Данные об авторе
Автор(ы):
Бурдина Наталья Сергеевна
Место работы, должность:
г.Гай МОУ "СОШ №8", учитель начальных классов
Регион:
Оренбургская область
Характеристики урока (занятия)
Уровень образования:
начальное общее образование
Целевая аудитория:
Учащийся (студент)
Цель урока:
1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и о роли каждой значимой части слова. 2. Развивать речь учащихся, навык анализа. 3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную деятельность.
Тип урока:
Комбинированный урок
Учащихся в классе (аудитории):
25
Используемые учебники и учебные пособия:
Учебник: Русский язык. Рамзаева Т.Г.
Используемая методическая литература:
1. http://artclassic.edu.ru
2. http://www.greekroman.ru
3. http://www.gramma.ru
4. http://learning-russian.gramota.ru
5. http://www.floranimal.ru
Используемое оборудование:
ПК , экран, проектор, презентация, учебник, тетради.
Используемые ЦОР:
презентация "Корни одного слова"
Краткое описание:
Задачи урока: 1. Формировать умение классифицировать части слова. 2. Формировать навык самостоятельного разбора слова. 3. Повторить части речи. 4. Познакомить с проектом учащихся. 5. Обучать тестовой работе с помощью компьютера.
МОУ «СОШ №8 »г. Гая
Бурдина Наталья Сергеевна, учитель начальных классов первой квалификационной категории.
Тема урока : Состав слова. Роль каждой части слова в языке.
Русский язык 3 класс
Учебник: Русский язык. Рамзаева
Тип урока: Комбинированный урок
Цели урока:
1. Повторить знания учащихся о морфемном составе слова и
о роли каждой значимой части слова.
2. Развивать речь учащихся, навык анализа.
3. Воспитывать интерес к родному языку через проектную
деятельность.
Задачи урока:
1. Формировать умение классифицировать части слова.
2. Формировать навык самостоятельного разбора слова.
3. Повторить части речи.
4. Познакомить с проектом учащихся.
5. Обучать тестовой работе с помощью компьютера.
Оборудование:
Компьютерный класс, экран, проектор, презентация, учебник, тетради.
Ход урока:
1. Организационный момент .
( Запись на экране)
Ж ц ч с ш щ о й ч с ж т ш а ч в щ й с ч л щ ч ц о ж ц в щ а й
(задание: убрать все только твёрдые и все только мягкие, прочитать тему урока)
- Какие вы буквы убрали?
- Что у вас получилось? (состав слова)
2.Проверка домашнего задания.
- Проверим ваше домашнее упражнение с.15 У.22
- Зачитайте словосочетания, которые вы выписали.
- Почему в слове «библиотека» первая безударная гласная «и»?
-Слово происходит из греческого языка, состоит из двух частей
«библион»- книга, «ТЭКе»- хранилище.
- Какие синонимы вы можете подобрать к слову «дорога»?
(путь, тропинка, шоссе)
- А знаете ли вы самые знаменитые библиотеки мира?
(показ слайдов библиотек мира)
3. Чистописание.
-Сегодня мы повторим, как пишется буква П. Запишите письменными буквами:
Пекарь пёк калачи в печи.
ПТпт (всю строку)
(работа над скороговоркой)
4. Работа по теме урока.
А) классификация слов по признаку родственных слов
(на экране слова, их нужно распределить по группам)
-Гриб, горка, грибок, лес, лесной, горняк, садовый, лесок, гора, грибной, грибник, сад, садик, горный, лесовик, садовник.
- Сколько групп у вас получилось и почему?
(4 группы, в каждую группу входят родственные слова)
- Как по-другому называются родственные слова?
(Однокоренные)
- Какие слова мы можем назвать однокоренными?
(Слова, которые имеют общую часть)
- Какой второй признак однокоренных слов?
(Они должны быть сходны по смыслу)
- Группа ребят из нашего класса поставили для себя цель: Узнать, какие же слова мы можем называть родственными? Свои результаты они покажут в проекте, который выполнили совместно.
(Приложение №1)
Б) Анализ слов
- Задание: исключить в ряду лишнее слово. Доказать, что оно лишнее, разобрать слова по составу.
( на экране 2 ряда слов)
Гусь, гусыня, гусеница, гусята, гусиная.
Циркуль , циркачи, цирк, цирковой.
В) Работа по учебнику.
-А теперь выполним упражнение24 на стр.16 (устно)
Г) Игра «Сцепщики»
Задание: необходимо сцепить разные части слов по данным схемам и записать слова.
1 вариант: приставка + корень
Приставка + корень + окончание
2 вариант: корень + окончание
Приставка + корень + суффикс
(задание на экране)
- Без какого вагона нельзя было обойтись?
(Без корня)
- Почему?
(Корень – часть слова, в которой заключается значение слова)
- Какие значения может иметь слово «корень»?
- Это многозначное слово. Что оно может обозначать?
- На экране появляется изображение подсказок:
(Волосы, зубы, исток реки, дерево, уравнение)
- Значит, слово «корень» обозначает: корень волоса, корень дерева, корень зуба, корень уравнения.
Д) Работа по учебнику.
(Чтение вывода с.16)
(Выполнение упражнения 26, стр.16)
- Какая часть слова имеется в первой группе слов?
(приставка, суффикс)
- Какая часть слова называется приставкой?
(Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов)
- Какая часть слова называется суффиксом?
(Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов)
(Проверка определений частей слова с помощью слайдов на экране)
(Чтение вывода с.18)
5.Физкультминутка
Руки в стороны, в кулачок.
Разжимай, и на бочок.
Руки вниз, и в кулачок.
Разжимай, и на бочок.
Руки вверх, и в кулачок.
Разжимай, и на бочок.
Руки влево, и в кулачок.
Разжимай, и на бочок.
Руки вправо, и в кулачок.
Разжимай, и на бочок.
6. Словарно-орфографическая работа.
- Прочитайте текст с.18 упр.29.
- Какова его тема?
(Это рассказ о прощальных песнях птиц)
- Какие птицы исполнили эти песни?
(Тетерев, пеночка, дрозд)
- Назовите слова с приставками.
(Вымокли, притих, откликнулся, просвистел, затенькала, послышались)
- Найдите слова с поверяемой безударной гласной в корне.
-Что вы знаете о пеночке?
(мини-сообщение о пеночке с использованием слайдов)
7. Тестовая работа
(выполняется вдвоём за компьютером)
1. В какой части слова заключается значение слова?
А) приставка б) суффикс в) корень г) окончание
2. С помощью, каких частей слова образуются новые слова?
А) корня и приставки б) окончания и корня в) суффикса и приставки
3. Как называется изменяемая часть слова?
А) приставка б) окончание в) суффикс
4. Какое слово лишнее в ряду: Нос, носик, носильщик, носатый
А) нос б) носильщик в) носатый
5. В каких словах допущена ошибка: час, честичка, части, чисовщик?
А) час, чисовщик б) честичка, чисовщик
(после выполнения – взаимопроверка, правильные ответы на экране)
1. В 2.В 3.Б 4.Б 5.Б
8. Итог урока
- Что мы сегодня повторяли?
- Что нового вы узнали из сегодняшнего урока?
- Чем наш урок непохож на все остальные?
- Какой вид работы на уроке вам больше всего понравился?
Список общеобразовательных ресурсов сети Интернет, использованных при разработке урока
1. http://artclassic.edu.ru
2. http://www.greekroman.ru
3. http://www.gramma.ru
4. http://learning-russian.gramota.ru
5. http://www.floranimal.ru