут получиться в процессе таких работ, часто известны руководителям заранее». Исследовательские же работы подразумевают «большую самостоятельность учащихся при выборе методик, так и при обработке собранного материала. Такие работы выполняются школьниками, уже имеющими некоторый опыт исследовательской деятельности, а руководители выступают при этом как консультанты и, при необходимости, помогают на разных этапах ее выполнения».13
Данильцев Г.Л., экспертВсероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского, отмечает самые важные критерии оценки исследовательских работ: «чтобы теме работы соответствовали цели и задачи исследования; методика работы была направлена на сбор материала для решения задач и была достаточно подробно описана; материалы приводились в соответствии с методикой и соответствовали целям и задачам исследования и излагались полностью; выводы и заключения были корректны, соответствовали и подтверждались собранными материалами».14
При написании исследовательской работы очень большую роль играют информационные технологии. Демин И.С., кандидат экономических наук, отмечает «несколько основных блоков, включающих навыки, необходимые исследователю: оформление научной работы, способы и формы представления данных, компьютерная обработка данных исследования, принципы работы с большими объемами информации».15
Как отмечает Стефаненко Т.В., учитель географии, учебно-исследовательская работа является составной частью краеведения. Она считает, что целью проводимой работы является «воспитание чувства патриотизма, развитие творческих способностей, формирование личности детей на основе национальных традиций».16
Таким образом, изучив разные точки зрения по вопросу об исследовательской деятельности учащихся, можно поддержать мнение Постниковой Т.Ф., учителя биологии, что «исследовательская работа - прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются следующие задачи:
5)сотрудничество, воспитание чувства ответственности за любое дело;
6)умение проектировать и прогнозировать выход из сложившейся ситуации;
7)навыки общения в коллективе»17
Я согласна с мнением учителя истории Коленченко Е.М., что «исследовательская деятельность - это деятельность, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере».18
Принципы педагогического процесса, положенные в основу методической разработки:19
- принцип гармонического воспитания личности;
- принцип постепенности и последовательности в овладении исследовательским навыками, от простого к сложному;
- принцип успешности;
- принцип соразмерности нагрузки уровню и состоянию здоровья сохранения здоровья ребенка;
- принцип творческого развития;
- принцип доступности;
- принцип ориентации на особенности и способности ребенка;
- принцип индивидуального подхода;
- принцип практической направленности.
В основу разработки «Исследовательская деятельности учащихся по истории» положены технологии, ориентированные на формирование общекультурных компетенций обучающихся:
- технология развивающего обучения;
- технология индивидуализации обучения;
- личностно-ориентированная технология;
- компетентностного и деятельностного подхода.
Занимаясь исследовательской деятельностью с учащимися, я лично ставлю следующие задачи:
1) расширить и углубить знания учащихся по истории;
2) дать школьникам навыки научно-исследовательской деятельности;
3)формировать умения публичного выступления, иметь и отстаивать свою гражданскую позицию;
4) развивать коммуникативные качества личности школьников;
5) находить и анализировать информацию из различных источников;
5)научить школьников составлять электронные презентации исследований и выступлений для последующей защиты;
6) помочь учащимся определиться с выбором профессии
7) подготовить учащихся к успешной сдаче ЕГЭ по истории для дальнейшего обучения в ВУЗах.
Для реализации поставленных задач я разработала:
1) программу учебного объединения «Юный исследователь» [См. Приложение № 1];
2) программу элективного курса для 9 класса «Великая Отечественная война в событиях и лицах» для 10 класса «Занимательная история ОтечестваIX-XIXвв.» и 11 класса «Загадки и тайны Отечественной историиXXв.» [См. Приложение № 2];
3) программу деятельности школьного музея «Сердца, опаленные войной», посвященного нашим землякам – участникам Великой Отечественной войны, афганских и чеченских боевых действий.
Особенностью исследовательской работы с учащимися является то, что технологии научно-исследовательской деятельности использую в работе со старшеклассниками (9-11 классы), проектную – в работе с учащимися среднего звена (5-8 классы). Данные технологии позволили добиться высоких показателей: 8 победителей и призеров на конференциях и конкурсах международного и республиканского уровня.
Данная методическая разработка была написана на основании анализа авторских разработок, опубликованных в журналах «Преподавание истории в школе», «Преподавание истории и обществознания в школе», на сайте издательского дома «1 сентября» «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок», теоретических, методических и практических материалов организаторов и участников Всероссийского конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И.Вернадского по проблемам развития исследовательской деятельности учащихся. Все перечисленные разработки имеют свою ценность: в одних раскрывается сущность и особенности исследовательской работы, в других предусматривается знакомство с ее основными этапами и практической реализацией.
Основная часть
I. Этапы работы над исследованием
1. Мотивация
Работа начинается с выявления учащихся, имеющих склонность и желание заниматься исследовательской деятельностью. В своей практике я привлекаю тех учащихся, которые
·имеют желание и способности к исследовательской работе,
·целенаправленно готовятся к сдаче ЕГЭ по истории для поступления в ВУЗы
·проявляют интерес к истории и систематически занимаются в кружке «Знатоки истории», учебном объединении «Юный исследователь».
Никакого принуждения при этом быть не может. Большую роль в определении таких учащихся играют классные руководители и родители, которые лучше, чем кто-либо, знают возможности и стремления учащихся и могут помочь им советом и делом. Обычно перед летними каникулами заинтересованные школьники приходят к учителю и с каждым лично определяются конкретные темы, исходя из интересов учащихся.
Для успешности реализации исследовательских работ важно на это мотивировать как учащихся, так и учителей. На основе анкетирования были выявлены следующие мотивы учащихся заняться исследовательской работой: интерес к предмету; желание углубить свои знания, расширить кругозор; связь с будущей профессией; удовлетворение процессом работы; желание самоутвердиться; получить награду на конкурсе; поступить в ВУЗ; и другие. Мое согласие осуществлять руководство исследовательскими проектами я мотивирую следующим: желанием повысить свою профессиональную компетентность; углубить знания учащихся в своем предмете, сформировать позитивное отношение к нему; научить школьников способам учебной деятельности как основе их успешности в дальнейшей учебе; получить более высокую квалификационную категорию.
2.Обучение приемам исследования
Исследовательские работы – довольно сложный вид деятельности, как для школьников, так и для тех, кто руководит ими.
Мною разработана специальная программа учебного объединения «Юный исследователь» от районного Дома творчества, рассчитанный на 3 года обучения по 68 часов в год, который является составной частью дополнительного образования учащихся [См. Приложение № 1].
В объединение входят учащиеся, изъявившие желание заниматься исследовательской деятельностью и увлекающиеся историей, поэтому группы формируются разновозрастные, из 5–11 классов. На занятиях раскрывается алгоритм проведения исследования, дается отличие учебного исследования и творческой работы от реферата. Учащиеся знакомятся с этапами проведения исследования, видами источников и формами работы с ними, а также методами исследования, видами оформления результатов и их защитой. Члены объединения учатся составлять библиографию, план исследования, собирать и обобщать материал, проводить социологический опрос, анкетирование, писать тезисы, выступать с докладом, готовить и представлять публике презентацию по выбранной теме. Каждое занятие в учебном объединении состоит из трех частей: теория, практическая работа, индивидуальная консультация. Домашняя работа предполагает применение знаний, полученных на занятиях при выполнении конкретной исследовательской работы.
3.Выбор темы исследования
Работа над исследовательским проектом начинается с выбора темы, хотя ее формулировка рождается не сразу. От чего зависит выбор темы? Практика показывает, что это связано с тем, что наиболее интересно ученику, или с тем, что у него есть подходящий материал для исследования. Иногда тема выбирается по совету учителей или родителей. Выбор темы исследования – непростой момент. Иногда ученики предлагают темы, которые им явно не по силам. Зачастую темы носят реферативный характер. А бывает, что тема интересная, но нет достаточного материала для исследования. И здесь ученику нужна консультация педагога.
Анализ тем исследовательских работ, выполненных учащимися показывает, что круг их интересов весьма широк: «белые пятна» отечественной и мировой истории разных периодов, краеведение, культура и др. Немало работ связано с историей семьи - перспективным и актуальным направлением современных исследований. Поэтому с учащимися для исследовательской работы мы выбираем темы, которые
·актуальны, т.е. являются требованием времени (посвящены юбилейным событиям, например в 2010г. – темы, посвященные 65-летию Победы в Великой Отечественной войне - «Опаленные войной»)
·будут интересны самим учащимся и аудитории (например, «Признаны врагами народа» (репрессии в Красноармейском районе в 30-е годыXXв.)
·связаны с историей родного края: республики, района, села, школы (например, «История создания памятника и улицы Гурия Степанова в селе Красноармейское»)
·связаны с историей семьи, рода, так как такая тема всегда актуальна и интересна автору (например, «История моей семьи»,XXвек в истории моей семьи»)
·не слишком глобальные, а небольшие, но актуальные и интересные темы (например, «Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»).
Точное название темы мы сразу не формулируем, а пытаемся разобраться, к какому периоду истории, к какой тематике интересы ученика наиболее близки. Иногда работы могут быть на стыке наук, если ученики планируют поступление на юридические, исторические, социальные и другие факультеты. Например, ученицами 11 классов Алексеевой Дианой и Ермаковой Мариной, готовящимися поступить на юридический факультет, в 2006г. к 100-летию создания Государственной думы в России была написана работа «Государственная дума в России монархической и республиканской». В этом исследовании они раскрыли как исторические особенности возникновения, партийный состав дореволюционной и современной думы в России, так и сравнили их функции и роль в решении важнейших проблем общества. Таким образом, исследовательская работа была написана с учетом как исторических, так и правовых особенностей изучаемой темы.
4. Планирование и организация работы над исследованием
Определившись с тематикой в самом общем виде, руководитель работы предлагает ученику примерный список источников и исторической литературы, рекомендует изучить материалы, имеющиеся в библиотеках школы, района, в том числе материалы СМИ, научную литературу, Интернет-ресурсы. Во время первых консультаций с учеником мы знакомимся с традиционной структурой исследовательской работы: 1)введения, в котором формулируются актуальность выбранной темы, цель и задачи, методы, объект и предмет исследования; 2) 3) заключения, в котором делаются основные выводы. При этом результатыисследования должны соответствовать цели и задачам, поставленным во введении.основной части, где описано само исследование по основным вопросам с краткими выводами в конце каждого пункта;
Успех исследования учащихся во многом зависит от ее четкой организации. Под руководством учителя составляется план-график выполнения учебного исследования: определяются временные рамки, объем работы и этапы ее выполнения. В течение 1-2 месяцев встречи с руководителем проводятся регулярно. Ученик делает краткие записи, анализируя источники, выявляя различные точки зрения по изучаемой теме. Также важную роль мы уделяем изучению общественного мнения путем проведения социологического опроса среди жителей села, анкетирования учащихся школы, интервьюирования известных людей района. Так, например, при написании работы «История создания памятника и улицы Гурия Степанова в селе Красноармейское», ее авторы ученицы 11 класса Иванова Маргарита и Филимонова Евгения записали воспоминания современников и потомков Гурия Степанова, узнали мнения жителей села по вопросу о целесообразности сохранения памятника и улицы в честь участника установления советской власти в Красноармейском районе в 20-е гг.XXв., провели социологический опрос среди старшеклассников по вопросу «Знаете ли вы о Гурии Степанове, чем он знаменит?». Итоги проведенного общественного опроса убедили нас в том, что мы выбрали правильную тему для исследования, так как многие в селе, а тем более подрастающее поколение, мало что знают о таком знаменитом деятеле советского времени нашего района, как Гурий Степанов. А ведь интерес к истории своей страны, любовь к Отечеству формируются на основе изучения краеведческого материала.
После изучения разных источников, проведения социологических опросов тема и вопросы исследования формулируются уже более определенно, и тема, естественно, сужается, а проблемные вопросы конкретизируются. Так появляется план работы, а ученик начинает писать текст. Я всегда рекомендую сначала написать основную часть, так как в процессе оформления текста могут несколько измениться цели и задачи. Затем пишется заключение как итог и выводы проделанной работы, и, наконец, введение. Окончательное название темы формулируется уже в самом конце работы. И в этом часто помогает руководитель, так как самим учащимся бывает тяжело конкретизировать тему.
Таким образом,в ходе исследовательской работы многое представляет для учащихся значительные трудности:
·выявление темы и проблемы исследования;
·постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования;
·правильный выбор методики исследования, изучение общественного мнения и источников;
·отбор и структурирование материала;
·соответствие собранного материала теме и целям исследования.
Поэтому педагогическое руководство учебными исследованиями осуществляется на всех этапах выполнения работы, но наиболее значительно оно на этапе формулирования темы, целей, исходных положений, а также при анализе выполнения работы (предварительном, уточняющем и, наконец, окончательном).
5. Формы представления исследовательских работ
Исследовательские проекты представляются авторами в разной форме, в зависимости от целей и содержания: это может быть полный текст учебного исследования с тезисами и электронной презентацией, доклад (т.е. текст для устного выступления), стендовый доклад (оформление наглядного материала, текста и иллюстраций), электронная презентация. К оформлению результатов исследования предъявляются следующие требования: наличие титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, сносок, оформление приложений, библиографического списка. Во введении четко определяются цели исследования, актуальность, степень изученности темы, методы и объект исследования, обзор литературы. В основной части в логической последовательности излагаются результаты исследования. В заключении должны быть изложены основные результаты работы: выводы должны быть краткими и четкими, соответствовать целям, задачам исследования.
6. Уровни представления исследовательских работ
Выполненные работы представляются на различных уровнях. Учащиеся выступают со своими исследованиями на уроках, классных часах, школьных, районных и республиканских конференциях, также участвуют в различных творческих и предметных конкурсах исследовательских работ района и республики, добиваясь на них успехов. При представлении своей исследовательской работы аудитории важны следующие моменты:
·грамотная, четкая, выразительная речь выступающего
·краткое, но содержательное выступление. Обязательные пункты: представление темы, цели и задач, методов, объекта и предмета исследования, использованной литературы, кратких выводов по основным вопросам
·оформление электронной презентации по теме выступления. Она должна соответствовать следующим критериям: выдержана в одном фоне, иметь не более 15-20 слайдов, иметь минимум текста, наличие иллюстраций, фотографий, диаграмм, содержать краткое изложение всех основных разделов работы
·уверенные и содержательные ответы на заданные вопросы.
За последние 5 лет мои учащиеся представили свои исследовательские работы в следующих международных, всероссийских и республиканских конкурсах и показали неплохие результаты:
·на III Международной гуманитарно-просветительской конференции «История моей семьи – страница многовековой истории Отечества» (г.Казань) ученица 11 класса Владимирова Ольга заняла 2 место в номинации «История начинается с родного порога»с работой «История моей семьи, моего рода» [См. Приложение № 3] , ученица 10 класса Артемьева Кристина с работой «Мой род. 20 век в истории моей семьи» стала лауреатом;
·во всероссийском конкурсе «Человек в истории. Россия XX век» - участие в республиканских турах в 2008 и 2009 гг. как победители районного тура;
·в республиканской научно-практической конференции «EXCELSIOR»: 2008г. – Андреева Инесса (11 класс) заняла 3 место с исследовательской работой по теме «Яичные короли Чувашии» в секции «История», 2009г. – Филимонова Илемпи заняла 4 место с работой по теме «Мой род.XXвек в истории моей семьи в секции «История»;
·в республиканской олимпиаде по школьному краеведению для обучающихся 6 классов 2010г. Ефимова Анна заняла 1 место;
·в республиканском этапе Всероссийского детско-юношеского литературно-художественного конкурса творческих работ «Я помню! Я горжусь!», посвященного 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов среди старшей возрастной группы с работой «Детство, опаленное войной» 2 место занял ученик 11 класса Трофимов Станислав, с работой «Курская битва» лауреатом стал ученик 10 класса Фризен Михаил;
·в конкурсе «Славный боевой путь», прошедший в рамках Республиканской гражданско-патриотической акции «Эстафета памяти поколений» (исследовательская работа на тему «Боевой путь дивизий, рожденных на чувашской земле» и литературно – музыкальная композиция «И первым подняться в атаку…») 2 место занял ученик 11 класса Трофимов Станислав
·в республиканском дистанционном конкурс эссе «Салют, Победа», посвященный 65-годовщине Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов ученик 11 классаТрофимов Станислав стал победителем.
Формы проведения конкурсов самые разные: заочные дистанционные, очные, очно-заочные. Формы представления исследовательских работ также разные: в бумажном и электронном вариантах, в форме докладов, стендовых материалов, эссе. Большое распространение получили электронные презентации работ, являясь наиболее яркой и современной формой представления результатов исследований. Написание, электронное представление и публичная защита являются необходимым навыком любого автора, ведущего исследовательскую работу.
Итак, работу над исследовательской работой можно подразделить на 3 основных этапа:
1. предварительный - выбор темы, постановка цели и задач, определение методов, объекта и предмета исследования, круга возможных источников
2. проведение исследования
3. оформление результатов работы, ее презентация
Стимулирование учебного исследования
Администрация нашей школы придает большое значение стимулированию учебно-исследовательской деятельности. Учащиеся получают моральное и материальное поощрение за успехи в выполнении работ: награждаются грамотами, подарками. Так формируется интеллектуальная элита школы и поддерживается престиж знаний. Учителя также поощряются за педагогическое руководство исследованиями обучающихся через систему стимулирующих выплат, денежных премий, а также при аттестации на квалификационные категории.
II.Исследовательская работа с учащимися на уроках истории
В организации исследовательской деятельности учащихся на уроках можно выделить несколько этапов.
1)различные способы диагностики с целью дифференциации учащихся по познавательным интересам, практическим потребностям, по уровню подготовки и по способностям:анкетирование; тестирование; индивидуальные беседы; наблюдение и анализ; беседы с родителями и учащимися, консультации с педагогами, психологом.
Результат: дифференциация учащихся по способностям и творческой направленности, учет индивидуальных особенностей и уровня развития, обученности, компетентности.
2) развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыков самообразованияпроисходит в ходе познавательной, творческой и проектной деятельности в кабинете истории.
Стенды в кабинете истории («Священное имя - Россия», «Этот день в истории», «Чувашия вчера, сегодня, завтра», «Юбилейные события», «Великая Отечественная война в событиях и лицах», «Уголок юного историка»), экспозиции «Памятники культуры», носят не только информационный характер, но и побуждают к творчеству и исследованию. На постоянно обновляемом стенде «Сегодня на уроке» размещаются материалы учителя и учащихся, результаты их творческой и проектной деятельности, журнальные и газетные новинки по определенной тематике. Творческие и проектные работы учащихся на уроке и во внеурочное время (рисунки, схемы, стихи, интервью, исторические сочинения, эссе, доклады, презентации и др.) способствуют развитию интереса, способностей, навыков самостоятельной работы, поиску. Большое значение для формирования интереса к предмету имеет демонстрация примера исторических личностей, которые сумели проявить себя, достигли определенных результатов в творческой интеллектуальной деятельности.
Результат – развитие интереса к предмету, творческих способностей учащихся, навыковсамообразования, овладение основами проектной деятельности, подготовки презентаций.
3)подготовка и проведение нетрадиционных уроков.
В каждом классе несколько уроков обобщения наиболее интересного изученного материала мы с учащимися проводим в нетрадиционной форме: урок – путешествие, урок – деловая игра, урок-презентация, урок – семинар и т.д. При этом учащимся при подготовке к таким занятиям требуется провести небольшую исследовательскую работу. Отдельные темы или вопросы изучаются с использованием различных источников знаний: документов, справочников, энциклопедий, Интернет – сайтов. Учащимся во всех классах (с 5 по 11) в начале каждого учебного года предоставляется возможность выбрать тему для исследования в течение учебного года и затем выступить перед одноклассниками в форме проекта, презентаций, докладов, сообщений.
Например, в 5 классе, при изучении темы «Искусство Древнего Египта» дается опережающее задание по 3 группам подготовить презентацию и выступление по определенной тематике: «Пирамиды», «Живопись», «Храмы», а одному ученику по его желанию приготовить выступление по теме «Гробница Тутанхамона» [См. Приложение № 4]. При выполнении данных заданий учащиеся проявляют самостоятельность при выборе источников знаний, формы подготовки своего выступления. Такие уроки очень нравятся ребятам и проходят всегда очень интересно и познавательно. В старших классах чаще используем форму семинара, где идет обсуждение разных точек зрения, проблемных вопросов, которые позволяют учащимся проявить их исследовательские умения и навыки. Например, в 11 классе при изучении темы «Первая мировая война», учащиеся делятся на группы по странам – главным участникам войны двух враждебных блоков (Антанты и Четверного союза). Командам даются задания ознакомить с целями их участия в первой мировой войне, ответить на проблемные вопросы («Была ли неизбежна мировая война?», «Почему война стала мировой?», Каковы главные итоги и уроки войны?» и т.д.), выступить со своими предложениями о заключения мира и др. Такие уроки формируют самостоятельность мышления, творческий подход и инициативность учащихся.
При работе в профильных классах социально-гуманитарного цикла в ресурсном центре – Траковской гимназии – в 2006-2008гг. часто занятия проходили в нетрадиционной форме: дискуссии («Феодальная раздробленность Руси: случайность или закономерность?», «Монгольское иго на Руси – добро или зло?», «Смутное время на Руси: случайность или закономерность?» и т.д.), уроки – практикумы (анализ исторических документов, например, «Повесть временных лет о первых русских князьях»). Особенно учащимся понравились уроки-суды над знаменитыми историческими деятелями России: «Иван Грозный – гений или злодей?», «ПетрI– великий реформатор или тиран?» «АлександрII– реформатор или реакционер?» и др. [См. Приложение № 2]. Такие занятия требуют большой предварительной подготовки учащихся, в том числе изучения многих исторических источников, научной литературы, умения их сопоставлять и анализировать, позволяют проявить их исследовательские и ораторские способности.
Результатом нетрадиционных форм проведения занятий являются устойчивый интерес к истории, более полное усвоение программного материала, развитие навыков устной и письменной речи, умение работать с различными источниками информации, составление плана, конспекта, развитие умений и навыков мыслительной деятельности, выделение главного, анализ, обобщение, участие в обсуждении проблемы, свое собственное суждение, овладение коммуникативными навыками, повышение качества знаний и компетенций.
4) организация учебно-исследовательской деятельности на обычных уроках.
Исследовательский метод используется и на различных этапах комбинированного урока: повторение, изучение нового материала, рефлексия и при выполнении домашнего задания. Домашнее задание исследовательского характера позволяет провести небольшое учебное исследование. Большое значение для развития творческих и исследовательских качеств имеют домашние сочинения по истории.
Вот список некоторых тем сочинений, выполняемых учениками:
·в 5 классе - «Один день египетского земледельца (вельможи, или ремесленника, или фараона), «Путешествие в Древний Египет», «Путешествие в одну из стран Западной Азии», «Путешествие в Древнюю Грецию», «Путешествие в Древний Рим», «Как я участвовал в восстании Спартака»;
·в 6 классе – «Один день рыцаря», «Путешествие в средневековый город», «Как я участвовал в крестовом походе», «Как я участвовал в Столетней войне» и т.д.
·в 7 классе – «Мое отношение к смуте», «Степан Разин – народный герой или разбойник?», «Мое отношение к ПетруI», «Что мне запомнилось из истории РоссииXVII-XVIIIвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.
·в 8 классе – «Как я участвовал в Отечественной войне 1812г.», «Что мне запомнилось из истории РоссииXIXвв.», «Мой любимый исторический герой», «Мое отношение к декабристам», «Мое отношение к народникам» и т.д.
·в 9 классе – «Мое отношение к столыпинской реформе», «Мое отношение к революции 1917г.», «Мое отношение к гражданской войне», «Что мне запомнилось из истории РоссииXXвв.», «Мой любимый исторический герой» и т.д.
Результатом этого этапа является повышение мотивации к обучению, развитие самостоятельности в обучении, включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность; формирование навыков и умений учебно-исследовательской и проектной деятельности; повышение коммуникативной культуры; использование приобретенных знаний, умений, способов деятельности, необходимых для успешного обучения на следующей образовательной ступени, для формирования профессиональной ориентации.
Учащиеся, активно занимающиеся исследовательской деятельностью, ежегодно становятся победителями и занимают призовые места на районных олимпиадах, успешно участвуют в районных и региональных конференциях, конкурсах и олимпиадах, успешно сдают ЕГЭ по истории (результаты ЕГЭ стабильно выше средних республиканских и российских баллов).
5) Формирование исследовательских навыков учащихся
Одним важнейших направлений в формировании исследовательских навыков является работа с историческими источниками. Здесь я использую этапы работы, предложенные Фоминой Т.Ю.20:
·Конспекты статей ученых в исторических журналах, например «Преподавание истории в школе»: составление их плана, выделение главной мысли автора, особенностей раскрытия темы, краткое изложение основных пунктов статьи.
Данный вид деятельности целесообразен по следующим причинам:
1)способствует формированию умения выделять важнейшие аспекты в содержании научной статьи, т.е. составлять конспект
2)позволяет познакомить учащихся с новейшими исследованиями современных ученых, помогает их сориентировать их при выборе тематики работы
3)конспекты являются дополнительным материалом для подготовки к ЕГЭ
·на основе подготовленного конспекта учащиеся готовят устное сообщение (не более 10-12 минут), в котором выделяют проблему исследования, использованные исторические источники, методы исследования, степень новизны, важнейшие дискуссионные аспекты анализируемой статьи
Этот вид деятельности формирует навыки выступления перед незнакомой аудиторией, развивает научную устную речь, т.е. умение грамотно формулировать свою позицию, задавать вопросы и отвечать на них.
·Сформировать навык написания реферата по тематике, соответствующей изучаемому историческому периоду
При подготовке реферата должны быть использованы 1-2 научные монографии и 2-4 статьи по избранной теме. Задача – формирование навыка исторических исследований, а не реферирование. В своей работе ученикам предлагается выделить: синим цветом – текст, являющийся рефератом научной литературы, черным – приводимые цитаты, красным – анализ материала научных исследований, сделанный самим учеником (должен составлять не менее 15% от объема реферата). Таким образом, наглядно прослеживается степень самостоятельности проделанной работы и определяется ее ценность.
Итак, широкое использование исследовательского метода
·создаёт среду для расширения возможностейсамообразования школьников, систематизации отдельных элементов знаний обучающихся, развития коммуникативных качеств, командного сотрудничества;
·дает возможности использовать различные источники знаний;
·учит вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение;
·обучает приемам публичного выступления, дает опыт литературной речи;
·позволяет активно использовать информационные технологии;
·создаёт условия для вариативности и дифференциации обучения;
III. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных
Знание своих корней, знание прошлого своей семьи, необходимо каждому человеку. Когда – мы начинаем это понимать, тогда, и приходит осознание важности изучения истории своей страны. Изучение своей родословной является важной составляющей в деле формирования личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, интересами, мотивами деятельности и поведения. Поэтому одним из главных направлений исследовательской деятельности учащихся я считаю изучение ими истории своих семей, составление родословных. Через эту работу можно достичь следующих задач:
·формирование интереса к истории Отечества, своего края, семьи и воспитание гражданина;
·развитие у учащихся исследовательских навыков;
·создание и систематизация учащимися их семейного архива.
Многие учащиеся не знают даже имен отчеств, а порой и фамилии своих бабушек и дедушек, а предков в 4-5 поколениях знают единицы. Поэтому тема «История моей семьи» для учащихся всегда является актуальной. Сегодня в нашей школе эта деятельность учащихся реализуется через работу учебного объединения «Юный исследователь». Участники учебного объединения второй год занимаются деятельностью по созданию семейных родословных и написанию истории своих семей. Моя цель – заинтересовать как можно больше обучающихся историей их семей, а через это повысить интерес к изучению отечественной и всемирной истории. Исследовательская работа «Моя родословная» состоит из трёх этапов:
3. Защита своей работы перед членами учебного объединения, учащимися на уроках, представление лучших работ в школьных и районных конференциях и т.д.
Успешной реализации проекта «Моя родословная» способствуют также уроки по истории России [См. Приложение № 5], помощь семьи учащегося.
Шаги реализации проекта «Моя родословная» выглядят следующим образом:
·На занятиях учебного объединения «Юный исследователь» учащиеся обучаются основам исследовательской работы, учатся методам работы с различными историческими источниками. Обучаются правилам составления генеалогического древа.
·Далее учащиеся собирают информацию в семье, работают с устным источником – воспоминаниями родных. Самым важным и ценным является участие всей семьи учащегося в создании и сохранении семейной истории. Изучая свою родословную, учащиеся больше общаются со своими родителями, бабушками, дедушками и другими родственниками. Совместными усилиями осуществляют поиск источников по изучению истории рода.
·Получив первые результаты поиска сведений об истории семьи, учащиеся могут составить своё родословное древо (пока первоначальный вариант). Результат вполне может выглядеть простой таблицей. А может результат быть и в виде живописного дерева или организационной диаграммы [См. Приложение № 6]
Продолжая поисковую работу, учащиеся находят дополнительные источники информации (материалы домашних и возможно государственных архивов, дневники, записанные воспоминания, фотодокументы). Личные письма, старые документы, воспоминания, награды, сохранившиеся в семье – важный источник нравственного влияния на учащегося. Изучая семейные реликвии, учащиеся знакомятся с историей семьи и тем самым сохраняют память своей семьи.
Затем учащиеся изучают и обрабатывают все найденные источники, классифицируют их. Проявляют себя как исследователи. Собранные учащимися подробные биографические данных на членов семьи изучаются ими и классифицируются. Учащиеся занимаются составлением кратких и подробных биографических справок на членов семьи. Для этого им могут быть даны методические рекомендации учителя.
Изучая свою родословную, учащиеся начинают связывать историю своейсемьи с историей страны и выходят на такие темы исследования:
·«XX век в истории моей семьи»
·«Мой прадедушка – участник Великой Отечественной войны»
·«История немцев Поволжья в истории моей семьи» и другие темы.
Исследования учащимися истории семьи имеют следующие положительные стороны:
·они по-своему уникальны, так как у каждой семьи своя история и нет двух одинаковых судеб;
·это самостоятельный творческий процесс, так как историю семьи нельзя у кого-то списать или скачать в Интернете;
·имеют большую познавательную ценность, поскольку позволяют не только лучше узнать свою родословную, но и по-новому осмыслить исторический фон, на котором разворачивалась жизнь семьи. История Отечества становится более понятной и близкой;
·имеют важный воспитательный эффект. Человек только тогда становится патриотом, когда он воспитан на уважении к собственным корням, на любви к малой Родине. Не менее значимо и воспитание толерантности. Ведь в роду наверняка есть люди разных национальностей, культур, религий. Также изучение фамильной истории помогает сплочению семьи, налаживанию отношений между разными поколениями рода;
·имеют научное значение. Работы формируют исследовательскую культуру учащихся.
Таким образом, через уроки истории, занятия в учебном объединении «Юный исследователь», работу с семейным архивом, складывается интерес учащихся к истории Отечества, своего края, семьи. Учащиеся развивают исследовательские навыки, учатся оформлять доклады и творческие работы, составлять родословные, электронные презентации, принимают участие в конкурсах и выступают с докладами на конференциях. Изучение своей родословной развивает у учащихся гуманистическое мышление, личностное отношение к истории. Учащиеся ощущают самую живую связь с прошлым своей страны, учатся понимать настоящее. Исследовательская деятельность учащихся в создании семейных родословных способствует сохранению исторической памяти, сближению поколений и позволяет приобщить учащихся к изучению истории повседневности, истории семьи, родного края и страны. Сохранение семейной истории, изучение прошлого семьи способствует складыванию у учащихся гражданской позиции, развивает личностное отношение к истории.
Заключение Результативность работы в технологии учебного исследования
Анализируя результативность работы с учащимися в технологии учебного исследования, можно сделать следующие выводы. Исследовательская работа с учащимися дает следующие положительные результаты:
усвоение алгоритма научного исследования способствует формированию научного мировоззрения учащихся;
значительно расширяется кругозор и интерес учащихся к истории;
вооружает учащихся универсальными способами учебной деятельности, дает импульс к саморазвитию, способности к самоанализу, самоорганизации, самоконтролю и самооценке;
формирует социальный опыт в труде и общении;
формирует умения и навыки, необходимые для успешной учебы в ВУЗе и научной карьеры;
дает возможность и ученику, и учителю построить процесс обучения совершенно по-другому, изменить как роль ученика, так и роль учителя, позволяет взглянуть и оценить полученные знания под другим углом зрения;
способствует профессиональному росту учителей, расширяя знания, как в области своего предмета, так и в педагогической науке, дает возможность лучше узнать учеников, раскрыть их потенциал, а также расширяет контакты на профессиональной основе с коллегами из других учебных заведений, преподавателями институтов, родителями учащихся.
Необходимо отметить также трудности и недостатки в проведении исследовательской работы:
· научное оформление работы: формулирование темы, грамотная постановка проблемы, целей и задач, определение объекта и предмета, методов исторического исследования;
·требует большой затраты сил и времени участников исследования;
·как сделать так, чтобы работа была и самостоятельной, и научной;
·как вызвать интерес к написанию исследования, так как мало желающих и способных проводить по-настоящему серьезные исследования;
·не всегда работы получают объективную и заслуженную оценку, так как не отработаны точные критерии оценки исследовательских работ, особенно по гуманитарным наукам, что иногда, к сожалению, приводит к потере стимула участников к дальнейшей работе в данной области.
Но, несмотря на такие трудности, я уверена, что исследовательская деятельность учащихся имеет будущее, так как в современных условиях от человека требуются именно способности самому решать свои проблемы, найти выход из трудной ситуации, проявлять инициативу и творчество для достижения успешной карьеры и самореализации. Наиболее перспективной для дальнейшего развития является та система, которая сама проявляет способность развивать себя. Чтобы реализовать это на практике, необходимо найти способы такого саморазвития, исходя из конкретных особенностей образовательного учреждения. В нашей школе одним из таких способов является организация учебно-исследовательской деятельности, которую в этом случае можно рассматривать как образовательную технологию, отвечающую современным требованиям развивающего обучения.
В эффективности данной технологии я убедилась на практике. Об этом свидетельствуют результаты ЕГЭ, участие и победы в предметных олимпиадах и конкурсах различных уровней, также то, что выпускники продолжают заниматься исследованиями в ВУЗах. Поэтому исследовательскую работу с учащимися я планирую продолжить и в дальнейшем.
Таким образом, приобщение учащихся к элементам исследовательской деятельности является одним из перспективных путей совершенствования исторического образования.
Примечания
¹Мугалимова Л.А.«Использование исследовательских методов решения задач на уроках математики и внеклассных занятий //http://muglian.narod.ru/obrtex.html
²Леонтович А.В. К проблеме развития исследований в науке и образовании / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С.33-34
³Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 49-50
4Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 63
5Обухов А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / Развитее исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. – С.61
6Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 66
7Алексеев Н.Г., Леонтович А.В. Критерии эффективности обучения учащихся исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 67
8Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 68
9Гурвич Е.М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира и создания навыков поливерсионного исследования ситуаций / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 72
10Борзенко В.И., Обухов А.С. Насильно мил не будешь / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 85
11Мириманова М.С., Обухов А.С. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 98
12Мириманова М.С. Рефлексия как системный механизм развития / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 99
13Харитонов Н.П. Основы проведения школьниками исследовательских работ / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 117-118
14Данильцев Г.Л. Что нравится и что не нравится экспертам при оценке учебно-исследовательских работ учащихся / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 128
15Демин И.С. Использование информационных технологий в учебно-исследовательской деятельности / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 145
16Стефаненко Т.В. Опыт развития учебно-исследовательской деятельности в школе в области краеведения / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 215
17Постникова Т.Ф. Организация исследовательской деятельности в научном обществе учащихся «Родная природа» / Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.; Народное образование, 2001. - С. 180
18Коленченко Е.М. Организация учебно-исследовательской деятельности школьников // http://festival.1september.ru/articles/569355/
19Прокопенко Н.К. Авторская образовательная программа дополнительного образования детей — вокальная студия "Планета детства"
http://festival.1september.ru/articles/569355/
20Фомина Т.Ю.Проблемы формирования исследовательских навыков учителя истории // Преподавание истории и обществознания в школе – 2009 - № 5 – С.45-53