Элективный курс
СТРАНОВЕДЕНИЕ ВЕЛИКОБРИТАНИИ
(предметно – ориентированный)
Составитель:
учитель английского языка
МОУ СОШ № 4 г. Лиски
Разуваева В.Г.
Изучая языки - изучай мир!
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Предлагаемый курс относится к числу элективных курсов, которые входят в состав гуманитарно-филологического профиля обучения на старшей ступени школы.
Данный курс направлен на
· развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования;
· художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании;
· удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников в освоении мира и коммуникативных потребностей в межкультурном общении.
Курс рассчитан на два года обучения в 10-11 классах. В курсе выделяется 21 страноведческая тема. При работе над каждой из тем учащиеся:
· выполняют познавательно-поисковые страноведческие задания;
· слушают лекции учителя по тематическим подразделам, которые могут представлять особую трудность при их изучении;
· выполняют групповые и индивидуальные проекты и выступают с отчетами о результатах работы по ним;
· оценивают вместе с учителем качество своей работы, сравнивая культуру Великобритании и России.
Типовое распределение учебного времени:
Объяснения и обсуждения
|
15 %
|
Разговорная практика и устные презентации
|
40 %
|
Практика понимания речи на слух
|
25 %
|
Чтение
|
5 %
|
Письменная практика
|
5 %
|
Контроль усвоения материала
|
10 %
|
Данный курс предполагает интенсивное использование англоязычных сайтов сети Интернет по страноведческой тематике.
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ И ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ.
1. Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
2. Развить умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке, билингвальные умения представлять свою страну в англоязычной среде.
3. Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
4. Развить умения использовать английский язык как средство образования и самообразования при изучении других культур.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ СТРАНОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ШКОЛЬНИКОВ
ПО ОКОНЧАНИИ УЧЕБНОГО КУРСА.
По окончании элективного курса «Страноведение Великобритании» учащиеся должны продемонстрировать:
А. Билингвальную страноведческую осведомленность о Великобритании и ее людях, о политической системе и образовании, о культуре страны, ее обычаях и традициях.
Б. Бикультурные умения:
· работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках;
· собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, аудировании или говорении и письме на английском языке;
· подготавливать страноведческие файлы, «досье» при сборе и систематизации фактов культуры;
· готовить устные выступления по страноведческой тематике (как на английском, так и на русском языках);
· участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании и России;
· выполнять страноведческие проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
В. Социокультурные способности:
· социокультурную любознательность (при работе с письменными и устными источниками страноведческой информации);
· социокультурную наблюдательность (при чтении и аудировании иноязычного материала);
· (при обсуждении различных аспектов жизни в Великобритании, России и других странах на английском и русском языках.
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА
10 класс
I. Страна и люди.
1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии. Географическое положение. Климат.
2. Англия. Лондон. Сити - финансовый и деловой центр города. Достопримечательности Лондона.
3. Шотландия и шотландцы. Национальные особенности и традиции.
4. Уэльс. Северная Ирландия. Сравнительный анализ стран.
5. Что мы знаем о стране?
II. Правительство.
1. Британская монархия сегодня. Титулы. Аристократия.
2. Британский парламент. Палата общин. Палата лордов. Кабинет. Люди, которые правят в Британии.
3. Политические партии: консервативная и лейбористская. Газеты. Флит стрит. Телевидение и радио. ВВС.
III. Образование.
1. Школьное образование. Виды школ:
общественные, грамматические, частные и др.
2. Школьная жизнь. Английская молодежь сегодня. Правила для учащихся. Молодежная субкультура.
3. Колледжи и университеты. Оксфорд – золотое сердце Британии. Кембридж – прошлое и настоящее.
11 класс.
IV. Культура.
1. Культурная жизнь Британии. Литература, известные писатели. Картинные галереи, музеи.
2.Достопримечательности. Архитектурные особенности. Памятники культуры и истории.
3. Музыка и музыканты. Классическая и современная музыка. Биттлз.
4. Легенды. Король Артур. Робин Гуд. Чудовище Лох Несс.
V. Обычаи и традиции.
1. Праздники и традиции. Национальные эмблемы. Выходные в Британии.
2. Любимые занятия. Садоводство. Нация любителей животных. Клубы – особенность Британии.
3. Английская кухня. Традиционные блюда. Английский чай. Манеры за столом.
VI. Спорт и отдых.
1. Национальные виды спорта: футбол (профессиональный и любительский), крикет, гольф. Спортсмены.
2. Уимблдон – необычный клуб. Теннис: вчера и сегодня.
3. Гонки. Пробег машин-ветеранов. Соревнования на лодках: традиции и мода.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ТЕМАМ
10 класс.
Тема 1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
Цель: Расширение знаний учащихся о стране изучаемого языка.
Задачи: Развитие навыков:
а) готовить устные выступления по страноведческой тематике
б) собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, аудировании и говорении на английском языке;
Оборудование: Карта Соединенного Королевства. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи.
Тема 2. Англия. Лондон. Сити.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании.
Задачи: Совершенствование умений работать со справочной страноведческой литературой на англ. языке.
Оборудование: Видео.
Ход занятия: Просмотр видеофильма. Практика в чтении и аудировании.
Тема 3. Шотландия и шотландцы.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию на английском языке;
Оборудование: Картинки из альбома «По странам
изучаемого языка».
Музыкальные записи.
Ход занятия: Заочная экскурсия в Шотландию.
Тема 4. Уэльс. Северная Ирландия.
Цель: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие навыков выполнять страноведческие проекты (в том числе с использованием информационных технологий) и участвовать в устных презентациях результатов по ним.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Викторина «Знаете ли вы Соединенное Королевство?». Защита проектов.
Тема 5. Что мы знаем о стране?
Цель Обобщить знания учащихся о стране изучаемого языка.
Задачи: Подготовка к проекту «Соединенное
Королевство».
Оборудование: Презентации учащихся.
Ход занятия: Викторина «Знаете ли вы Соединенное
Королевство?». Презентация проектов
Тема 6. Британская монархия сегодня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Формирование навыков подготавливать страноведческие файлы.
Оборудование: Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Лекция. Практика в чтении.
Тема 7. Британский парламент.
Цель: Обогатить школьников знаниями об образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция. Поисково – исследовательская работа в группах.
Тема 8. Политические партии. Газеты. ТВ и радио.
Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.
Задачи: Развитие способностей учащихся
а) использовать английский язык как средство образования и самообразования;
б) участвовать в обсуждении на английском языке страноведческих аспектов жизни людей в Великобритании.
Оборудование: Образцы Британской прессы. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Круглый стол: политические партии Великобритании. Чтение текстов. Защита проектов.
Тема 9. Школьное образование.
Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
Задачи: Развитие навыков диалогической речи.
Оборудование: Эпизоды школьной жизни из английской литературы.
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в диалогической речи.
Тема 10. Школьная жизнь. Английская молодежь сегодня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию на английском языке.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Практика в чтении.
Тема 11. Колледжи и университеты.
Цель: Обогатить представления школьников об этике общения в англоязычной среде с носителями языка.
Задачи: Развитие способностей учащихся собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, письме на английском языке.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Видео.
Ход занятия: Практика в чтении и письме. КВН между командами Оксфорда и Кембриджа.
11 класс.
Тема 1. Культурная жизнь Британии.
Цель: Художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании.
Задачи: Обогатить школьников знаниями об историко-культурном развитии Великобритании, исторической памяти и культурном наследии ее народа.
Оборудование: Книги британских авторов. Репродукции картин.
Ход занятия: Лекция с элементами беседы. Практика в чтении и устной речи. Защита проектов. Конкурс чтецов английской поэзии.
Тема 2. Достопримечательности.
Цель: Художественно-эстетическое развитие при соизучении английского языка и культуры Великобритании.
Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при аудировании и говорении на английском языке.
Оборудование: Видео. Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Просмотр видеофильма.
Тема 3. Музыка и музыканты.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие у учащихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.
Оборудование: Музыкальные записи.
Ход занятия: Прослушивание и разучивание английских песен.
Тема 4. Легенды.
Цель: Пробуждение интереса к культуре Великобритании.
Задачи: Развитие навыков подготавливать страноведческие файлы.
Оборудование: Легенды о Короле Артуре, Робин Гуде, Чудовище Лох Несс.
Ход занятия: Практика в чтении, обсуждение.
Тема 5. Праздники и традиции.
Цель: Обогатить школьников знаниями о культурном наследии Великобритании, образе жизни людей в современном британском обществе.
Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка». Рисунки.
Ход занятия: Поисково – исследовательская работа в группах. Практика в чтении и устной речи.
Тема 6. Любимые занятия.
Цель: Развить у обучающихся умения проводить сопоставления между родной и изучаемой культурами на иностранном языке.
Задачи: Развитие навыков готовить устные выступления по страноведческой тематике.
Оборудование: Рисунки. Вырезки из газет и журналов.
Ход занятия: Беседа за круглым столом «Любимые занятия».
Тема 7.Английская кухня.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие навыков собирать, систематизировать и интерпретировать страноведческую информацию при чтении, говорении и письме на английском языке.
Оборудование: Рецепты английской кухни.
Ход занятия: Практика в чтении и переводе. Праздник «Английское чаепитие».
Тема 8. Национальные виды спорта.
Цель: Развитие способностей учащихся использовать английский язык как средство образования и самообразования.
Задачи: Развитие навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.
Ход занятия: Знакомство с правилами игры в гольф, крикет. Соревнование по крикету.
Тема 9. Уимблдон – необычный клуб.
Цель: Удовлетворение современных познавательных интересов старших школьников.
Задачи: Развитие навыков информативного чтения.
Оборудование: Картинки, вырезки из прессы.
Ход занятия: Практика в чтении.
Тема 10. Гонки.
Цель: Обогатить представления школьников о спортивной жизни Великобритании.
Задачи: Совершенствование навыков работать со справочной страноведческой литературой на русском и английском языках.
Оборудование: Картинки из альбома «По странам изучаемого языка».
Ход занятия: Лекция.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА
«Страноведение Великобритании»
10 класс
(34 часа)
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во
часов
|
Вид деятельности
|
Форма контроля
|
I. Страна и люди.
|
1. Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии.
|
3
|
Просмотр презентаций о странах Соединенного Королевства.
Лекция с элементами беседы.
Практика в чтении и устной речи.
|
Подготовить монологическое высказывание о Соединенном Королевстве.
|
|
2. Англия. Лондон. Сити.
|
4
|
Просмотр презентаций о Лондоне.
Практика в чтении и аудировании, устной речи.
Подготовка к проекту «Виды Лондона». Выдвижение идеи. Распределение заданий. Обсуждение способов оформления проекта.
Презентация проектов.
Подведение итогов.
|
Диалог «Визит в Англию».
Сбор и обработка информации.
Промежуточный контроль деятельности учащихся в рамках проекта.
Подготовить проект о достопримечательностях Лондона.
|
|
3. Шотландия и шотландцы.
|
2
|
Заочная экскурсия в Шотландию.
Просмотр видеофильма о Шотландии.
Речевая практика.
|
Подобрать материал о Шотландии.
|
|
4. Уэльс. Северная Ирландия.
|
2
|
Просмотр видеофильма об Уэльсе.
Поисково – исследовательская работа в группах.
Речевая практика.
|
Подобрать материал об Уэльсе и Северной Ирландии (по группам).
|
|
5. Что мы знаем о стране?
|
4
|
Викторина «Знаете ли вы Соединенное Королевство?».
Подготовка к проекту «Соединенное Королевство».
Выдвижение идеи.
Формирование микрогрупп.
Распределение заданий.
Обсуждение способов оформления проекта.
Презентация проекта.
Подведение итогов.
|
Подготовить вопросы к викторине «Знаете ли вы Соединенное Королевство?».
Сбор и обработка информации.
Промежуточный контроль деятельности учащихся в рамках проекта.
Подготовить проект об одной из стран Соединенного Королевства.
|
II. Кто правит Британией?
|
6. Британская монархия сегодня.
|
3
|
Лекция. Просмотр презентаций о Королевской семье.
Практика в чтении и устной речи.
|
Подобрать материал о Королевской семье.
|
|
7. Британский парламент.
|
2
|
Лекция.
Поисково – исследовательская работа в группах.
Просмотр презентации о парламенте.
|
Индивидуальные задания: перевод текстов о политической жизни Великобритании.
|
|
8. Политические партии. Газеты. Телевидение и радио.
|
4
|
Чтение текстов из английских газет.
Круглый стол: политические партии Великобритании.
Просмотр презентации о Британском ТВ.
Подготовка к проекту «Британское телевидение».
Выдвижение идеи.
Формирование микрогрупп.
Распределение заданий.
Обсуждение способов оформления проекта.
Презентация результатов проекта.
Подведение итогов.
|
Подготовить материал об одной из политических партий.
Сбор и обработка информации.
Промежуточный контроль деятельности учащихся в рамках проекта.
Подготовить проект на тему: «Британское ТВ».
|
III. Образование.
|
9. Школьное образование.
|
3
|
Лекция с элементами беседы.
Практика в чтении.
Речевыая практика.
|
Подготовить диалоги на школьную тему.
|
|
10. Школьная жизнь.
Английская молодежь сегодня.
|
3
|
Поисково – исследовательская работа в группах.
Практика в чтении и устной речи.
|
Подобрать материал о жизни английской молодежи. Подготовить выставку.
|
|
11. Колледжи и университеты. Оксфорд – золотое сердце Британии. Кембридж – прошлое и настоящее.
|
4
|
Практика в чтении и письме.
КВН между командами Оксфорда и Кембриджа.
|
Подготовиться к КВН.
|
11 класс
(34 часа)
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Вид деятельности
|
Форма контроля
|
IV. Культура.
|
1. Культурная жизнь Британии.
|
5
|
Лекция с элементами беседы.
Практика в чтении и устной речи.
Просмотр презентаций об английских писателях и художниках.
Защита проектов.
Конкурс чтецов английской поэзии.
|
Подготовить проект «По страницам английской литературы».
Подготовиться к конкурсу чтецов.
Подготовить выставку
«Английские художники».
|
|
2. Достопримечательности.
|
4
|
Просмотр видеофильма.
Практика в чтении и устной речи.
Просмотр презентации о достопримечательностях Соединенного Королевства.
Стоунхендж.
|
Подготовить рассказ о достопримечательностях Великобритании.
|
|
3. Музыка и музыканты.
|
4
|
Прослушивание и разучивание английских песен.
Просмотр презентации о группе Биттлз.
Караоке-конкурс на английском языке.
|
Индивидуальные задания: перевод английских песен.
Подготовиться к караоке-конкурсу.
|
|
4. Легенды.
|
3
|
Практика в чтении, обсуждение.
Речевая практика.
|
Подготовить рисунки на темы легенд.
|
V. Обычаи и традиции.
|
5. Праздники и традиции.
|
4
|
Поисково – исследовательская работа в группах.
Практика в чтении и аудировании.
Просмотр презентаций о праздниках и традициях Великобритании.
|
Подготовить реферат о праздниках Великобритании.
|
|
6. Любимые занятия. Садоводство. Нация любителей животных.
|
3
|
Практика в чтении и устной речи.
Беседа за круглым столом «Любимые занятия».
|
Подготовить рассказ о своем увлечении.
|
|
7. Английская кухня.
|
3
|
Просмотр презентации об английском чаепитии.
Практика в чтении и переводе.
Праздник «Английское чаепитие».
|
Составить кулинарную книгу «Английская кухня».
Подготовиться к празднику «Английское чаепитие».
|
VI. Спорт и отдых.
|
8. Национальные виды спорта: футбол, крикет, гольф.
|
4
|
Просмотр презентации об английских видах спорта.
Практика в чтении.
Знакомство с правилами игры в гольф, крикет.
Соревнование по крикету.
|
Подобрать материал о национальных видах спорта.
|
|
9. Уимблдон – необычный клуб.
|
2
|
Практика в чтении.
Речевая практика.
|
Подготовить презентации о спорте, известных спортсменах.
|
|
10. Гонки.
|
2
|
Лекция.
Практика в чтении и устной речи.
|
|
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1. «Язык и культура Великобритании». Автор сост. Г. Д. Томахин, М. Просвещение, 1999-2002.
2. В.В. Бурлакова «Великобритания. Физическая и экономическая география», М. Просвещение, 1977.
3. «О Британии вкратце». Сост. В.В. Ощепкова, И.И. Шустилова. М. Просвещение, 1993.
4. Ф.М. Рожкова «Пояснительные тексты к альбому «По странам изучаемого языка» под ред. Ю.Ф. Гурьевой». М. Просвещение,1989.
5. И.А. Тенсон, Г.А. Войтова «Обычаи и традиции в Великобритании и Соединенных Штатах», М. «Международные отношения», 1978.
6. Сафонова В., Кузьмина Л., Смирнова Е. «Британская литература и культура», М. 1997.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ
1. Сайт британской монархии – http://www.royal.gov.uk.
2. Сайт http://www/center.fio.ru./som/items.asp?id=10001125 (Подборка интервью известных личностей).
3. Сайты http://www.forum.entertainment.ie, http://www.news.bbc.co.uk (Контакт со сверстниками по обсуждению вопросов, которые волнуют молодежь).
4. Сайты http://www.iearn.org, http://www.kidlink.org (Участие в проектах).
5. Сайты http://www.iecc.org, http://www.stolaf.edu./network/iecc (Организация переписки).
Материал опубликован на сайте "Сеть творческих учителей":
http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=14410&d_no=220955&ext=Attachment.aspx?Id=96160
Презентации к курсу опубликованы на сайте ПроШколу.ru:
http://www.proshkolu.ru/user/verara/folder/62446/
|