I. Вводная беседа
Цель беседы: уяснить основные моменты кризиса феодально-крепостнической системы, обосновать неизбежность падения крепостного права.
II. Обобщение ответов обучающихся, раскрытие причинно-следственных связей, осознание закономерности и неизбежности падения крепостного права в России.
Параллельно заполняется таблица «Причины отмены крепостного права и фактов, подтверждающих и раскрывающих причины»
III. Объяснение учителя с использованием мультимедиа материалов «Подготовка реформы»
IV. Отмена крепостного права в России. Данный вопрос изучается, работая в группах. Класс делится на три группы, каждая из которых получает текст отдельного закона из «Положения 19 февраля 1861 года о крестьянах вышедших из крепостной зависимости»., а также вопросы к текстам.
Задание: изучив текст закона ответить на вопросы и сделать соответствующие выводы о содержании, характере, итогах и значении реформы (15 минут)
1 группа: «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости»
2 группа: «Положение о поземельном устройстве крестьян, водворенных на помещичьих землях»
3 группа: «Положение о выкупе крестьянами вышедшими из крепостной зависимости, их усадебной оседлости и о содействии правительства к приобретению сими крестьянами в собственность полевых угодий»
V. Обсуждение вопросов. Запись основных положений в тетради. Историческое значение реформы. Закрепление изученного материала.
VI. Выводы и итоги уроков.
VII. Домашнее задание: п.68,69,70 задание 5 письменно.