Официальный сайт mkad14 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Применение ИКТ на уроках

Submitted by Аяна Тарханова on Tue, 09/11/2010 - 07:36

Современная жизнь вносит свои коррективы в методику преподавания. Чтобы урок литературы был интересен ученикам, учителю приходится осваивать новые методы подачи материала. В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически, в каждой школе, ПУ имеются компьютеры, компьютерные классы, ученики изучают такой предмет, как информатика. Это во многом облегчает использование компьютера на уроках литературы и русского языка (естественно, учитель сам должен владеть навыком общения с компьютером). Хочу поделиться опытом, а также рассказать о некоторых компьютерных новинках, которые могут быть полезны в учебном процессе. Имея компьютер, учитель имеет неограниченные возможности в изготовлении печатных материалов к каждому уроку, учитывая все особенности групп и даже индивидуальные особенности отдельных детей. Для своих уроков я печатаю тестовые задания, карточки — задания, вопросы к олимпиаде и так далее. Эффективность урока в случае использования печатных материалов, розданных ученикам, повышается вдвое: за урок можно не только изучить новый материал, но также закрепить его, отработать практические навыки. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.

Наличие в кабинете сканера в еще большей степени решает проблему наглядности на уроке. Если же в презентации уроков удастся вставить видеоролики и анимацию, кстати, которые вы могли наблюдать на открытом мероприятии, посвящённом 110-летию С. А. Есенину (все это можно найти на CD дисках и в Интернете), то проблема наглядности будет решена полностью.

Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а учитель, освобождаясь от постоянной работы у доски, имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Особенно актуально, на мой взгляд, использование презентаций при подготовке докладов или конференции трудно представить без слайдового сопровождения.

Не экономьте время на докладах учеников! Хорошо продуманный и обсужденный с учителем материал доклада ученика, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах иногда вполне может заменить объяснение учителя или работу с текстом.

В этом случае, конечно, учитель должен оказать помощь в изготовлении презентации.

Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.

Возможно, кто — то возразит, что нельзя урок сводить лишь к общению с компьютером. Но об этом и не идет речь. Конечно, живое, эмоциональное слово учителя — словесника никогда не заменить машине, пусть даже самой умной. Да и весь урок нецелесообразно строить на работе с компьютером. Общение с умной машиной не должно занимать более 15—20 минут урока.

Применение компьютера на уроках литературы может быть самым разнообразным, преследовать разные цели (ознакомление с наиболее интересными фактами биографии писателя, совершение заочных экскурсий по местам, связанным с жизнью и деятельностью поэта или писателя,

(например, болдинские места, связанные с творчеством А. С. Пушкина-состоялась поездка с уч-ся осенью в нач. 2005 уч.года) видеопросмотр фрагментов кинофильмов, мультипликационных фильмов, спектаклей, балетов по произведениям того или иного писателя, прослушивание мастеров художественного слова, их исполнения отрывков из произведений и т. д.

Таким образом, умелое использование компьютера на уроках литературы позволяет реализовать обучающие, развивающие и эстетические цели. Сейчас к юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатейший материал. Причем подается это в очень интересной форме. Используя эти диски, уроки станут более интересными и информационно насыщенными. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам в лучшую сторону.

Позволю себе остановиться на одном примере. Так, к юбилею А. С. Пушкина (200-летию поэта) был выпущен диск «А. С. Пушкин в зеркале двух столетию» (мультимедиа — энциклопедия, созданная по заказу средствам массовой информации Правительства Москвы при содействии ряда музеев и т. д.). Вначале идет заставка — эпиграф (диалог о том, каким же был поэт). Фоном является музыка, создающая атмосферу времени великого русского поэта. Поиск произведений А. С. Пушкина, критических статей, видеофрагментов произведений, воспоминаний можно вести по шкале времени, на ней можно «открыть» любой этап жизни поэта. Например, 1799—1800 годы. На экране появляется статья «Пушкин в Москве», возможен просмотр галереи (картины старой Москвы, картины, связанные с разными этапами жизни поэта, также репродукции картин русских художников, посвященных жизни поэта: В. Серов-Пушкин в парке, А. М. Опекушин-памятник А. С. Пушкин в Москве, 1880 г.)

Очень важным является то, что все видеофильмы. Фрагменты произведений в исполнении мастеров художественного слова, воспоминания строго дозированы по времени. Это позволяет учителю выбирать необходимые эпизоды для своего урока без всяких нюансов.

Также по творчеству крупнейшего русского поэта 20-го века С. Есенина можно отметить диск «С. Есенин», на котором представлено полное энциклопедическое собрание сочинений: стихотворения, поэмы, проза, незаконченные отрывки, статьи и литературная критика, декларации и манифесты, письма, библиография, словарь, указатель имен, работы о жизни и творчестве С. Есенина, Г. Бениславской, А. Мариенгофа и других; всего здесь имеется 187 иллюстраций, видеоматериалы, аудиоматериалы — стихи читают: С. Есенин, Ахматова, Бунин и др. Используя поисковую систему, быстро и легко можно найти необходимый материал, термин, раздел по названию, слову или фразе.

Курс русского языка в старших классах(1,2 курсы) направлен на работу с текстом — готовым, классическим, составленным самими учащимися. В работе над текстом соединяются в единый комплекс образовательные, практические и воспитательные задачи. Поставленные передо мной задачи помогает решить учебник Л. М. Рыбченковой, А. И. Власенкова. Свежий материал, интересные задания, новая научная информация, предлагаемые в данном учебнике, делают уроки русского языка более насыщенными и интересными. Огромным достоинством учебника, на мой взгляд, являются тексты, подобранные в соответствии с программой по литературе. Многие задания к текстам позволяют отрабатывать элементы комплексного анализа художественного текста.

ЕГЭ по русскому языку составлено таким образом, что позволяет проверить сформированность у выпускников ПУ всех 3-х компетенций, то есть содержанием ЕГЭ является весь курс русского языка. Каждый учащийся должен ответить на вопросы по всем разделам курса, изучаемого с 5 по 11 классы. Дополнительные занятия (консультации) и факультативы по русскому языку в экспериментальных группах (20 ч.) позволяют повторить, а порою заполнить пробелы в знаниях по определённым темам. На факультативах проводятся также занятия на компьютерах при работе с диском " 1С репетитор по русскому языку«.

Русский язык

К развивающим формам обучения, способствующим самостоятельной активной познавательной деятельности каждого ученика, можно отнести занятия в сочетании с компьютерными технологиями, которые проявляются в следующих видах работы: работа индивидуальная, в паре, «свободная работа», игра, где знания добываются самостоятельно.

Например, задания по орфографии отличаются большим разнообразием. Помимо работы с компьютером, с учебником, с рабочей тетрадью, с пособиями для самостоятельной работы, в план включаются также задания для индивидуальной и парной работы, задания по развитию речи. Компьютер фактически играет роль " электронного преподавателя«. Машина, работая по заданной программе, осуществляет индивидуальный контроль за уровнем сформированности орфографических навыков у конкретного ученика. Можно предложить следующие задания:

Задание 1:

выявляет уровень сформированности орфографических навыков по теме: вставьте пропущенные буквы (посв..тить рассказ сыну, посв..тить фонариком и т. д.)

Задание 2:

предполагает контроль за умением дифференцировать орфографические правила с одним и тем же опознавательным признаком орфограммы: безударные гласные, проверяемые ударением, и непроверяемые безударные гласные (например, вставьте пропущенные буквы, указывая номер правила:1) безударные гласные корня, проверяемые удареием;2) непроверяемые гласные —  сл...зать с крыши, б...гут по дороге)

Задание 3:

направлено на выявление умения обнаруживать орфограмму. Сложность упражнения в том, что отсутствуют пропущенные буквы, указывающие на орфограмму.

Программа комментирует правильность ответа сообщениями: «гениально», «вундеркинд», «еще подумать» и т. д. По завершению этапа программа оценивает ученика баллами — 100% −5, 80%-3,90%-4 (программа по орфографии 1С — репетитор).

Наш экспериментальный опыт обучения орфографии с применением компьютера свидетельствует об эффективности данной технологии, что, как мне кажется, можно объяснить следующим:

— ученик работает активно и самостоятельно в пределах «подготовленной дидактической среде»;

— изменяется форма контроля: учащегося контролирует компьютер, тщательно проверяя свою работу;

— индивидуализация и дифференциация обучения, усиленные компьютером, сочетаются с парными и групповыми формами работы;

— у учащегося вырабатываются умения соблюдать тишину, работать концентрированно, не мешая другим, развиваются навыки коммуникативной культуры;

— формируется иная, чем на традиционных уроках, культура поведения учителя: он наблюдает за ходом самостоятельной работы учеников, оказывая индивидуальную помощь только в случае необходимости, осторожно направляя саморазвитие детей.

Психология не без оснований утверждает, что каждый ребёнок рождается талантливым и неповторимым. От кого же зависит судьба таланта? Очень хорошо, если в школе заметят одарённого ученика, помогут его дальнейшему развитию. Ещё лучше, когда и дома обстановка располагает к творчеству. Но это — редкое стечение обстоятельств для незаурядной личности. Считаю, что есть необходимость в проведении уроков творчества на уроках литературы, в кружках, на факультативных занятиях.

Так, у нас образован литературный кружок " И все мы чуточку поэты«, где мы собираемся и обсуждаем «юбилейную страничку» поэта или писателя

(например, 10.12. — 185 лет со дня рождения русского поэта Н. А. Некрасова,27.01. — 180 лет со дня рождения русского писателя М. Е. С. — Щедрина) уч-ся готовят интересные материалы по творчеству юбиляров, чтение стихов; готовим вместе наглядные пособия к урокам литературы (тематические газеты, планшеты «Календарь знаменательных дат», фотовыставки, иллюстрации к произведениям); проводим конкурс сочинений — миниатюр, стихов собственного сочинения, например, о маме, посвящённых ко Дню 8 Марта, с последующим награждением. Создаём словарь тропов, учимся подбирать рифму к словам: ночь- дочь — прочь — помочь, день — тень — лень-пень, полёт — вперёд — завод и т. д.; знакомимся с книгами — юбилярами (например, 30 лет назад была опубликована п. В. Распутина "Прощание с Матёрой«,140 лет назад р. Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и т. д.)

Этап всесторонней проверки знаний, где можно развить творческие способности уч-ся, им предлагается на " творческое оформление" тема по литературе с применением мультимедиа-технологий. Гармоничное сочетание текста, иллюстраций и звуков, могут показать как ребёнок видит и слышит тему.

Задание: выбрать полюбившееся стихотворение из творчества А. Ахматовой, С. Есенина, поэтов-бардов (В. Высоцкий, А. Галич, Б. Окуджава)

оформить иллюстративно (подобрать зрительный обзор, например, из художников-импрессионистов) и озвучить (подобрать музыкальное сопровождение) — Информатика + МКХ + музыка + литература.

На этапе проверки знаний учащийся должен показать знания по конкретному предмету, поэтому учителем в постановке задачи должны быть упомянуты сайты, рекомендованные для выполнения этого задания, то есть Интернет-ресурсы, которые «достойны посещения»: 2—3 поэтических,2—3 художественных,2—3 музыкальных. Ссылки на тематические ресурсы можно найти, например, на сайте сетевого объединения методистов (СОМ).

Поэзия Серебряного века

галереи — Третьяковская галерея

звук: птицы, праздник, классическая музыка.

И ещё важный момент. Желательно при постановке любой задачи, связанной с использованием ИКТ, первоначально самому учителю, хотя бы эскизно, попытаться выполнить работу, которую он собирается ставить перед учащимися. В результате можно ясно увидеть критерии оценки работы и трудоёмкость её выполнения, а также " подводные камни«, которые могут встретиться учащимся при той или иной формулировке задания.

Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала — Хочу отметить, что широкое привлечение уч-ся к самостоятельному приобретению знаний, овладению навыками и умениями, творческому применению их на практике невозможно без чёткой целенаправленности этой работы, без постановки перед учащимися целей и задач каждого урока, показа практической значимости изучаемого материала. Наглядные пособия, видео и анимационные материалы — всё это может показать новую тему учащимся с более понятной и интересной для каждого из них стороны. Кстати, такие ресурсы можно собирать и формировать «Библиотеку учителя СД». В этом могут помочь и дети. Как домашнее задание учащиеся получают от 3-х учителей (информатика, русский язык и литература, эстетика) следующую задачу: «В течение 2-х недель найти в Интернете 5 сайтов по эстетике — художники-портретисты, пейзажи и т. д. и составить на каждый рецензию» (учитель эстетики); «Вспомним, что рецензией называется... и за ваши рецензии вы получите отметку по литературе»

(подготовка к ЕГЭ) (литератор); «На эту работу вам выделяется компьютерный класс согласно расписанию дополнительных занятий»

(информатик). В результате чётко поставленного задания я получаю работы по предмету, а дети — отметки (по эстетике, литературе). По этому принципу учащиеся были также подготовлены, например, презентации по С. Есенину, где они использовали биографический материал, фото (ИНТЕРНЕТ), иллюстрации с пейзажем, соотнося их с содержанием стихов.

Этап усвоения новых знаний-1. применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся, включение их в поисковую работу, в самоорганизацию обучения. Максимальное творческое участие детей. Поисковая работа —  это, на первый взгляд, очень просто. На самом деле — достаточно сложно. Например, сейчас учащиеся к урокам по современной литературе в ИНТЕРНЕТЕ должны найти материал по творчеству Солженицына, Улицкой, Пелевина.

2.Проведение словарной работы как одного из инструментов осознания учебного материала. В ИНТЕРНЕТЕ есть различные словари, справочники, энциклопедии (например, Педагогический http://dictionary.fio.ru/.)Можно, выделив определённый терминологический ряд, относящийся к данному уроку или теме, обозначив 3—5 справочных Интернет-ресурса, дать учащимся задание подобрать те определения, которые понятны и удобны им самим. Результаты получаются весьма интересные.

3. Систематизация новых для учащихся знаний.

4. Воспитание навыков рациональной учёбы.

Показатели выполнения учебно-воспитательной задачи этого этапа:

— качество ответов учащихся на следующих этапах урока;

— активное участие группы в проведении итогов беседы или самостоятельной работы.

Этап закрепления новых знаний:

1. Использование различных способов закреплений знаний, вопросов, требующих мыслительной активности, творческого осмысления материала.

2. Обращение учителя по поводу ответа учащегося к группе с требованием дополнить, уточнить, исправить, взглянуть на изучаемую проблему с иной стороны.

3. Умение учащегося узнавать и соотносить факты с понятиями, правилами и идеями.

Этот этап урока важен, прежде всего тем, что на нём наиболее рельефно выступают результаты урока, например, на уроке русского языка по теме: «Знаки препинания в сложносочинённом предложении»:

На уроках литературы, например, можно предложить такое задание: сформировать галерею образов исторических и литературных персонажей, например, Наполеон, подобрать его художественные описания разными историками и писателями, выбрать ту характеристику, которая кажется наиболее объективной и правильной. (Образ Наполеона —  Л. Н. Толстой «Война и мир», Ф. М. Достоевский р. «Преступление и наказание»).

Здесь можно видеть межпредметную связь с историей.

Этап домашнего задания, инструктаж по его выполнению

Основные требования к электронному домашнему заданию:

— Домашнее задание может быть ориентировано на 2 группы: слабые + средние, средние + сильные.

— Должен быть определен обязательный минимум выполнения + выделено пространство для инициативных:

-временнные рамки;

— количество источников информации (адреса определённых сайтов);

— программа реализации задания (Ворд, Повер Поинт);

— объём отчётного документа (стр., слайды);

— дополнительное задание (прочитать роман, рассказ в ИНТЕРНЕТЕ, книге, например, по современной литературе — Пелевин, Улицкая, Акунин.)

Можно предложить интегрированное домашнее задание, например, литератур + МХК (подобрать к стихам поэтов Серебряного века иллюстрации художников- импрессионистов- А. Ахматова, А. Блок)

Литература + история " Литературные портреты" с иллюстрациями писателей и историческими комментариями.

Эффективность любого урока определяется не тем, что даёт детям учитель, а тем, что они взяли в процессе обучения.

В заключение отмечу, что необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменит учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использование в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Естественно, использование компьютера на каждом уроке не реально, да ведь это и не нужно. Как бы то ни было, а урок, например, литературы —  это, прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции и т. д.

Я думаю, что каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным. И мне кажется, что мой опыт — это только начало большой и кропотливой работы!


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн