Т.е. экономика нашей страны держится можно сказать на 3-х китах.
III. Сообщение темы и целей урока.
Тема нашего урока «Три кита экономики».
На уроке мы более конкретно раскроем каждый из трех факторов экономики, а в конце урока по усвоению темы выполните тест.
IV. Объяснение нового материала.
– Производство товаров и услуг невозможно без использования природных богатств.
– Назовите природные богатства.
Воздух, вода, полезные ископаемые, почва, растения, животные (Верно)
– А сейчас мы раскроем, какое же значение для экономики они имеют.
VIслайд
– Одним из природных богатств вы назвали воздух.
Нужен ли воздух?
Воздух нужен как для всего живого на земле, так и в экономике.
Без воздуха не будет гореть топливо в котельной и в двигателе автомобиля. Движение воздуха – ветер– во многих странах используется сейчас для выработки электроэнергии. А для этого строят специальные сооружения – ветряные установки. (Откройте учебник стр.41, посмотрите, как выглядят эти ветряные мельницы).
Давайте сделаем вывод: прочитайте
Поэтому воздух необходим и имеет большое значение для экономики.
А теперь посмотрим, а была бы жизнь без воды?
VII слайд
Мы знаем, что без воды не смогут жить люди, звери, птицы, растения. А что произойдет в экономике?
Если не будет воды, то остановятся все заводы и фабрики, закроются столовые, прачечные, парикмахерские, школы, детские сады, больницы. Остановится весь водный транспорт, а значит и многие товары не смогут перевозиться из страны в другую.
ВЫВОД:Таким образом, без воды невозможна жизнь, а значит и невозможна экономика.
– Природным богатством вы назвали почву.
Что такое почва?
VIII слайд
Почва – это особое природное тело. Она образуется на поверхности Земли в результате взаимодействия живой и мертвой природы. Почва – это земля, которая снабжает растение питанием и водой. Основным свойством почвы является плодородие. Без почвы было бы невозможно ведения сельского хозяйства, а значит и производство продуктов питания.
ВЫВОД:Итак, вы видите, что земля – наша кормилица.
– Назовите полезные ископаемые.
(нефть, газ, руда, каменный уголь, песок, глина и т.д.) – их можно привести много. В нашей стране еще много залежей полезных ископаемых.
– Давайте посмотрим:
IX слайд
Где используются полезные ископаемые?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с ее поверхности и используют в хозяйстве. Например, огромные запасы разнообразных полезных ископаемых скрыты в недрах морского дна. Залежи нефти и газа находятся глубоко под водой, и добываются путем бурения морского дна.
ВЫВОД:Нефть, газ широко используются в промышленности, медицине, транспорте, энергетике.
– Какую же роль в экономике имеет растительность?
X слайд
Что дает растение для экономики?
Растительность – один из важнейших компонентов природы. Она определяет не только общий вид территории, но и играет огромную роль в жизни природы и человека. Мир растений дает человеку пищевые продукты, корма, сырье. Одним из основных, например, ресурсов леса является древесина. Она идет на изготовление мебели, строительных материалов, бумаги.
ВЫВОД: В процессе хозяйственной деятельности растительность дает человеку продукты и товары.
XI слайд
– Какова же роль животного мира для экономики?
Животные издавна служили объектом охоты, рыбалки, кормили и одевали человека. Например, рыбный промысел человек использует в пище и в изготовлении лекарств. Мех животных используется в легкой промышленности.
ВЫВОД:Для роста в экономике богатства и разнообразие животных регулярно пополняются и находятся под защитой человека.
– Открыть учебник на странице 41-43 и найти ответ на вопрос: «Как нужно использовать природные богатства?»
Комплекс упражнений для глаз (материал прилагается).
XII слайд
– Следующим фактором в экономике является капитал.
Капиталом называют все то, что сделано руками людей для производства новых товаров и услуг. Это здания заводов, фабрик, ферм, складов, это автомобильные и железные дороги, морские и речные порты, станки и прочее оборудование, разнообразные инструменты.
ВЫВОД: Таким образом, чем выше экономическая стабильность производства товаров, тем больше товаров на внутреннем рынке.
– Открыть учебник на странице 44 и ответьте на вопрос: «Благодаря чему удается производить все больше новых товаров?»
XIII слайд
– Последним фактором в экономике является труд.
Труд людей необходим для того, чтобы добывать природные богатства, труд нужен, чтобы создавать капитал. Труд требуется для производства любых товаров и услуг. В экономике необходим труд людей самых разных профессий. И не только труд физический, но и умственный. Успех труда людей зависит во многом от их образования. Современной экономике требуется все больше образовательных людей. Например, умеющих работать на компьютере, знающих иностранные языки. Успех труда зависит и от здоровья людей. А для этого нужно всегда заботиться о своем здоровье с детства.
ВЫВОД:Труд призван создавать продукцию, товары, услуги, информацию, знания, духовные ценности.
– Открыть учебник на странице 44 – 45 прочитать текст о труде и ответить на вопрос: «Чем отличается труд учителя от труда сталевара?»
Физминутка для тела (в слайдах)
и для пальцев
(Приложение «Мир Информатики» Кирилл и Мефодий, 3 год обучения. Гимнастика для рук).
V. Закрепление.
1. Все пересели за компьютеры:
Вам нужно выполнить тест из 7 вопросов, где 4 вариантов выбрать 1 ответ верный.
на «5» – все 7 должны быть верные
на «4» – 5-6 верных ответов
на «3» – 3-4 верных ответа
на «2» – меньше 3 ответов
2. Самостоятельная работа.
Тест.
- Как называется профессия человека, который занимается ведением хозяйства?
– Поднимите руки, кто получил «5», «4», «3». Если кого оценка не устраивает, то на следующем уроке вы можете ее исправить, ответив верно на тест.
– Давайте подведем итог урока.
– Какие необходимые ресурсы требуются для производства товаров и услуг?
(Природные богатства, капитал, труд.)
Урок закончен.