Официальный сайт tali-sk 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



ИСПОЛЬЗОВАНИЕ MICROSOFT OFFICE EXCEL НА УРОКАХ ФИЗИКИ.

       Cегодня, в связи с компьютеризацией школ, каждый учитель имеет возможность использовать современные информационные технологии на своих уроках. Использование компьютера в образовательном процессе с одной стороны активизирует внимание учащихся и усиливает интерес к уроку, с другой - облегчает работу учеников и учителя. В основном, в учебном процессе компьютер применяется для демонстрации видеороликов, аудиозаписей, презентаций, обучающих программ, мультимедийных пособий в связке с интерактивной доской и т.д. В своей статье мне хотелось бы рассмотреть вопрос  использования электронных таблиц при изучении физики. Microsoft Excel представляет собой достаточно мощный инструмент, с помощью которого можно создавать, редактировать, обрабатывать и отображать информацию в виде электронных таблиц. Зачастую электронные таблицы воспринимаются как средство для экономических и бухгалтерских расчетов, но, оказывается, они вполне могут применяться и как средство контроля знаний, и в качестве наглядного пособия, и как компьютерная модель какого-либо процесса.
        Применение электронных таблиц при проведении уроков по таким дисциплинам как математика, физика, химия может значительно сократить время при проведении однотипных расчетов. Например, при проведении лабораторных работ по физике часто требуется рассчитать одни и те же физические величины для нескольких опытов. Данная проблема решается элементарно, если данные заносить в электронную таблицу, в которой в ячейки для вычисляемой величины предварительно введены соответствующие формулы. Этот прием не только значительно сокращает время на математические расчеты,  но и предполагает программирование учащимися формулы в ячейку что, несомненно, положительно скажется на запоминании формулы.
        Очень удобны электронные таблицы как средство контроля знаний учащихся.  Достаточно просто создать тестирующую программу, используя только логические функции, встроенные в Excel. При этом в отдельную ячейку придется вводить номер верного ответа. Если использовать радиокнопки и средства Visual Basic, упрощенная реализация которого встроена в линейку продуктов Office,   то правильный ответ выбирается кликом левой кнопкой мыши. В любом случае, однажды сделав тест в Excel, вы сможете, используя этот шаблон, создать тест по любой теме. Для этого нужно просто заменить вопросы и варианты ответов. Таким образом, через некоторое время,  можно собрать достаточно солидный тестирующий комплекс.
        Особое место в своей статье я хотел бы уделить применению электронных таблиц в исследовательской деятельности учащихся. В процессе исследовательской деятельности часто приходится строить графики зависимостей величин на основе таблиц. С помощью Мастера диаграмм и богатой библиотеки  диаграмм Excel можно составлять графики и диаграммы различных видов: столбчатые, гистограммы, круговые диаграммы, графики и др. Результаты опытов, представленные в графическом виде, способствуют более детальному анализу явлений, обеспечивают лучшую наглядность, а применение электронных таблиц не только обеспечивает межпредметную связь с информатикой, но и позволяет значительно сэкономить время на уроке.
         Например, даю задание смоделировать в Excel движение тела, брошенного под углом к горизонту. Несложная, на первый взгляд, задача может быть превращена в замечательную исследовательскую работу. Для начала учащимся нужно вспомнить формулы для расчета координаты тела при движении в вертикальном и горизонтальном направлении. Когда формулы и исходные данные внесены в ячейки электронной таблицы и построен график движения тела, оказывается, что данная модель несовершенна, поскольку при изменении начальной скорости и угла бросания тело то не долетает до земли, то уходит «под землю»! Решается проблема путем нахождения всего времени полета, делении его на количество ячеек электронной таблицы отведенных под промежутки времени. Таким образом, получается приращение времени, прибавляя которое к предыдущему значению времени, мы обязательно получим «приземление» тела. Кроме того, можно предложить учащимся исследовать зависимость дальности полета от угла бросания, движение тела брошенного горизонтально с некоторой высоты… Возможности безграничны!
        В рамках предмета физики практически любой урок можно провести как исследовательский. Безусловно, такие уроки должны базироваться как на демонстрационных, так и на фронтальных экспериментах. В начале урока ставится проблема, затем выдвигается гипотеза, которая проверяется экспериментально или аналитически, а затем учащимся предлагается, основываясь на сделанном «открытии», решить несколько практических задач. Примером такого урока  может служить урок в 11 классе  по теме «Исследование собирающей линзы».  После повторения хода лучей в собирающей линзе выводится формула тонкой линзы, из которой выражается зависимость размера изображения и расстояния до изображения от расстояния от предмета до линзы. Затем в первый столбец электронной таблицы заносятся расстояния от предмета до линзы с приращением, а два последующих заносятся формулы для расчета высоты изображения и расстояния от линзы до изображения для каждого значения из первого столбца (рис.1). По результатам вычислений строятся графики зависимости высоты изображения (рис.2) и расстояния от линзы до изображения (рис. 3) от расстояния от предмета до линзы.

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1. Фрагмент таблицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. График зависимости Н(d)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3. График зависимости f(d)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        Я заметил, что учащиеся, зная ход лучей в линзах и умея строить изображения, не всегда представляют динамику изменения изображения в зависимости от перемещения предмета. И решил восполнить пробел вот таким способом... Потрясающий результат! Модель - в динамике, графики позволяют "разложить по винтикам" собирающую линзу. Разработку данного урока можно посмотреть по адресу:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=42687&d_no=159891&ext=Attachment.aspx?Id=60754

Если использовать макросы и средства Visual Basic, то с помощью Excel можно создавать и динамические модели физических процессов. Конечно, подобные ресурсы проигрывают аналогичным ресурсам, созданным, скажем, во Flash, но вполне применимы в учебном процессе. Компьютерное моделирование позволяет наглядно иллюстрировать физические эксперименты и явления, наблюдение которых невозможно в реальных условиях. Использование интерактивных компьютерных моделей предоставляет  возможность учащимся управлять процессом и следить за его динамикой. Модель собирающей линзы, выполненная в Excel, размещена по следующему адресу:

http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=42687&d_no=188785&ext=Attachment.aspx?Id=77427

Таким образом, использование электронных таблиц на уроках позволяет не только проводить интеграцию естественно-научных дисциплин с информатикой, но и повышать мотивацию исследовательской и творческой активности учащихся.

 

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн