II. Проверка домашнего задания (устно) Беседа о второстепенных членах предложения и способах выражения определения.
III. Актуализация опорных знаний о словосочетании.
Записать под диктовку. Выделить в них словосочетания ГЛ.*+ СУЩ. Падеж существительного обозначить.
Жизнь одолевает смерть. Весло задевает длинные водоросли. Ветер поднимает
тучи пыли. Собака принимает самое живое участие в радостях и огорчениях своего
хозяина. Огонь всё обратил в пепел.
ΙV. Усвоение новых знаний
Знакомство с приложением как особым видом определения и знаками препинания при нём — чтение теоретического материала на стр. 52-53 и 54.
- Упражнение 87 — устно.
- Упражнение 88 — списать, обозначить приложения как члены предложения. Обосновать свои действия.
*Сделать синтаксический разбор последнего предложения — на доске. Устно объяснить лексическое значение выделенных слов.
Работа с интерактивной доской.
1) Укажите предложения с приложением (материал на доске, дети работают с маркером).
Эту историю мне рассказал приятель москвич. Один из величайших памятников русского зодчества церковь Покрова на Нерли. В лагере мы познакомились с ребятами альпинистами. В озёрной воде отражаются чуть зазеленевшие берёзки, похожие на великанов. Волга матушка величайшая и любимейшая русская река.
2) Измените словосочетания так, чтобы приложения в них писались через дефис. (Дети перетаскивают слова в режиме "Выделенный фрагмент текста")
Великан дуб, красавица дочка, крошка сын, река Москва, соседка Ира.
3) В каких словосочетаниях дефис не нужен? (Дети работают с маркером)
4) Вставьте на месте пропуска подходящие приложения.(Дети перетаскивают слова в режиме "Выделенный фрагмент текста")
Жалостно комар стучится в паутине ....(гамаке). Даже речка... (невеличка) будто трепетом прошита. и др.
- Знакомство с особенностями согласования определений с существительными общего рода и числительными – анализ теоретического материала на с. 56-57.
V. Первичная проверка и обобщение изученного. Тренировочные упражнения.
- Упражнение 89.
- Объяснительный диктант.
Запишите предложения, вставляя в них авторские одиночные приложения. Вот север тучи нагоняя дохнул завыл — и вот сама идёт...зима (А. Пушкин) Блеснул мороз. И рады мы проказам ... зимы. (А. Пушкин) Чижа захлопнула... западня. (И. Крылов) Попрыгунья ... лето красное пропела. (И. Крылов)