воспитывающие – воспитывать любознательность, интерес к познаниям;
воспитывать любовь к родному языку.
Формы работы: групповая, индивидуальная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Тип урока: закрепление знаний и формирование умений и навыков.
Оборудование: индивидуальные карточки, карточки для групповой работы, компьютеры, экран, проектор, мяч.
План урока
Перед уроком дети делятся на 2 команды по 6 человека. В каждой команде выбирается эксперт, который в ходе занятия может воспользоваться словарём синонимов или антонимов. На столах заранее разложены словари, карточки необходимые для занятия.
I Организационный момент
Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен.
А. И. Куприн Презентация. Слайд 1.
II Сообщение темы занятия.
Сегодня на уроке мы с вами совершим увлекательное путешествие по стране слов. Презентация. Слайд 2. Она огромна. В ней множество городов. В некоторых городах мы уже побывали. Чтобы узнать, в какие города мы сегодня отправимся, необходимо отгадать кроссворд.
У каждой команды своё задание. Вам надо продолжить пословицу и слово-продолжение вписать в клеточки кроссворда. (Приложение №1).
Задание для 1 команды.
с
п
а
т
ь
о
т
к
л
и
к
н
е
т
с
я
т
о
н
е
т
с
л
а
д
о
к
о
д
н
о
г
о
б
е
р
е
г
и
м
а
ч
е
х
а
с
с
о
р
ы
Задание для 2 команды.
с
п
а
т
ь
о
т
к
л
и
к
н
е
т
с
я
т
о
н
е
т
с
л
а
д
о
к
о
д
н
о
г
о
б
е
р
е
г
и
м
а
ч
е
х
а
с
с
о
р
ы
Учитель зачитывает пословицы, дети заканчивают их, общаясь в команде.
1. Кто хочет много знать, тому надо мало …….(СПАТЬ)
2. Как аукнется, так и ……(ОТКЛИКНЕТСЯ)
3. Правда в огне не горит и в воде не …….(ТОНЕТ)
4. Корень учения горек, да плод его …….(СЛАДОК)
5. Один за всех и все за ……. (ОДНОГО)
6. Нет друга – ищи, а нашёл - …….. (БЕРЕГИ)
7. Родная сторона – мать, а чужая - ………(МАЧЕХА)
8. Худой мир лучше доброй ………(ССОРЫ)
Прочитайте, какое слово у вас получилось по вертикали.
(СИНОНИМЫ, АНТОНИМЫ)
Сегодня тема нашего занятия «СИНОНИМЫ И АНТОНИМЫ»Презентация. Слайд 3
В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.
Для того, чтобы прогуляться по этому городу, каждой команде надо выполнить своё задание. Каждый ученик работает индивидуально. (Приложение №2)
А) Задание:
У вас на листочке написаны слова, вам необходимо подобрать как можно больше синонимов этого слова и записать их.
(Каждый ученик выполняет это задание на отдельном листочке. Время работы – 2 минуты. Один человек (эксперт) из команды работает со словарём, он также выписывает группу синонимов к данному слову).
ЗАПИШИТЕ КАК МОЖНО БОЛЬШЕ СИНОНИМОВ К СЛОВУ
n Грустно
n Красивый
Б) Проверка.
Сначала слова зачитывает команда, потом ученик, работавший со словарём, дополняет ответ.
Грусно – минорно, меланхолично, постно, печально, заунывно, унывно, горестно, горько, невесело, плохо, скорбно, уныло, траурно, жалобно, безотрадно и др.
Красивый – прекрасный, великолепный, живописный, картинный, блестящий, блистательный, роскошный, отличный, торжественный, замечательный, изысканный, изящный и др.
- Оказывается, у одного слова может быть много синонимов, но каждый из них имеет свой смысловой оттенок.
На нашем пути Дворец Синонимов. Чтобы зайти в него, нужно ответить на вопрос: “Какие слова называются синонимами?”
Во Дворце устроена выставка. Презентация. Слайд 6.
Рассмотрите картины, к каким из них можно сделать сразу две подписи? (пользуясь интерактивной доской дети подписывают картины)
ЛУНА – МЕСЯЦ СОБАКА – ПЁС ДОКТОР – ВРАЧ
ЛОШАДЬ – КОНЬ БЕГЕМОТ – ГИППОПОТАМ
Продолжите фразу:
- Полученные подписи – это слова - ……..(синонимы)
- Почему мы не смогли подписать остальные картины? (У этих слов нет синонимов)
- Какой можно сделать вывод? (В русском языке есть слова, у которых несколько синонимов, но, в тоже время, есть слова, которые синонимов не имеют ).
Необходимо найти в тексте синонимы и подчеркнуть их.
Команды выполняют задание.
Задание для 1 команды.
n Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке,
Мерзнет в жару.
Задание для 2 команды.
n С веточки на веточку
Прыгает, резвится,
Ловкая, проворная,
А не птица.
Проверка.
- Прочитайте отрывок. Назовите синонимы.
- Какой частью речи они являются?
Задание обеим командам: подобрать синонимы.
Старый (хлеб) –
Старая (рубашка) –
Старая (газета) –
Старое (яйцо) –
Проверка.
Старый (хлеб) – черствый
Старая (рубашка) – грязная
Старая (газета) – вчерашняя
Старое (яйцо) – тухлое
Попробуйте сделать вывод:
- Для чего синонимы нужны речи?
Путешествие по городу Синонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника. Презентация. Слайд 7
- Что такое синонимы?
Синонимы – это слова, разные по звучанию и написанию, но близкие по значению.
- Для чего используют синонимы в речи?
Благодаря использованию синонимов речь становится богатой, яркой, выразительной, без повторов.
В городе Антонимов
Наш автобус отправляется и путешествие продолжается. Презентация. Слайд 8
Вот мы подъехали к городу Антонимов. Презентация. Слайд 9
Каждой команде по очереди задается загадка, дети вслух договаривают ответ.
Отгадайте загадки.
Я антоним к слову "зной",
Я в реке, в тени густой,
И в бутылках лимонада,
А зовут меня …? (прохлада)
Я антоним к слову "лето",
В шубку снежную одета,
Хоть люблю мороз сама,
Потому что я …? (зима.)
Я антоним к слову "смех".
Не от радости, утех,
Я бываю поневоле
И от счастья, и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? - Это … (плач).
Я антоним шума, стука.
Без меня вам ночью мука.
И на уроках я нужна,
А называюсь … (тишина).
-Ребята, вспомните, какие слова мы называем антонимами?
Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный…
Все антонимы всегда
Противоположны.
Сыграем в игру «Противоположные слова»
Учитель бросает мяч ребёнку, называя слово. Ученик – называет антоним этого слова.
У одних антонимами были имена существительные, у других – глаголы, вы встретились с антонимами – прилагательными, а вам достались антонимы – наречия. Это значит, что антонимы есть в каждой части речи.
Динамическая пауза «Игра наоборот»
1. Учитель поднимает руки вверх – дети опускают вниз.
2. Вперед – назад
3. Вниз – вверх
4. Назад – вперед
5. Присел – подпрыгнул
6. Подпрыгнул – присел
Задание обеим командам: подобрать антонимы
Худой (человек) – __________________,
Худой (карман) – _________________,
Близкий (путь) – _______________,
Близкий (человек) – ___________________,
Весёлый (праздник) – ________________,
Весёлый (смех) – ________________,
Высокий (голос) – __________________,
Высокий (человек) – __________________.
Проверка. (Дети по цепочке зачитывают слово и антоним к нему, обосновывая свой ответ.)
Худой (человек) – толстый,
Худой (карман) – целый,
Близкий (путь) – далёкий,
Близкий (человек) – чужой,
Весёлый (праздник) – грустный,
Весёлый (смех) – невеселый,
Высокий (голос) – низкий,
Высокий (человек) – невысокий.
- Почему у одного и того же слова оказались разные антонимы? На что нужно обратить внимание, подбирая антонимы? (Подбирая антонимы, надо обязательно обратить внимание на значение слова).
Путешествие по городу Антонимов заканчивается. Давайте вспомним, на какие вопросы мы нашли здесь ответы и запишем в наш дневник путешественника.
Презентация. Слайд 10
- Что такое антонимы?
Антонимы – это слова противоположные по смыслу.
- Для чего используют антонимы в речи?
Благодаря использованию антонимов речь становится красивой, выразительной, точной.
Город Творчества
Путешествие продолжается.Презентация. Слайд 11
Наш автобус остановился в городе Творчества. Презентация. Слайд 12
Нам предстоит справиться еще с одним испытанием. Презентация. Слайд 13
Прочитайте текст.
Сегодня холодный хмурый день. Стоит ненастная погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. Сеет мелкий осенний дождик. Под ногами сырая земля.
- Какое настроение возникает после прочтения текста? (грустное, печальное, тоскливое)
- С помощью каких слов передается это настроение?
Внимательно прочитайте задание на карточке и вместе выполните его в группе. При затруднении обращайтесь к словарям, которые лежат у вас на парте.
Задание 1 команде: заменить выделенные слова синонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут тяжёлые чёрные тучи. ________ мелкий осенний дождик. Под ногами __________ земля.
Задание 2 группе заменить выделенные слова антонимами.
Сегодня ___________ _________ день. Стоит _______________ погода. По небу плывут ______________ ____________ облака. Под ногами __________ земля.
Проверка.
А) Получившийся текст читает 1 команда
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему не изменилось, ведь вы заменили слова? (использовали синонимы – слова близкие по смыслу)
Б) Получившийся текст читает 2 команда
- Какое настроение передает ваш текст?
- Изменилось ли настроение? Почему? (использовали антонимы – слова противоположные по смыслу)
Как приятно гулять по городу в такую погоду!
Город «Вопрос - ответ»
Наш автобус идёт по маршруту в город «Вопрос - ответ» Презентация. Слайд 14, 15
Совсем скоро наше путешествие закончится. Давайте проверим, что мы уже знаем? Презентация. Слайд 16
- Какие слова называются синонимами? А какие слова - антонимами?
- Какой частью речи могут быть синонимы и антонимы?
- Для чего нужны синонимы и антонимы в речи?
- На что обязательно необходимо обратить внимание, выбирая синоним или антоним? (На значение слова.)
Оказывается, ребята, страна, по которой мы путешествовали, называется – ЛЕКСИКА. Презентация. Слайд 17
Лексика – это наука о словах. На наших уроках мы продолжим путешествие по этой стране и узнаем много нового.
Домашнее задание
Мы много узнали о синонимах и антонимах, и я предлагаю вам дома немного пофантазировать и написать забавную историю, сказку или стихотворение на одну из тем: «Грустная история о словах-врагах», «Сказка о том, как правда превратилась в неправду», «История о том, как слова постоянно между собой ссорились».
А еще попробуйте себя в качестве иллюстраторов, оформите свою сказку или стихотворение.
Рефлексия
Наше путешествие подошло к концу. У вас на партах лежат сувениры разного цвета. Кому было интересно и легко путешествовать по стране Лексики, возьмите сувенир - синяя собачка..
Кому было интересно, но при выполнении заданий вы испытывали затруднения, возьмите сувенир – медвежонка. (Приложение 4).
Покажите ваши сувениры. Положите их на свой лист с заданиями.
Вы сегодня хорошо потрудились. Спасибо за работу! Презентация. Слайд 18