Официальный сайт ejnews 24/7/365

НФПК
Проект реализуется
Национальным фондом подготовки кадров
Вы не зарегистрированы

Авторизация



Проблемы кадрового потенциала ОБЖ

Ответов - 3
Владимир Викторович Панкратов
Фото пользователя Владимир Викторович Панкратов
На сайте с: 13/01/2010
Баллы: 432
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 38 недель назад.

     Уважаемые коллеги, приглашаю обсудить одну неопубликованную статью  (октябрь 2010)

ОБЖ – специфический предмет. Его основные отличия от других предметов в непрерывном и быстротечном обновлении содержания предмета и специфических требованиях к его кадровому составу.

         В соответствии с п. 4 ст. 32 ФЗ «Об образовании» № 3266-1 от 10.07.1992 года к компетенции образовательного учреждения относится подбор, прием на работу и расстановка кадров, ответственность за уровень их квалификации.
         Рассмотрим некоторые специфические требования к педагогическим кадрам по предмету ОБЖ, которые должно выполнить образовательное учреждение и проблемы, возникающие при этом.
         Согласно п. 7 Положения о подготовке граждан РФ к военной службе, подбор преподавателей, проводящих подготовку граждан по основам военной службы, осуществляется, как правило, из числа офицеров, пребывающих в запасе, имеющих высшее или среднее военное образование, а также выпускников военных кафедр педагогических образовательных учреждений высшего профессионального образования, обладающих необходимыми знаниями и высокими морально-деловыми качествами.
         При невозможности заместить штатную должность преподавателя лицом, имеющим звание офицера и пребывающим в запасе, разрешается в виде исключения, назначать на эту должность пребывающих в запасе прапорщиков, мичманов, сержантов, старшин, солдат или матросов, имеющих высшее или среднее профессиональное образование.
         Прокуратурой области на постоянной основе проводятся проверки исполнения законодательства о военно-патриотическом воспитании молодежи. По результатам этих проверок указывается и на такое нарушение законодательства как: «Вопреки установленному требованию, на должности преподавателей предмета – «Основы военной службы» назначаются педагоги, хотя и получившие высшее педагогическое образование, но не имеющие военной подготовки. Кандидаты на эти должности утверждаются без участия начальников отделов военного комиссариата области по муниципальным образованиям, что негативно сказывается на качестве знаний по данному предмету». Кроме того, прокуратура области указывает на просчеты в организации военно-патриотического воспитания молодежи и, как следствие, рост возбужденных уголовных дел и административных проступков, связанных с уклонением граждан от призыва на военную службу, внедрение в молодежную среду идей индивидуализма и экстремизма.
         Вот обрисовалась и первая проблема, стоящая перед образовательным учреждением, в котором есть 10 и 11 классы – проблема замещения должности учителя или преподавателя-организатора ОБЖ. Как же ее решать? Всем известно, что очереди в педагогические вузы и в учителя у нас нет (причина всем известна). В областном военном комиссариате вывешено объявление о трудоустройстве офицеров запаса преподавателями ОБЖ, однако желающих нет. Военные кафедры большинства вузов России упразднены, даже в медицинских вузах. В Тамбовской области военных кафедр больше нет, как и нет ни одного военного вуза.
         Какой же кадровый потенциал мы имеем на сегодняшний день?
         Анализ кадрового состава преподавателей предмета «Основы военной службы» (далее ОВС) Тамбовской области по итогам мониторинга организации подготовки обучающихся по основам военной службы показывает, что в 2009 – 2010 учебном году подготовку обучающихся по ОВС в общеобразовательных учреждениях области осуществляли 256 педагогов. Большинство из них (43,8% – 112 чел.) являются преподавателями-организаторами ОБЖ, каждый третий педагог (30,5% – 78 чел.) является учителем-предметником, совмещающим преподавание основного предмета с предметом ОБЖ, несколько меньшую часть (25,8% – 66 чел.) составляют преподаватели ОБЖ.
Треть преподавателей-организаторов и преподавателей ОБЖ (29,3% – 75 человек) являются военнослужащими (офицерами, прапорщиками, старшинами, мичманами), уволенными в запас. Из них 57 человек (76%) прошли переподготовку, позволяющую осуществлять обучение школьников по основам военной службы.
Две трети педагогов (64,1% – 164 чел) имеют квалификационные категории, из них: высшую – 21 человек (8,2%), первую – 61 человек (23,8%), вторую – 82 человека (32%).
В районах количество педагогов, имеющих квалификационные категории, несколько меньше, чем в городах (57,4% и 78,7% соответственно).
         Анализируя кадровый состав по возрасту, можно отметить, что самой многочисленной является возрастная группа от 40 до 60 лет. К ней относятся 56,3% педагогов (144 чел). Каждый четвертый педагог (23,4% – 60 чел) находится в возрасте от 30 до 40 лет, а каждый десятый (10,5% – 27 чел) – от 20 до 30 лет, лиц пенсионного возраста – 8,6% (22 чел). 114 педагогов (44,5%) имеют стаж работы, превышающий 20 лет, 22 человека (8,6%) – менее 5 лет.
За последние пять лет две трети педагогов (70,3% – 180 чел), реализующих предмет ОВС в 10-11 классах, прошли курсы повышения квалификации. Большинство из них (126 человек – 49,2%) – в ТОИПКРО, 48 человек (18,8%) – в учебно-методическом центре МЧС РФ.
Четверть преподавателей ОВС (27,3% – 70 чел), являются женщинами.
Картина ясна. Потенциала нет, сохранить бы имеющийся потенциал и обеспечить его квалификацию, а это уже вторая проблема.
Совершенствование учительского корпуса реализуется путем усвоения образовательных программ повышения квалификации и переподготовки, самообразования, работы в методических объединениях, сетевых сообществах, участия в проблемных конференциях и семинарах, обучения по месту основной работы и др. При этом одним из стимулов самосовершенствования учителей является их аттестация. Попробуем порассуждать теперь о влиянии аттестации на наши кадровые проблемы.
Процедура аттестации призвана оказывать нарастающее давление на неквалифицированных и непрофессиональных работников и должна привести к обновлению кадрового корпуса.
Поэтому нельзя не приветствовать новый порядок аттестации педагогических работников, вступающий в силу с 1 января 2011 года (приказ МОН РФ от 24 марта 2010 г. № 209). Новый порядок аттестации предусматривает два вида аттестации: обязательную и добровольную. Обязательная аттестация проводится каждые 5 лет для подтверждения соответствия педагога занимаемой должности на основе оценки его профессиональной деятельности.
         В новом порядке аттестации четко прописаны последствия признания работника несоответствующим занимаемой должности. В этом случае работодатель (руководитель образовательного учреждения) должен направить его на курсы повышения квалификации (если подобная рекомендация содержится в решении аттестационной комиссии), либо предложить другую имеющуюся работу. Трудовой договор с работником может быть расторгнут в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 81 Трудового кодекса Российской Федерации если невозможно перевести педагогического работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (в том числе вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу).
       В аттестационный лист педагогического работника в случае необходимости аттестационная комиссия заносит рекомендации по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника, о необходимости повышения его квалификации с указанием специализации и другие рекомендации.
       При наличии в аттестационном листе указанных рекомендаций работодатель не позднее чем через год со дня проведения аттестации педагогического работника представляет в аттестационную комиссию информацию о выполнении рекомендаций аттестационной комиссии по совершенствованию профессиональной деятельности педагогического работника.
         Из анализа кадрового состава и нового порядка аттестации есть опасения, что не все преподаватели ОБЖ захотят проходить обязательный вид аттестации, и будет отток кадров, особенно мужчин – офицеров запаса (впрочем, время покажет), тем более если учесть, что 17,5% педагогов в городах и 4,5% по районам старше 60 лет, а 36% не имеют квалификационной категории. Кроме того, новый порядок аттестации без повышения зарплаты учителям, без «очереди в учителя» может стать очередной профанацией, так как образовательное учреждение в соответствии с требованиями образовательных стандартов должно быть укомплектовано. Вопрос: из кого выбирать? Ответ: из того, что есть! Выше мы уже видели, что у нас с кадрами по ОБЖ.
         Заканчивая об аттестации, на основании опыта работы экспертом, без предвзятости замечу, что многим преподавателям ОБЖ – офицерам запаса следует поучиться у преподавателей ОБЖ – женщин, в том числе в организации и осуществлении военно-патриотического воспитания молодежи.
         Теперь поговорим о повышении квалификации. «По мнению Общественной палаты РФ (см. Заключение Общественной палаты РФ по результатам общественной экспертизы проекта ФГОС основного общего образования) вряд ли возможно реализовать ФГОС без изменения подходов к повышению квалификации и системы повышения квалификации и переподготовки педагогов. То, что предложено в проекте ФГОС (не менее 72 часов и не реже 1 раза в пять лет) не соответствует мировым нормам (до 250 часов каждые три года), такие объемы повышения квалификации – задача послезавтрашнего дня, когда профессиональное сообщество учителей будет готово. Необходимо опережающее повышение квалификации учителей».
Суть проблемы нашей школы – низкий, неконкурентноспособный уровень зарплаты учителей, и, как следствие, кадровые проблемы.
Анкетирование преподавателей ОБЖ в процессе их повышения квалификации показывает, что около 50% преподавателей не имеют персонального компьютера, доступа в Интернет. Особенно остро эта проблема стоит в сельской местности. Причина – низкая заработная плата учителей. Поэтому проблема ИКТ-компетентности преподавателей ОБЖ стоит очень остро (попутно замечу, что эта проблема среди учителей физической культуры еще острее).
Опыт работы на курсах повышения квалификации преподавателей ОБЖ показывает, что у половины преподавателей отсутствуют какие – либо внутренние мотивы для непрерывного повышения своей квалификации. Свою квалификацию они повышают эпизодически – 1 раз в 5 лет: на курсах повышения квалификации и в процессе аттестации.
С целью оказания помощи преподавателям ОБЖ, в том числе для их непрерывного повышения квалификации в межаттестационный и межкурсовой период, в феврале 2010 года было создано сетевое сообщество «ОБЖ в Тамбовской области» на базе сайта «Открытый класс». Однако привлечение в это сообщество преподавателей ОБЖ идет с большими потугами, т.к. почти 70% педагогов по предмету ОВС старше 40 лет.
Вывод. Проблема кадрового потенциала предмета ОБЖ стоит очень остро. Есть опасение, что в связи с введением нового порядка аттестации педагогических работников эта проблема может усугубиться.
С уважением, В.Панкратов
Оксана Викторовна Табуньщикова
Фото пользователя Оксана Викторовна Табуньщикова
На сайте с: 27/04/2010
Баллы: 45
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 37 недель назад.
На: Проблемы кадрового потенциала ОБЖ

Готова присоединиться к каждому слову пердыдущего оратора. Более того, если так строго и безапелляционно будет действовать прокуратура, то придётся "освободить" должность преподавателя ОБЖ и женщинам. А ведь у женщин, как было замечено выше, действительно есть чему поучиться. На мой взгляд, женщины-учителя активнее мужчин принимают все новшества, которые приходят в школу. Каков же выход? На безрыбье, как говорится, и рак - рыба. Зачем разбрасываться имеющимися кадрами? Что-то очереди на своё место я пока не наблюдаю...

Владимир Викторович Панкратов
Фото пользователя Владимир Викторович Панкратов
На сайте с: 13/01/2010
Баллы: 432
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 6 лет 38 недель назад.
На: Проблемы кадрового потенциала ОБЖ

Оксана Викторовна! Спасибо за активную работу в сообществе! Что-то мужчин у нас здесь малова-то...

С уважением, В.Панкратов
Оксана Викторовна Табуньщикова
Фото пользователя Оксана Викторовна Табуньщикова
На сайте с: 27/04/2010
Баллы: 45
Пользователь в офф-лайн. Последнее посещение 4 years 37 недель назад.
На: Проблемы кадрового потенциала ОБЖ

Спасибо за презент! Очень жаль, что вы нас покинули!

Поиск

Loading

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн