Submitted by Юлия Искандаровна Газизуллина on вс, 31/10/2010 - 03:06
Ход урока
I. Организационный момент. (1м).
– Здравствуйте, садитесь. Кто сегодня на уроке отсутствует?
Тема сегодняшнего урока: Естественные сообщества живых организмов.
Цель урока: понимание важности пищевых связей для устойчивости биоценозов и сохранения видового разнообразия в биосфере. Прежде чем приступить к новой теме, вспомним предыдущую.
ΙΙ. Проверка домашнего задания (7 м).
1. Работа с карточками по разделу «Взаимоотношения организма и среды» 5 учеников:
2. Фронтальная беседа по вопросам, предложенных в презентации «Проверь себя».
IΙI. Изучение нового материала (15м)
Тема: Естественные сообщества живых организмов.
Будем работать по следующему плану, чтобы дать характеристику естественным сообществам. (записан на доске). Сл №3
По плану сравним понятия биоценоз, биогеоценоз, экосистема. Слайд №4
1) Рассмотрите модель биогеоценоза, разработанную академиком В. Н. Сукачевым. Используя предложенные термины, выясните, какие компоненты биогеоценоза обозначены цифрами 1-3 (растительность (фитоценоз); животные (зооценоз); микроорганизмы (микробоценоз)). Что эти компоненты образуют? (биоценоз).
Какие компоненты биогеоценоза обозначены цифрой 4 (атмосфера, свет, влага - климатоп), цифрой 5 (почвогрунт - эдафотоп).Климатоп и эдафотоп образуют экотоп.
2) Определите, благодаря чему основные компоненты биоценоза и экотопа образуют единое целое - биогеоценоз.
3) Приведите примеры биогеоценозов нашей местности.
В 1940 г. русский ученый В. Н. Сукачев ввел близкий по смыслу термин - биогеоценоз. Слайд №5.
Для сравнительной характеристики «биогеоценоза» от «экосистемы» чертим таблицу. Выделяем две колонки: в правой стороне записываем «биогеоценоз», на другой «экосистема». Назывите основные признаки, характерные для биогеоценоза:
Ранее понятие экосистема ввел в экологию английский ученый А. Тенсли в 1935 г. слайд №7
Биогеоценоз (Сукачев)
Экосистема (Тенсли)
Природный комплекс живых организмов и окружающей среды конкретного участка земной поверхности, границы которого можно нанести на карте.
Связан с конкретным участком земной поверхности.
Обязательное наличие всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Имеет границы, которые очерчены фитоценозом.
Необязательный круговорот веществ.
Сообщество естественное.
Частный случай экосистемы.
Любая совокупность живых организмов и условий среды, в которых происходит круговорот веществ между живыми и неживыми элементами независимо на какой поверхности земли они протекают.
Не обязательно связан с конкретным участком земной поверхности.
Необязательное наличие всех компонентов биоценоза: фитоценоз, зооценоз и микробоценоз.
Не имеет границ.
Обязательное наличие круговорота вещества.
Может быть как естественным, так и искусственным.
Любое сообщество
Перейдем к изучению основных структурных компонентов экосистем по схемам «Основные структурные компоненты экосистем». Слайд №8
1) Рассмотрите схему основных структурных компонентов экосистемы.
2) Определите, какова роль основных структурных компонентов в экосистеме. Может ли экосистема существовать без каких-либо составляющих? Ответ поясните.
Наряду с естественными биогеоценозами на Земле большую площадь занимают созданные человеком антропогенные экосистемы.
Какие искусственные экосистемы вам известны?
Чем они отличаются от естественных экосистем? Слайд №9
Записываем признаки, характерные только для экосистемы.
Можно дать следующие определения: №1о
Куда относятся биотопы? Слайд №11-16
Слайд №17 Задание 1. Закончите составление схемы: «Круговорот биогенных веществ и превращение энергии»; впишите в «окна» схемы номера ее компонентов; укажите стрелками направление круговорота веществ и обозначьте этапы превращения энергии.
Компоненты системы:
1. Солнечная энергия.
2. Химическая энергия.
3. Химические вещества среды.
4. Автотрофные организмы.
5. Гетеротрофные организмы.
Слайд №18. Физминутка для глаз. Очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики близорукости и других заболеваний глаз.
Хорошее влияние на циркуляцию крови и на нервы оказывает поглаживание закрытых глаз, вибрация, нажим, массаж ладонью и легкое разминание. Наиболее распространен прием массажа двумя пальцами - указательным и средним - в виде восьмиобразного движения. По нижнему краю глаза движение к носу, по верхнему краю глаза - над бровями. Такое движение повторяется 8-16 раз.
3. Изучение функционирования экосистем.
а) Понятие цепи и сети питания.
Слайд №19 Задание 2. Составьте схему цепи питания, характерной для болот, зная, что ее компонентами являются ястреб, бабочка, лягушка, кузнечик, уж.
Питаясь друг другом, живые организмы образуют цепи питания.
Цепь питания - последовательность организмов, по которой передается энергия, заключенная в пище, от ее первоначального источника.
Каждое звено цепи питания называется трофическим уровнем. Первый трофический уровень - продуценты. Второй - консументы первого порядка. Третий - консументы второго порядка. В пищевой цепи редко бывает больше пяти трофических уровней. Последний трофический уровень - редуценты, они осуществляют минерализацию органических остатков в неорганические вещества.
Таким образом, в экосистеме пищевые и энергетические связи идут в направлении: продуценты —> консументы —> редуценты. Эти группы организмов существуют, как правило, в любом сообществе.
Слайд №20 В сообществах пищевые цепи сложным образом переплетаются и образуют пищевые сети. В них многие популяции принадлежат сразу к нескольким трофическим уровням. Благодаря сложности пищевых связей выпадение какого-то одного вида часто не нарушает равновесия в системе.
Слайд №21 Задание 3. Для одного из биогеоценозов характерна следующая пищевая цепь: злаки —> кузнечики —> лягушки —» ужи —> орел. Масса органического вещества каких организмов в данной цепи должна быть наибольшей? Объясните почему. Какой должна быть масса ужей, чтобы орел достиг массы 5 кг?
б) Изучение правила экологической пирамиды.
Слайд №22. На каждом этапе усвоения энергии часть ее безвозвратно теряется, например в виде тепла. Ученые выяснили, что при переходе энергии, заключенной в органических веществах, от данного звена (производитель) к другому (растительноядные животные) теряется до 90 % энергии. Поэтому, чем короче пищевая цепь (чем ближе организм к ее началу), тем больше количество энергии, доступной для данной популяции.
Вопрос: Объясните почему.
В связи с тем что происходит передача энергии одного трофического уровня, большая часть рассеивается в виде тепла и только 5-10 % от первоначального количества передаются по пищевой цепи, пищевые цепи можно представить в виде экологической пирамиды.
Слайд №23 Задание I. Работа с рис. 17; 13, с. 540. Экологическая пирамид: (пирамида биомассы).
Внимательно рассмотрите рисунок.
1) Какую закономерность в природе он иллюстрирует?
2) Раскройте сущность этой закономерности на данном примере.
3) Укажите основную причину возникновения в процессе эволюции устойчивых цепей взаимосвязанных видов.
Слайд №24 Различают 3 основных типа экологических пирамид. Пирамида чисел - отражает уменьшение численности организмов от продуцентов к консументам. Пирамида биомасс - показывает изменение биомасс на каждом следующем трофическом уровне.
Пирамида энергии (продукции) имеет универсальный характер и отражает уменьшение количества энергии, содержащейся в продукции, создаваемой на каждом следующем трофическом уровне.
в) Знакомство со свойствами (показателями) биоценоза.
Рассказ учителя с построением схемы на доске.
Учащиеся, слушая, строят схему в тетрадях. Слайд № 25
Биомасса - совокупность живых организмов (животных, растений, грибов и микроорганизмов), населяющих определенную территорию. (Общая масса живых организмов 2,34-Ю13 т.)
Видовое разнообразие - число видов растений и животных, образующих данный биогеоценоз.
Саморегуляция - процесс, проявляющийся в том, что все разнообразие населения экосистемы существует совместно, не уничтожая полостью друг друга, а лишь ограничивая численность особей каждого вида определенного уровня. Способность к саморегуляции называется гомеостазом.
Плотность популяции - число особей на единицу площади или объема. При увеличении численности плотность популяции, как правило, возрастает, она остается прежней лишь в случае ее расселения и расширения ареала. У некоторых животных плотность регулируется сложными поведенческими и физиологическими механизмами.
Устойчивость - способность противостоять воздействием постоянно меняющихся условий внешней среды. Длительность существования каждой экосистемы поддерживается прежде всего за счет общего круговорота веществ, осуществляемого продуцентами, консументами и редуцентами, и постоянного притока солнечной энергии. Именно эти два глобальных явления обеспечивают ей способность противостоять постоянно меняющимся условиям среды.
Продуктивность - прирост биомассы, созданной за единицу времени.
III. Закрепление изученного материала(10) можно провести в виде игры «Засели свой биотоп». Слайд №26
Основные понятия: биотоп, биоценоз, биогеоценоз; организмы - автотрофы, гетеротрофы, редуценты.
Тип игры: настольная игра (экологическое лото).
Дидактический материал: набор игровых карт: больших (размер 25х28 см) и маленьких (7х6 см). Количество карт: больших -9 штук (можно до 6 штук), маленьких - 72 штуки (можно до 48 штук). На больших картах в верхней части дается описание комплекса абиотических факторов определенного биотопа, в нижней части имеется прорезь, в которую учащиеся в процессе игры помещают картинку с изображением этого биотопа (с фитоценозом), справа и слева на большой карте оставлено пустое место /111 размещения восьми маленьких карточек. На маленьких карточках даны изображения различных животных (от червей до млекопитающих), которые входят в биоценозы различных биогеоценозов (биогидроценозов). Всего в наборе представлены компоненты девяти биогеоценозов (биогидроценозов): степи, тундры, луга, широколиственного леса, болота, пустыни, реки, альпийского луга, озера.
Ниже приводятся описания биотопов названных биогеоценозов (биогидроценозов).
Болото - участок водоема с неподвижной водой, почва переувлажненная, бедная питательными веществами, имеет склонность к постепенному зарастанию растительностью.
Широколиственный лес - равнинный или холмистый участок суши, климат мягкий: зима не очень морозная, лето теплое: влажность повышенная, сильные ветры бывают очень редко.
Луг - равнинный участок суши, влажность повышенная, почвы плодородные, богатые питательными веществами, хорошо увлажненные; образуется на месте лесов и болот.
Степь - равнинный участок суши, влажность пониженная, лето жаркое, зима морозная, дожди редки и имеют ливневый характер, сильные ветры, почвы плодородные.
Река - участок водоема с пресной текучей водой.
Альпийский луг - участок суши, рельеф горный, давление пониженное, постоянные ветры, короткое жаркое лето, длительная суровая зима, большие перепады температур днем и ночью.
Пустыня - равнинный участок суши, осадков очень мало, почва песчаная, лето длинное и очень жаркое, зима очень короткая и холодная, влажность очень низкая.
Озеро - участок водоема со стоячей пресной водой.
Перечень животных, которые могут быть предложеныучащимся для «заселения» биотопов:
Класс делится на группы по 4 человека. Правила игры целесообразнее объясняются по ходу игрового действия.
Игра включает в себя несколько этапов.
1) Раздается командам большие карты и предлагается игрокам ознакомиться с описанием биотопа, данного на их карте. Затем в течение трех минут учащиеся должны определить, описание биотопа какого биогеоценоза (биогидроценоза) дано на карте, и назвать его учителю. Если какая-то из команд затрудняется с ответом, называется им биогеоценоз (биогидроценоз). По мере того как поступают ответы, команды от учителя получают картинку с изображением данного биогеоценоза (биогидроценоза), которую вставляют в имеющуюся на карте прорезь.
2) После того как команды определили, какой у них задан биогеоценоз (биогидроценоз), учитель начинает показывать игрокам маленькие карточки с изображениями животных и называть их. Члены команд должны подумать (в течение 10 секунд), населяет ли это животное их биотоп, и, если они считают, что населяет, поднимают руку. Если несколько команд выбирают одно животное, то карточка с его изображением отдается той команде, в которой раньше была поднята рука. Если по истечении 10 секунд очередная карточка не была затребована ни одной из команд, она откладывается в сторону с тем, чтобы быть предъявленной позже (по второму кругу).
Та из команд, которая правильнее всех «заселила» свой биотоп, становится победительницей. Правильность «заселения» определяется самими игроками следующим образом: в левом верхнем углу каждой большой карты имеется условный значок. Предлагается учащимся перевернуть маленькие карточки и сравнить условный значок, который имеется на обратной стороне каждой карточки, с тем, что изображен на большой карте. Если значки одинаковы, значит, карточки выбраны правильно. Следует отметить, что поскольку одно и то же животное может встречаться в нескольких биоценозах, то на обороте маленькой карточки с изображением такого животного может быть несколько условных значков. В таком случае животное считается правильно отобранным, если хотя бы один из этих значков совпадает с тем, который изображен на большой карте.
Неправильно отобранные карточки учащихся откладывают в сторону и больше их не трогают. Затем учитель предлагает членам команд подсчитать количество правильно отобранных карточек и сообщить ему. Команда, у которой это число наибольшее, - победитель.
3) Если остается небольшой запас времени, то игру можно продолжить. Предлагается учащимся из имеющихся у них маленьких карточек (правильно отобранных) составить всевозможные цепи питания. Объявляется конкурс на составление максимально возможного количества разных цепей питания, составление самой длинной цепи питания. Свои варианты ответов команды записывают на листе бумаги и сдают учителю.
При подведении итогов и выявлении команды-победительницы возможны два варианта:
1) победитель определяется только по итогам второго этапа игры;
2) победитель определяется по количеству баллов, набранных командой в ходе всех этапов игры.
ΙV. Подведение итогов. Слайд № 27
Задание на дом: читать с. 516-519, ответить на вопросы на с. 519; читать с. 535-542, творческое задание: составить цепь питания в данном биотопе (слайд №28).
Размещено Tue, 02/11/2010 - 20:11 пользователем Татьяна Викторовна Каплунова.
Уважаемая Юлия Искандаровна, ознакомилась с вашей разработкой урока "Естественные сообщества живых организмов". Очень интересная методика, с использованием игровых технологий и групповой формы работы. Такой урок найдёт положительный отклик у учащихся, вызовет интерес к занятию,а главное, лучше усвоится материал.
На: Естественные сообщества живых организмов
Уважаемая Юлия Искандаровна, ознакомилась с вашей разработкой урока "Естественные сообщества живых организмов". Очень интересная методика, с использованием игровых технологий и групповой формы работы. Такой урок найдёт положительный отклик у учащихся, вызовет интерес к занятию,а главное, лучше усвоится материал.