- Сегодня на уроке речь пойдет о правописании падежных окончаний имен прилагательных . Ребята , а что вы знаете об имени прилагательном? (повторение п.101, запись в тетрадях опорной схемы:
Какой?
Какая?
Какое?
Какие?
(Три П означают: прилагательное( обозначает)
признак
предмета
- Какую роль играют прилагательные в речи? ( ответы школьников)
2.1) Сказка о Прилагательных( рассказывает ученик).
- Родились Прилагательные с покладистым характером, и с удовольствием согласовывались они с Существительными, да вот незадача: не было у Прилагательных собственного рода, числа и падежа. «Что, если нам попросить их у существительных, хотя бы на время?»- догадались как-то Прилагательные. Существительным пришлись по душе скромные просители, захотели они иметь новых друзей и поделились с ними родом, числом и падежом. Так и живут до сих пор Прилагательные с Существительными. Вместе- служба, вместе- и дружба!( показать картинку «Дружба Прилагательного с Существительным»)
2)Слово учителя.
- Да, мир без покладистых и дружелюбных Прилагательных был бы серым и скучным. Окружали бы нас одни серые предметы .(показать нераскрашенную , черно-белую картинку.)
Если б все на свете было
Одинакового цвета,
Вас бы это рассердило
Или радовало это? (ответы учеников)
Видеть мир привыкли
Белым, желтым, синим, красным…
Пусть же все на свете будет
Удивительным и разным!
-3-
(учащиеся закрывают глаза, и появляется другая картинка, точно такая же, но цветная.)
3.Устная синтаксическая пятиминутка.
- Какая сегодня хорошая погода! У всех весеннее радостное настроение. Прослушайте предложение, не записывая его, составьте схему и дайте его характеристику.
В долине пар белеет тонкий, и песню раннюю запел в лазури жаворонок звонкий.( , сложное)
- Сколько в этом предложении словосочетаний типа «прил. + сущ.»? (три)
- А сейчас проведем небольшое соревнование. Каждый ряд- то команда: 1) «Целеустремленные», 2)«Находчивые»,3) «Смекалистые».
Задание:после повторного чтения предложения выписать каждой команде по одному словосочетанию из этого предложения («прил .+ сущ.») и просклонять его письменно в тетради.
-Всем все понятно? Тогда за работу! Посмотрим, какая команда справится быстрее, а главное - правильнее напишет окончания прилагательных. Кто готов - поднимите руку.
ВЫВОД - по таблице или учебнику (п. 102, орф.№19).
4.Физкультминутка.
Как же долго мы сидели,
Наши руки онемели,
Наши ноги затекли,
Ими топнем: раз, два, три!
Руки в сторону, дружок!
Раз, два, три, потом - прыжок!
А теперь присядь скорее,
Не держись за батарею.
Со здоровьем все в порядке,
Если делаешь зарядку!
5.Закрепление.
1)Работа с текстом ( Игра «Кто лучше слушает?»)
- Я прочту вам текст. Если вы услышите имя прилагательное, поднимите руку. А Пенькина Н. будет считать количество всех прилагательных в тексте ( всего их 15.)Кроме этого вы должны определить тип и стиль текста (тип-описание, стиль - художественный).
-4-
Собачка Манюня стала большой, крепкой, с немного полным туловищем (любила поесть и поспать). Морда у нее хороша: на золотистой шерсти красиво выделялись черные глаза, и уши были длинные, завитые, словно
их завил искусный парикмахер. Короткий хвост тоже кудрявился, с боков свисала нарядная волнистая бахрома. Лапы, чуть вывернутые, покрывала длинная шелковистая шерсть. И все-таки Манюня оставалась обыкновенной комнатной, а не охотничьей собакой.
(А. Перфильева.)
Задание:после повторного прочтения текста по отдельным предложениям учащиеся выписывают словосочетания «прил. + сущ.»(один ученик делает это на доске, объясняя написание окончаний прилагательных), разбирают по составу слово волнистая, находят в тексте прилагательные с таким же суффиксом, затем пересказывают текст.
2)Самостоятельная работа(списывание с творческим заданием).
На лугах.
Ползают по былинкам(?) жучки, порхают(?) бабочки. Издалека слышно(?) пчелу, с цветка на цветок перелетают(?) шмели. Медовый запах исходит от(?)клевера. (По Соколову-Микитову.)
Слова для справок:пестрые, мохнатые, разноцветные, трудолюбивая , сочный.
Задание: 1) спишите текст (кроме первого предложения, его разбираем устно), распространив его определениями(повторить термины «распространенное предложение», «определение»),2) поставьте к прилагательным вопросы от существительных, выделив окончания прилагательных.
-Какая команда справится быстрее?
3) Физкультминутка.
-А теперь, ребята, встали!
Быстро руки вверх подняли,
В стороны, вперед, назад.
Повернулись вправо, влево,
Тихо сели, вновь за дело!
4)Индивидуальная работа по карточкам(4 человека у доски). Параллельно ведетсябеседа по вопросам с классом.
а) выделите окончания в записанных на доске словах(синие, здание, (об)
-5-
армии, большие, (к) станции)
б) в каких частях речи возможно окончание – ие?(у прилагательных).Назовите примеры.
в) приведите примеры слов, оканчивающихся на –ие (здание, произведение).
г) в какой части речи возможно написание –ии на конце слова?(у существительных на –ия, -ий, -ие: в армии, в планетарии, в здании).
д) возможно ли такое написание на конце прилагательных- ии?(нет)
5) Работа с тестами(1 вариант частично)
6) Работа в парах: найти в текстах эпитеты, указать, какой частью речи они выражены(прилагательными), каким членом предложения являются(определением)(повторение термина «эпитет»)
6. Итоги урока: работа с орф.№19 по таблице.
М.р. Ж.р.
И.п. какой? –ый ,-ий ,-ой какая? –ая,-яя
Р.п. какого? –ого ,-его какой?-ой,-ей
Д.п. какому? –ому,-ему какой?-ой,-ей
В.п. какой? –ый , -ий ,-ой какую?-ую,-юю
Т.п. каким? -ым, -им какой?-ой,-ей
П.п. о каком?-ом, -ем о какой?-ой,-ей
С.р. Мн.ч.
И.п. какое?-ое, -еекакие?-ые,-ие
Р.п. какого? –ого, -его каких?-ых,-их
Д.п. какому? –ому,-ему каким?-ым,-им
В.п. какое? –ое, -ее какие?-ые,-ие
Т.п. каким? –ым, -им какими?-ыми,-ими
П.п. о каком?-ом,-ем о каких?-ых,-их
- Что нужно знать, чтобы правильно написать окончание прилагательного? (работа по опорной схеме на доске или по учебнику п.102)
-6-
ВЫВОДЫ .Учитель обращает внимание учащихся на следующее:
1)в окончаниях прилагательных –ого ,-его на месте г всегда произносится в,например : сильново ,чистово ,домашнево
2)прилагательные в форме м.р. в им.п. и в сходном с ним вин. п. имеют окончания –ый ,-ий ,-ой, а отвечают на вопрос какой?,например : большой, медный, клейкий.
ПОМНИТЕ! Эти окончания нельзя проверять вопросом.
-Так для чего же нужны прилагательные в речи?
7. Оценки за урок.
8. Домашнее задание: п. 102, упражнение 548, тест № , вариант.
Татьяна Борисовна, спасибо за урок. Видно, творчески подходите к созданию конспекта урока. Да, именно к созданию.Вы сродни режиссерам и художникам, из-под пера и кисти которых появляются шедевры. Ваш урок-творческая находка. Взяла себе на заметку 3П,текст удачно использованной Сказки о Прилагательном, стихотворения, иллюстрирующие мир с прилагательными и без них. Какие ассоциации! Без прилагательных мир выглядит серым и скучным - с прилагательными -веселым, " удивительным и разным". Такой материал легко запоминается, вызывает интерес к предмету. Физминутки не стала запоминать, я просто их скопировала: предложу учителям русского языка и начальных классов.
На: «ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ В ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЯХ ИМЕН
Татьяна Борисовна, спасибо за урок. Видно, творчески подходите к созданию конспекта урока. Да, именно к созданию.Вы сродни режиссерам и художникам, из-под пера и кисти которых появляются шедевры. Ваш урок-творческая находка. Взяла себе на заметку 3П,текст удачно использованной Сказки о Прилагательном, стихотворения, иллюстрирующие мир с прилагательными и без них. Какие ассоциации! Без прилагательных мир выглядит серым и скучным - с прилагательными -веселым, " удивительным и разным". Такой материал легко запоминается, вызывает интерес к предмету. Физминутки не стала запоминать, я просто их скопировала: предложу учителям русского языка и начальных классов.
Просвирова Галина Васильевна