Submitted by Маргарита Николаевна Григорьева on вс, 14/11/2010 - 15:34
Литературоведческий принцип полно реализуется при анализе художественного текста. Он поднимает к рассмотрению такие аспекты, как тема, проблематика, нравственно-эстетическая идея произведения, его художественная форма, композиция.
Анализ текста, его восприятие и осмысление, адекватны авторскому.
Г.И. Кудина и З.Н. Новлянская, авторы программы и пособия по литературному чтению в системе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова, выделяют несколько уровней анализа, имеющих место в начальной школе:
1. общее восприятие текста;
2. восприятие жанров и стилей;
3. слуховое восприятие прочитанного;
4. восприятие целостности текста;
5. умение устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения.
Глубина анализа зависит от уровней общего литературного развития детей, описанных Романовской З.И.: фрагментарный, сюжетно-логический, эмоционально-сюжетный, интуитивно-художественный, элементарный осознанно-художественный, преобладающий в классе, (смотри таблицу №3).
От качества литературного развития учащегося зависит, какой уровень анализа будет выбран учителем на уроке. Можно проследить взаимосвязь этапов анализа содержания художественного текста и уровней литературного развития школьников. Оморокова М.И. отмечает, что анализ осуществляется в процессе непосредственного, осмысленного восприятия произведения детьми. Последней ступенью такого восприятия становится влияние произведения на личность ребенка. В работах автора подробно рассмотрена структура художественных произведений для детей младшего школьного возраста, в которых главным двигателем событий развернутого содержания является поступок героя. Следовательно, содержание анализа заключается в умении рассмотреть поступок, выявить его мотив, смысл и определить личностное отношение к нему читателя. Параллельно нужно рассматривать форму, в которой представлены события, то есть средства эмоционально-образной выразительности: язык, речь героев, композиционное построение, жанровые особенности (см. таблицу).
Авторскими программами по литературному образованию младших школьников предлагаются следующие виды анализа художественного текста:
·Детальный (подробный). Он осуществляется по выбору учителя двумя путями: либо «попутно автору», комментируя чтение, либо после прочтения текста целиком с опорой на знание текста. Но в этом случае учитель встречается со сложностью воздействия на эмоционально-волевую сферу учащегося: трудно удивлять на знакомом, заставить еще раз пережить чувства, охватившие при первичном восприятии.
·Выборочно-направленный. Он нашел свое описание в методике Г.И. Кудиной – З.Н. Новлянской, Л.А. Ефросининой. Не имея возможности осуществления целостного анализа, учитель выбирает тему и подчиняет анализ художественного текста на каждом уровне
·Сопоставительный (сравнительный). Он позволяет решать практические задачи обучения чтению: отрабатывать читательские умения и литературоведческие понятия. (Особенно при втором и третьем уровне литературного развития школьников). Художественные тексты могут сравниваться по теме, проблеме, идее, системе образования.
·Обзорный. Он присутствует на уроке анализа крупнообъемного произведения. Существует ряд особенностей восприятия крупнообъемного текста детьми: читается и анализируется по частям, нужна подготовка к первичному восприятию, на первом уроке должна быть установка для активизации функции воссоздающего воображения и воспитания эмоциональной отзывчивости, разные задачи первичного и вторичного анализов и др. Обзорный анализ позволяет учителю, не обращая внимания на детали, проанализировать тему, идею, проблему, образы курпнообъемного художественного текста.
Реализация литературоведческого подхода требует выдвижения на первый план художественного образа как языка искусства.
В литературном произведении художественный образ по замыслу автора создается словом, которое осмысливается читателем как средство создания этого образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его реальном контексте, который наполняет особым смыслом и значением не только образные, но и нейтральные слова и выражения.
В.Г. Горецкий предостерегал учителей: «в начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание». Следовательно, анализ художественного текста при реализации литературоведческого принципа рассматривается не как самоцель, а как средство, помогающее более глубоко, адекватно и самостоятельно понимать смысл произведения.
Осмысливание читаемого – главная цель чтения. Омороковой М.И. подробно разработаны механизмы осмысления текста, включающие в себя умения видеть заголовок и понимать его роль, определять смысловую структуру текста, связи смысловых частей, понимать предметную сторону текста (факты, события), расчленять его на темы (группировки по смыслу), выделять смысловые опорные пункты (предложения, части слова), заменять текст наглядными образами (схемы, рисунки, графические модели).
Стержнем анализа любого уровня сложности является понимание идеи литературного произведения.
Всякое истинно художественное произведение обладает пафосом, то есть господствующим чувством, или гаммой чувств, воплощенных в произведении. Пафос составляет идейно – эмоциональное ядро содержания произведения.
В зависимости от уровня литературного развития выделяют несколько этапов понимания идеи младшими школьниками: выделение главной мысли произведения; ответ на поставленный вопрос (проблему) в понимании автора; авторская оценка событий; вывод читателя, проследившего развитие сюжета, изучившего систему образов и понявшего художественное обобщение автора.
Истинно художественное восприятие текста охватывает его пафос, рассматривая жизненные реалии, отраженные в произведении и особенности художественного слова как средства выражения «внутреннего» содержания искусства. В результате анализа читатель понимает идею произведения, осознавая, что она не существует в готовом виде, а понимается им самим в результате переживания чувств, вызванных от восприятия произведения искусства.
Полноценный анализ художественного произведения в единстве содержания и формы, логического, эмоционального, образного содержания не заканчивается пониманием идеи текста, а продолжается, по мнению психолога Клычниковой З.И., «принятием со стороны читающего какого – либо решения, ведущего к совершенствованию его личности». А это на текущий момент и является целью образования, в том числе литературного.
Фрагмент урока в 1 классе.
Тема: Анализ рассказа Г. Цыферова «Что у нас во дворе?»
Этап подготовки к восприятию.
Рассматривание иллюстраций к новому разделу учебника, чтение его названия: «Наш дом».
У: Как вы думаете, о чем будут тексты в этом разделе?
Д: О доме, о тех, кто живет в нем, о семье, о домашних животных.
А может быть, дом – это наш город, наша страна?
У: Прочитайте название рассказа и рассмотрите иллюстрации к нему.
Вы догадались, о чем мы будем читать?
Д: Да. О дворе, в котором мы живем, или живут те, о ком пишет автор.
У: Кто автор этого рассказа? Вы знакомы с ним?
Д: Геннадий Цыферов. Мы еще не читали этого автора.
Этап непосредственного восприятия.
У: Тогда давайте познакомимся с ним и его героями.
Учитель читает вслух рассказ.
У: Обратите внимание, рассказ поделен на части. Как называется каждая часть? Сколько их?
Д: В рассказе 9 глав.
У: Прочитайте первое предложение в каждой главе. Что вы заметили?
Д: Они начинаются одинаково, одним и тем же предложением. И так же называется весь рассказ.
У: Давайте попробуем объяснить: зачем Г. Цыферову нужно так часто повторять предложение.
Повторное чтение глав по выбору учителя.
Анализ содержания Iглавы.
Беседа по аналитическим вопросам, требующим обращения к тексту (выборочное чтение, перечитывание, поисковое чтение).
У: Чей двор описан в I главе?
Д: Это двор, в котором живет сам автор.
У: Почему вы так решили?
Д: Он его хорошо знает.
У: Откуда рассматривает его герой свой дом?
Д: С чердака. Значит, мальчик любил в детстве забираться на чердак и рассматривать свой двор.
У: Что вы узнали о доме, в котором живет герой рассказа?
Д: Он похож на корабль.
У: Но где герой мог увидеть корабль, такой же большой и скрипучий, как его дом?
Д: Может, он мечтал стать моряком, или прочитать в книгах о морских путешествиях, увидеть в кино…
У: Проследите по тексту и определите, какое слово часто встречается.
Д: Это слово «дом».
У: Почему автор употребляет повтор этого слова?
Д: Чтобы мы (читатели) поняли, что ему очень нравится его дом, похожий на корабль, что он любит его и часто вспоминает.
Работа в парах: составление картинного плана рассказа.
На листе бумаги нарисовать дом из I главы.
Рисунки будут рисоваться к каждой главе.
«Жужжащее чтение» IIглавы.
У: Что интересного вы узнали о дворе?
Д: В нем есть мухомор-великан.
У: Зачитайте его описание.
Д: Ищут в тексте и зачитывают.
У: Какие чувства автора переданы в этой главе? Попробуйте их уловить?
Д: Он гордится тем, что во дворе есть такой необычный гриб.
Но, кажется, герой рассказа грустит от того, что этот гриб не растет вмес-
те с ним.
У: Давайте прочитаем грустные и радостные строчки.
Работа над интонацией.
Одновременно с текстом можно поупражняться в чтении слоговых и звуковых таблиц с разной интонацией.
Весело: ха – ха – ха Печально: а – а – а
хо – хо – хо о – о – о
хе – хе – хе у – у – у
кап – кап – кап
ой – ой – ой
Фрагмент урока в 3 классе.
Тема: Сопоставительный анализ пейзажной лирики (на примере произведений М. Исаковского «Попрощаться с теплым летом» и А. Фета «Осень»).
Этап восприятия.
Сравнение произведений по теме, проблеме, использованию изобразительно-выразительных средств, позиции автора.
Прием оживления личных впечатлений.
Проводится беседа об изменениях в природе, происходящих осенью.
У: Почему это время года так часто изображается в живописи, в музыке, в литературе?
Д: - Это очень красивая пора, полная красок, образов и звуков.
- Это время года навевает желание философски его осмысливать.
- Творческие люди очень тонко чувствуют окружающую действительность и делятся своими впечатлениями, мыслями, чувствами с читателями, зрителями.
Обращение и выставка детских рисунков, посвященных осени. Авторы рисунков выходят т рассказывают свой замысел (3-4 работы).
Примерные впечатления детей:
· Я скучаю по солнечным теплым дням.
· Я радуюсь урожаю овощей, фруктов.
· Мне жаль, что не слышно голосов птиц, и они улетают от нас.
· Очень интересно наблюдать, как готовятся к зиме звери и птицы.
· И другие.
У: Вы назвали свое отношение к этому времени года. Давайте перечислим чувства, которые вы передали в своих рисунках.
Д: Перечисляют свои чувства: грусть, скука, жалость, удовлетворение и спокойствие, сочувствие, удивление, восхищение.
У: Почему Ваше отношение к осени, ваши чувства так различны?
Д: У каждого свои вкусы и предпочтения.
У: Послушайте музыку П. И. Чайковского об этом времени года.
Слушание отрывка «Времена года» П. И. Чайковского.
У: Какие чувства и настроение вы услышали в музыке?
Д: Настроение печальное, скучное.
У: А чем это передал композитор?
Д: Однообразными, монотонными звуками.
Сопоставление впечатлений от восприятия произведений смежных искусств.
У: Давайте обратимся к поэзии. Кто хочет прочитать стихи М. Исаковского и А. Фета? Их вы уже читали и анализировали.
Д: Выходят и по желанию читают.
У: Какое из них по настроению ближе музыке Чайковского? Почему?
Д: Это стихотворение А. Фета. В нем поэт тоже грустит и скучает.
У: А, что еще общего вы заметили?
Д: И в музыке и в стихах, словно слышны порывы осеннего ветра, срывающего последние листья, и прощальные крики птиц перед отлетом.
Анализ изобразительно-выразительных средств.
У: А какие средства использовали оба мастера?
Д: Композитор все передал звуками, ритмом, тоном.
Поэт использует художественное слово, художественный образ. Правда, он тоже ритмически организовал их: выбрал рифму, строфу, ритм.
У: Найдите в тексте стихотворения приемы, которые использует А. Фет, что-бы передать свое отношение к осенней природе, состояние души.
Д: В первой строфе частая смена осенней погоды передана употреблением глаголов прошедшего времени, короткими предложениями передана грустная картина прощания с птицами. Поэт волнуется, поэтому немногословен.
Птицы, словно чувствуют взволнованность автора стихов, их настроения очень похожи.
У поэта «снующие» грачи сравниваются с сетью («да как сеть мелькали»). Они собрались в стаю и готовятся к отлету.
У: Давайте вспомним стихотворение М. Исаковского. Отличается ли оно по настроению от стихов Фета?
Д: Да. Исаковский не огорчен ее приходов. Ему нравятся изменения в природе.
У: Попробуйте подобрать строчки из стихов, которые можно было бы отнести к картине И. Левитана «Золотая осень».
Д: У художника осень яркая, золотая, красивая. Она нравится ему и радует зрителя.
У: Сравните палитру красок художника и светопись в стихах.
Д: У Левитана в картине преобладают золотисто-желтые, красно-желтые тона. Совсем, как в стихотворении М. Исаковского:
- «Запылали алым цветом
Кисти спелые рябин…»
или
«Рощи вспыхнули вдали…»
У: У художника вы воспринимали цвет в красках, а у поэта?
Д: У поэта в эпитетах (алый цвет, спелые кисти), метафоре («запылали кисти», и «рощи вспыхнули»).
У: Попробуйте найти в стихах обоих поэтов похожие образы.
Д: Читают выборочно: образ улетающих журавлей.
Работа в группах: сравнить образы в стихах. Одинаково ли чувствуют отлет птиц поэты? Какие используют для этого средства?
Результаты работы групп:
I группа.
У М. Исаковского журавли улетают спокойно, организованно, не спеша. Так устроено в природе, таков ее закон. Автор использует метафору, сравнивая клин журавлей с невидимым канатом. Так стройно и ровно они летят – «протянулись».
II группа.
У Фета журавли тревожные, испуганные, беспокойные. Они чувствуют приближение зимы и с криком улетают, словно боясь не долететь или не вернуться обратно. Эта тревога передается и читателю.
У: Давайте сделаем вывод: зачем эти образы использованы поэтами в стихах?
Д: Чтобы усилить свое настроение и чувства и помочь читателю ярче представить образы и понять замысел автора.
У. Зачитывает цитату из стихотворения раннего творчеств поэта:
«Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце и синий кругозор».
Ребята, что вы можете сказать о человеке, сказавшем эти слова?
Напишите свои ответы на листочках.
Д. Пишут качества личности и черты характера, которыми, на их взгляд, обладает автор строк.
У. Кто хочет поделиться своим мнением?
Д. Зачитывают: Варианты: Это человек решительный, умный, добрый, наблюдательный, талантливый, мужественный, сильный1 и так далее. Это поэт, который любит жизнь, любит окружающий мир, свою Родину.
У. Какое слово, по-вашему, самое важное, ключевое, для характеристики поэта?
Д. Талантливый.
У. Знакомит детей с автором строк и выводит на экран портрет К.Бальмонта и просит, рассмотрев его, отметить особенности внешности, которые открыли они для себя.
Д. Рассматривают портрет. Отмечают: молодой, красивый, открытый, решительный, проникновенный; серьезный, даже строгий взгляд.
Дается характеристику поэту и его творчеству (информация появляется на экране). Рассказ о семье К.Бальмонта, факты биографии, жизнь в эмиграции, об отношении к нему при жизни. Особо подчеркивается факт, что более чем 150 стихов поэта положены на музыку.
У. Читает стихотворение «Снежинка».
Что вас удивило? Заставило по-новому увидеть в окружающем?
Д. Стихотворение очень музыкально, необычный ритм, интересные рифмы. Мы никогда так о снежинке не говорим. Слышатся чистые, хрустальные звуки.
У. Какие согласные звуки чаще всего встречаются?
Д. [ с ] – [ п ] – [ б ]
У. А гласные?
Д. Звук [ а ]
У. Перечитайте первую строфу.
Д. Читают.
У. Давайте составим палитру звуков первого четверостишия.
Д. Коллективно, под руководством учителя составляют звуковую палитру:
е – а – ы – а – а
и – и – а – е – а
а – а – а – и – а – а
а – а – а – е – а – а
У. Поработайте в группах и составьте палитру следующих четверостиший.
Д. Работают в группах.
Проверка: одна группа отвечает, остальные проверяют.
В конце – сравнение с эталоном (на экране).
У. Продолжает рассказ о поэте.
К.Бальмонт – поэт, который жил в нереальном, придуманном им самим мире. Его мир – это стихия звуков и красок. Каждый звук в его стихах – символ. Чтобы понять стихи Бальмонта, надо научиться их «расшифровывать». Бальмонт – поэт-символист.
Д. А как «расшифровать это стихотворение?»
У. Попытаемся передать свои ощущения в виде палитры красок.
Учитель повторно читает стихотворение, а дети рисуют.
Устраивается выставка рисунков. Дети комментируют изображенные на рисунках образы-символы.
У. Стихотворение «Снежинка» написано К.Бальмонтом в традициях символизма. Для символистов важно было передать в звуках, в красках стихии Солнца, Любви, Воды, Ветра, Земли. Так они воспринимали мир и выражали своё отношение к нему. Давайте попробуем «подобрать ключи» к этому стихотворению.
В ходе коллективной работы на экране появляется таблица:
Стихия
Краски
Звуки
Солнце
Желтая
[ о ]
Ветер
Зеленая
[ э ] , [ у ]
Вода
Голубая
[ и ]
Любовь
Красная
[ а ]
Земля
Черная
[ ы ]
Коричневая
У. Понаблюдайте и сделайте вывод об особенностях символистских стихов.
Д. У символистов преобладают 6 звуков и 6 красок.
У. Вернемся к нашему стихотворению. Каким стихиям поклоняется поэт Бальмонт?
Д. Прежде всего, Любви.
У. А что же он любит?
Д. Снежинки, падающие с неба.
У. Прочтите, какие у него снежинки?
Д. Пушистые, хрупкие, хрустальные, чистые, легкие.
У. Как называется это изобразительно-выразительное средство?
Д. Это эпитеты, художественные определения.
У. С чем он сравнивает снежинку?
Д. Со «звездой хрустальной».
У. Найдите, с помощью каких средств поэт передает движение снежинки от неба до Земли.
Д. Проносится, просится, скользит, летит, касается. Это олицетворение. Для поэта она, словно живая.