Вопрос о географической культуре, географической образованности молодого поколения, которые являются частью общечеловеческой культуры, продолжает оставаться весьма актуальным, поскольку уровень этой образованности недостаточно высок. Совершенно очевидно, что корни такой неблагополучной ситуации следует искать, прежде всего, в области массового школьного географического образования, общественный и учебный престиж которого был и остается довольно низким.
Географическая культура объясняет процессы и явления, происходящие в природе и обществе, знакомит с естественной и социально-экономической основой общественного производства, ориентирует на разумное, нравственное поведение людей в окружающем мире. География - специфический школьный предмет мировоззренческого характера, формирующий у учащихся комплексное, системное и социально-ориентированное представление о Земле как о планете людей, наиболее полно знакомит их с проблемами взаимодействия общества и природы.
Приобретение учащимися знаний по географии осуществляется двумя основными путями: непосредственным – от восприятия географических объектов и явлений, от имеющихся представлений – к научным представлениям и понятиям; и опосредованным – от имеющихся у учащихся знаний, от слов учителя и учебника – к новым понятиям и закономерностям. Большую роль в организации процесса усвоений знаний по географии играет наглядность. Преподавание географии без достаточных средств наглядности приводит к тому, что учащиеся механически запоминают слова, за которыми в их сознание нет соответствующих образов, т.е. знания носят формальный характер и поэтому быстро утрачиваются.
Важным условием организации целенаправленного восприятия учащимися того или иного объекта является сочетание показа с пояснениями учителя. Это обеспечивает в сознании ученика установление связи между образом и словом. Слово при этом приобретает определенную значимость, наполняется конкретным содержанием. Кроме того, благодаря фронтальному зрительному восприятию у всех учащихся создается правильное представление о географическом объекте.
На протяжении многих лет основными средствами наглядности при обучении географии были: картины, телевизоры, диапроекторы, киноаппараты, натуральные объекты. Ведущей реальностью развития современного общества является его компьютеризация, а потому именно компьютер стал ведущим средством наглядности. Компьютерные технологии являются более современными, оптимальными и мобильными средствами наглядности, позволяющими значительно расширить и углубить информационный материал, систематизировать его, произвести отбор необходимой фактической информации, увидеть динамику развития процессов, объектов и явлений, констатировать не только видеоинформацию, но и слышать их музыкальное сопровождение. С помощью компьютера возможно создание необходимых программ и изображений, применение творчества в анализе и синтезе компонентов содержания географического образования.
Во время подготовки к уроку при выборе средств наглядности, я все чаще отдаю предпочтение компьютеру. В настоящее время существует комплект электронных учебников по всем курсам географии с 6 по 10 (11) класс, который полностью сочетается с учебной программой:
Ø 6 класс: Образовательная коллекция: 1С: Начальный курс географии. 2002г.
Ø 7 класс: Образовательная коллекция 1С: География. Наш дом – Земля. 2002.
Ø 8 класс: Образовательная коллекция: 1С: География России. Природа и население. 2004г.
Ø 9 класс: Образовательная коллекция: 1С: География России. Хозяйство и регионы. 2005г.
Ø 10 (11) класс: Образовательная коллекция 1С: Экономическая и социальная география мира. 2005.
Материалы этих электронных учебников очень удобно использовать на вводных уроках, когда создается образ исследуемого объекта, явления или территории, а также на завершающих этапах урока или темы, когда можно предложить учащимся выполнить практикум также содержащим видеофрагменты, или тестовое задание разного уровня сложности.
Зрительные образы помогает создать и CD-диск «Слайды по географии» (Образовательная коллекция 1С: География 6 – 10 классы. // Библиотека наглядных пособий, 2005), но он не создает логической цепочки по созданию какого-нибудь образа. Однако, учитывая яркость и четкость демонстрируемого материала, я широко использую его при создании презентаций по конкретным темам курсов, выполненных в режиме PowerPoint. Как правило, составляю презентации по тем темам курсов, по которым недостаточно информации на основных образовательных дисках, или они требуют строгой логической последовательности.
Вместе с вышеперечисленными электронными учебниками большой наглядный материал демонстрируют: электронный справочник «Кирилл и Мефодий» (Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. ООО «Кирилл и Мефодий», 2006г.), электронную карту мира (Карта мира – 2005. ООО ФИРМА «ИГНИТ», 2005г.), мировой атлас Земли (Эйгана – атлас Земли. // ЗАО «Новый диск», 2005г.), электронную энциклопедию «Виртуальный Владимир», 2005г. Однако, материалы информационного ресурса Internet с точки зрения наглядности использовать не очень удобно, поскольку фотографии маленького размера и при увеличении размера появляется большая зернистость и изображение расплывается.
В последнее время в нашу жизнь все шире стали внедряться цифровые фотоаппараты и видеокамеры. С учетом того, что многие учащиеся в каникулярное время выезжают за пределы своей местности, у них появляется богатый видеоматериал о различных природных и антропогенных комплексах, городах и странах, который впоследствии они демонстрируют на уроках географии. В то же время ребята учатся наблюдать за объектами живой и неживой природы, совершенствуя использование методов географической науки и овладевая географической культурой.
В 2007 году по итогам опытно-экспериментальной работы МОУ СОШ №36 г.Владимира по внедрению ИКТ в УВП был составлен диск с творческими работами участников опытно-экспериментальной работы, который представлен в ВИПКРО и на который в ближайшее время будет получена лицензия. В этот диск вошли две мои работы, это: урок-зачет «Экономические районы России: природа, население, хозяйство» (9 класс) и вводный урок по теме «Общая характеристика глобальных проблем человечества» (11 класс).
Урок-зачет «Экономические районы России: природа, население, хозяйство» представляет собой индивидуальное тестирование учащихся, по итогам которого заполняется зачетный (оценочный) лист установленного образца. Преимущество данного компьютерного тестирования заключается, прежде всего, в том, что оно является наглядным, образным: в нем широко используются картосхемы экономических районов, фотографии ярких природных районов, народные костюмы и пейзажи городов, а статистические материалы даются в виде круговых диаграмм. Кроме того, ребенок сам выбирает скорость выполнения работы и может возвращаться к сомнительным вопросам.
Вводный урок по теме «Общая характеристика глобальных проблем человечества» с использованием компьютерной презентации с помощью ярких иллюстраций и короткого, емкого текста позволяет выработать представление о тесной взаимосвязи и единстве глобальных проблем человечества:
Ø проблема разоружения и сохранения мира на Земле;
Ø экологическая проблема, связанная с разрушением природной среды;
Ø демографическая проблема, порожденная быстрым ростом численности населения в развивающихся странах;
Ø продовольственная проблема, связанная с хроническим недоеданием миллионов людей и голодом во многих слаборазвитых странах;
Ø энергетическая и сырьевая проблемы, вызванные ограниченностью минерально-сырьевых и других природных ресурсов планеты;
Ø проблема преодоления отсталости развивающихся стран, которая, к сожалению не только не исчезает, но и проявляется в отдельных регионах мира еще более ярко;
Ø проблема Мирового океана, связанная с уменьшением его биологической продуктивности и загрязнением.
Короткие диалоги с учащимися по вопросам решения каждой глобальной проблемы в совокупности с яркой наглядностью материала позволяют сделать правильный вывод урока о необходимости международного сотрудничества в решении глобальных проблем человечества.
В данной работе представлены еще две разработки уроков с презентациями: это урок-конференция в 8 классе по теме: «Проблемы рационального использования природных ресурсов Русской равнины» и урок-семинар в 10 классе по теме «Основные формы всемирных экономических отношений».
Презентация по проблемам использования природных ресурсов Русской равнины отражает уникальный, неповторимый облик природы исторической родины русского народа, ее древние города как символ единства самобытной природы и культуры русского человека, природные богатства нашей священной земли. Отдельный блок посвящен природе Владимирской земли – центру Русской равнины и нашей малой родине, о которой сказано: «Сними обувь твою, ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая». Данная презентация позволяет не только визуально просмотреть и оценить природные ресурсы родного края, но и способствует развитию чувства гражданственности и патриотизма, любви к Отечеству, к земле своих предков и ответственности за нее.
Презентация по всемирным экономическим отношениям содержит не только наглядные вопросы по теме семинара, но и дает на них краткие точные ответы с использованием иллюстраций, схем и картосхем, диаграмм и статистических данных. Здесь же содержится большое количество дополнительного наглядного материала, позволяющего создать устойчивые зрительные образы объектов и явлений.
Таким образом, информационно-коммуникативные технологии – это мощное средство наглядности в обучении географии, позволяющее адекватно и эффективно рассматривать географические объекты и явления, а так же обеспечивать полноценную организацию учебной деятельности. В целом использование ИКТ позволяет экономить время, проверять номенклатуру, повышать мотивацию, выбрать каждому ученику свой темп работы, решать творческие задачи, использовать информацию, найденную в Интернете, реализовать принцип партнерства, обеспечить личностно-ориентированный подход.
Список использованной литературы:
1. Барышева Ю.Г. и др. Использование средств обучения в преподавании географии. – М.: Просвещение, 1989.
2. Бибик А.Е. Методика обучения географии в средней школе. – М.: Просвещение, 1968.
3. География и геоэкология в школе и ВУЗе: современное состояние и концепция развития: Сборник научных трудов ВГПУ-РГО. – Владимир: ВГПУ, 2004.
4. Кудряшова Т. Электронные средства обучения: в чем их преимущество над традиционными? – Директор школы, №7, 2004.
5. Максаковский В.П. Географическая культура: учебное пособие для студентов вузов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС. – 1998.
|