Submitted by Валентина Францевна Крупина on Sat, 30/10/2010 - 20:50
Романтика современного урока
Когда произносят слово «технология», у меня возникает ряд ассоциаций: конвейер, стандарт, алгоритм, норма... В общем, некая упорядоченность, граничащая с усреднённостью и урезанностью, потому что всё лишнее отсечено. У Пушкина об этом же сказано короче: «алгеброй гармонию поверить». Совместимы ли технология и творчество? Почему бы и нет? Ведь нельзя провести чёткой грани между ремеслом и искусством.
Мысль, которой я перестала бояться: Корифеев в педагогике не так уж много. Сухомлинских и Караковских, создавших свои школы, таких методистов, как известная всем российским учителям русского языка и литературы М. А. Рыбникова или известная красноярским словесникам Т.А. Хороброва, можно по пальцам пересчитать.
Что остаётся на долю рядовых учителей, к которым я причисляю себя? Во-первых, хорошее знание предмета (причём, на современном уровне) и умение доступно объяснять трудные случаи, умение самому стопроцентно справляться с контрольно-измерительными материалами ЕГЭ (наша деятельность оценивается по результатам контрольных срезов и экзаменов). Во-вторых, знание возрастной психологии и осознание того, что мальчики и девочки осваивают мир по-разному (вспомните уроки тётушки Тома Сойера). В-третьих, наличие наглядности и владение техническими средствами обучения.
Роль наглядности и технических средств обучения на уроке трудно переоценить. Какими бы энциклопедическими знаниями ни владел учитель, как бы артистичен он ни был, без иллюстративного материала не обойтись. Основное назначение наглядности и ТСО, конечно, состоит в расширении кругозора, в том, чтобы дать ребёнку представление об окружающем мире, о предмете изучения. В современной школе иллюстративный материал используется не только с образовательной целью. Ведь наши дети – дети телевидения и сотовой связи – привыкли к огромному количеству зрительных и слуховых впечатлений, у них «клиповое сознание», привлечь и удержать их внимание при низкой учебной мотивации одним словесным объяснением трудно. На помощь приходит яркая картинка или музыкальный фрагмент.
Как превратить урок в увлекательное путешествие, театральный спектакль, деловую игру, творческую мастерскую, нас учить уже не нужно. С появлением в школе нового оборудования: компьютера, проектора, экрана, интерактивной доски - круг возможностей учителя значительно расширился.
Предлагаю вашему вниманию несколько приёмов, которые помогают мне сосредоточить детей на теме урока.
Кому не знакома ситуация в начале урока: звонок уже прозвенел, а дети ещё копаются в сумках, переговариваются? Установилась относительная тишина, но в этот момент открывается дверь, появляется опоздавший ученик...
А вот вариант. Включается проектор, звучит специально подобранная музыка, а на интерактивной доске разноцветной мозаикой рассыпались пазлы. Глаза детей устремлены на доску. Большинство готово собрать картинку. Через полминуты кто-то уже догадался, что это буквы, а на картинке будет тема урока. Но пока записать её невозможно. Все уже втянулись в игру, внимание сосредоточено на экране, и теперь от меня зависит, как это внимание не упустить.
Проверка домашнего задания. На экране, на первый взгляд, идеально выполненное задание. Всё подчёркнуто, разобрано. Но стоит оценка «3». Где-то затаились ошибки, их надо найти. Постарайтесь сделать так, чтобы ошибки отыскались быстро. А потом предложите ребятам поставить в тетради, своей или соседа, оценку за домашнюю работу.
Как сделать ребят вдохновителями и соавторами урока? Домашнее задание должно быть интересно детям и иметь разные варианты выполнения. Например, на уроке выполняются разнообразные грамматические задания по тексту, взятому из методического пособия. Дома ребята должны написать ответ автору этого письма (рассуждение-доказательство).
У нас в школе
Нам с детства твердят, что у каждого человека должно быть чувство долга. Наши родители должны работать, чтобы кормить и обеспечивать семью, а мы должны учиться в школе, чтобы овладеть хорошей профессией и в будущем так же, как наши родители, обеспечивать свою семью.
В школах же учат так, что после уроков приходишь домой и спрашиваешь себя: «А зачем я вообще хожу в школу?» Вся суть в том, что учителя обвиняют нас и говорят, что мы тупые и ничего не хотим понимать. А ведь всё наоборот. Каждый ученик пытается вникнуть в то, о чём говорит учитель. И если кто-то не понял тему, то ученики в этомне виноваты. Значит, учитель не в силах объяснить урок.
Но не на всех уроках мы зря просиживаем штаны. Например, приходя на урок геометрии или алгебры, знаешь наверняка, что не уйдёшь с урока с пустой головой. Наша учительница математики объясняет так, что с первых её слов понятна тема урока. Но вот на уроках физики мы зря тратим время, отвечая на вопросы и списывая ответы на них из учебника.
Школьная жизнь стала скучной и невыносимой. И я думаю, что через много-много лет, сидя перед телевизором со своей семьёй, я буду вспоминать это время как попусту потраченное.
Так как этот текст затрагивает тему, к которой дети неравнодушны, то и ответы они сдают очень интересные, иногда трогательные, иногда обескураживающие. Исправив ошибки, я создаю несколько слайдов презентации, украшенные отсканированными рисунками этих же ребят, помещаю на них самые интересные высказывания. На уроке развития речи, мы обсуждаем как содержательную сторону этих работ, так и способы оформления мысли (тезисы, доказательства, заключение и т.д.). Эффект заключается в том, что ребята, видя на экране собственные слова, подписанные их фамилиями, активно участвуют в обсуждении. И даже на перемене продолжают спорить.
Специальные эффекты. Использование таких функций интерактивной доски, как «шторка» и «прожектор», производит впечатление даже на старшеклассников. Когда на уроке литературы, посвящённом творчеству, например, Маяковского, высвечиваются поочерёдно одна за другой фотографии, ребята начинают более эмоционально высказываться. Интонация урока становится возвышенной, даже романтичной.
А на уроке русского языка я «закрываю шторкой» вариант ответа с предполагаемой ошибкой. Ребята об этом знают и стремятся выполнить задание безошибочно. Очень радуются, если моё предположение оказалось неправильным.
Интерактивная доска имеет множество полезных функций. Например, я могу обратиться к любому приложению или создать ссылку на звуковой файл. Дети выполняют задание под ритмичную музыку, которая не даёт им возможности расслабиться. Выключение музыки обозначает окончание работы.
Используя приём «перетаскивания объекта», мы восстанавливаем деформированный текст, устанавливаем соответствия, распределяем слова по столбикам. За выполненное задание оценка-картинка (кусочек торта – «5», цветок или ягодка – «4», леденец – «3») перемещается в корзинку или кармашек. В «галерее» интерактивной доски есть и деньги – центы, доллары, евро... Попробуйте «заплатить» виртуальными деньгами десятикласснику за достойный ответ – он будет счастлив.
Приподнятая атмосфера царит на уроке, когда, поделившись на группы (корреспондентов, фоторепортёров, наборщиков), ребята создают газету своего класса, причём, весь процесс немедленно отражается на доске.
Ну а методика? Когда случаются неудачи, они особенно обидны: труда и времени затрачено много, а результат далёк от ожидаемого. Я стала считать эти неудачи особенно ценными. Собственный поиск ответа на вопрос «Почему не получилось?» - самое действенное повышение квалификации, путь к тому, чтобы понятия «творчество» и «технология» совместились в слове «мастерство».
Уважаемая коллега, с большим удовольствием прочла вашу статью. Можно даже сказать - отдохнула душой.Всё правильно. Вы правы во всём. Современная школа имеет огромные возможности. И все они на службе у нас, учителей. Высокие технологии и творчество не просто совместимы, а взаимообусловлены. Конечно, информационная культура педагога - это не мастерство, но путь к нему.
На: Романтика современного урока
Уважаемая коллега, с большим удовольствием прочла вашу статью. Можно даже сказать - отдохнула душой.Всё правильно. Вы правы во всём. Современная школа имеет огромные возможности. И все они на службе у нас, учителей. Высокие технологии и творчество не просто совместимы, а взаимообусловлены. Конечно, информационная культура педагога - это не мастерство, но путь к нему.
На: Романтика современного урока