Использование информационных технологий
в управлении образовательным учреждением
Сенцова Л.А.
МОУ СОШ № 33
Нельзя бесконечно совершенствовать производство,
не совершенствуя процесс управления.
Информатизация образования является одним из приоритетных направлений процесса информатизации современного общества, представляющая собой систему методов, процессов и программно – технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения и использования информации в интересах ее потребителей. Цель информатизации состоит в интенсификации интеллектуальной деятельности за счет использования новых информационных технологий. Администрация и педагогический коллектив нашего образовательного учреждения согласен с высказыванием ученого и педагога С. Паперта в том, что «… в 21 веке цифровые среды суть естественные среды для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». Сегодня школа обладает необходимыми информационно – техническими ресурсами для решения этой задачи. Целью работы нашей школы является повышение качества образования через модернизацию и инновационное развитие школы. Администрацией школы была проведена подготовительная работа по рациональному размещению технических средств. На данный момент в нашем образовательном учреждении оборудованы 2 компьютерных класса с возможностью выхода в Интернет, обеспечены техникой кабинеты заместителей директора по УВР, ВР, АХР педагога – психолога, секретаря, директора, который также имеет доступ к сети Интернет.
Работа по внедрению информационных технологий в школе ведется по следующим направлениям:
- Информационные технологии в учебно-воспитательном процессе.
Целесообразность использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность обучаемых, индивидуальный подход к обучению, социализация обучаемого. В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. В результате использования ИКТ на уроках стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности. Сейчас уже идет процесс формирования информационной культуры педагога, в котором можно выделить пять уровней:
Уровень первый - высокий старт. Использование компьютера в качестве “пишущей машинки с памятью”.
Уровень второй - открытие возможностей. Именно на этом этапе учитель начинает привлекать своих учеников к участию в дистанционных олимпиадах и конкурсах.
Уровень третий - на пути к творчеству. Учитель начинает овладевать технологиями “созидания”: ему становятся доступными основные элементы программ MS Power Point, MS FrontPage, MS Publisher.
Уровень четвертый - первые уроки. Постепенно из внешкольной жизни новые информационные технологии начинают проникать и на “его величество урок”.
Уровень пятый - поиски системы. Для учителя становится профессионально необходимым научиться совмещать собственный преподавательский почерк с теми техническими возможностями, которые предоставляют ему новые информационные технологии.
Хочется обозначить лишь основные моменты творчества и сотрудничества учителя и ученика:
- проектная работа учителя и ученика;
- публикации учителей, администрации в прессе;
- участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях;
- создание Портфолио ученика и учителя;
- участие в дистанционном обучении и применение его в образовательном процессе.
Творческая деятельность способствует осознанию значимости работы каждого учителя и ученика, а также оказывает положительное влияние на весь коллектив.
2. Информационные технологии в административно – управленческой деятельности.
Использование ИКТ в административно – управленческой деятельности школы позволяет осуществлять анализ образовательной ситуации, проводить мониторинг учебно-воспитательной и инновационной деятельности, оперативную подготовку и выпуск дидактических материалов, учебно-методического и научно – методического обеспечения. Перевод процесса управления образовательным учреждением на безбумажную технологию – одна из важных задач. В настоящее время в ОУ внедряются программные комплексы, призванные помочь в организации административной деятельности в школе. Нами уже используется программный продукт «Арм Директор», представляющий собой специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса. Однако из-за недостаточного финансирования это пока не удаётся сделать в полном объёме. К тому же специализированное программное обеспечение очень дорогое, поэтому там, где возможно, его приходится заменять прикладными программами интегрированного пакета MS Оffiсе. Но некоторые шаги по внедрению компьютерной техники и улучшению навыков работы с ней нами уже сделаны.
В 2009 году силами заместителя директора по УВР (Сенцовой Л.А.)и учителя ОБЖ (Пупырёва И.А.) был создан школьный сайт (http://www.shkola332009.narod.ru) на котором размещены официальные документы, локальные акты, положения, немало информации о работе и жизни школы. Надо отметить, что сайт школы занимает одну из центральных позиций в жизни школы. Это связано не только с тем, что учащиеся школы живо интересуются школьными новостями и достижениями, освещаемыми на сайте, самым важным является то, что ученики принимают активное участие в разработке материалов для него, закрепляя полученные навыки работы в информационном пространстве.
На основании всего выше изложенного можно сделать следующие выводы:
- информационные коммуникационные технологии дают наибольший эффект лишь в сочетании с передовыми педагогическими технологиями;
- при создании единого информационного пространства школы решающим остается педагогический аспект;
- совместная деятельность педагогов и учеников на общем информационном поле позволяет реализовывать идеи педагогики сотрудничества;
- главной проблемой является изменение места роли учителя в современном учебном процессе.
Компьютерные и коммуникационные технологии являются вполне очевидными проявлениями информационной революции. Поэтому понятен тот интерес к ним, который проявляют педагоги, пытаясь найти пути адаптации школы к современному миру. Все большее число родителей, учителей и учащихся приходят к убеждению, что в результате полученных знаний о компьютерах и приобретенных навыков работы на них дети будут лучше подготовлены к жизни и могут успешно достичь материального благополучия в столь быстро меняющемся мире.
У школы нет иного выбора кроме как адаптация ее к информационному веку. Основная цель этой адаптации состоит в том, чтобы научить обрабатывать информацию, решать задачи, используя компьютерные технологии. Такая работа не может быть проделана в течение одного года или стать результатом реализации, какого – то проекта. Этот процесс, у которого нет конца.
|