Кубряков Е.А.
Воронежский государственный педагогический университет
[email protected]
В последнее время появляется достаточно большое количество пособий, самоучителей и самих сайтов, посвященных технической стороне разработки сайта. На многих хостинговых площадках имеются свои конструкторы, позволяющие быстро создать сайт. Но нужно отчетливо понимать, что техническая сторона разработки сайта это именно техническая сторона. Как при решении любой задачи, первичной является именно ее постановка, а только затем выбирается инструментарий для ее решения, так и при разработке сайта следует изначально определиться с тем, какие задачи он будет решать, и только потом переходить к выбору хостинга, средств разработки сайта, его художественному оформлению. Ни какой самый замечательный дизайн, выполненный с использованием передовых технологий web-конструирования, не спасет малосодержательный сайт с плохо продуманной навигацией.
На настоящий момент ситуация с школьными сайтами складывается следующим образом. От школы требуют наличие сайта, директор школы вызывает учителя информатики, который этот сайт и создает. В большинстве своем получаются сайты исключительно для проверок. По результатам последней проверки [1] можно сделать вывод о том, что проверка проводится тоже достаточно формально. Автор лично связан с некоторыми сайтами учебных заведений и может утверждать, что время обновления этих сайтов в итоговом документе зафиксировано неверно. Так в отчете о проверке сайты разделены на группы по времени обновления, причем первой группой указаны сайты, которые "Не обновляются регулярно (не содержат новостной ленты)".
Подход к анализу активности сайта на основе новостной ленты имеет недостатки, т.к. не вся информация выносится в новостную ленту, а ряд серьезных сайтов, например, МТС, Билайн, Сбербанк и другие ее не имеет вовсе или же найти ее затруднительно. Для хорошо наполненных сайтов поиск в новостной ленте очень неудобен в виду ее обширности. Там как правило используется либо просмотр оглавлений разделов сайта, либо же предусмотрен специальный поисковый механизм, выносимый в заголовочную часть сайта. Эффективным решением является создание специальной карты сайта с описанием того какой материал и где именно можно найти на сайте.
Относительно школьных сайтов ситуация складывается парадоксальным образом. Так, например, хорошо наполненный и структурированный сайт Россошанской школы-интерната попал в первую группу из за отсутствия новостной ленты, хотя содержание сайта дает полное представление об учебном учреждении и его работе. В то же время, ряд сайтов четвертой группы "Последние обновления зафиксированы летом 2010 года" содержат буквально одну новость, датированную летом, а предыдущие с полугодовой давностью. Сайты других школ вообще превратились в одну новостную ленту, а другие разделы не работают вовсе.
Так каким же должен быть сайт образовательного учреждения? Ответ на этот вопрос зависит от позиции и статуса человека в образовательном процессе. На наш взгляд логично выделить 3 группы активных пользователей школьного сайта: ученики; учителя, включая административный персонал; родители.
Что значит школьный сайт для учеников? Анкетирование на эту тему было проведено автором среди учащихся МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 78 г. Воронежа. Содержательно ученики выделяли различные вопросы, которые, по их мнению, должны находить отражение на школьном сайте. Приведем обобщение ответов в виде кратких фраз, которые могут стать названиями соответствующих разделов сайта.
"Давайте знакомиться" - групповые и индивидуальные фотографии учеников разных классов.
"Выпускники" - фотоотчеты о вручении аттестатов выпускникам с информацией о том, где они продолжили учебу или начали работать.
"Расписание уроков и звонков" и "Электронный журнал" предлагалось как замена традиционному дневнику и обосновывалось примерно следующим образом: "удобно зайти с телефона на сайт школы и посмотреть и расписание, и домашнее задание".
"Олимпиады". В этот раздел предлагали помещать расписание школьного, районного и областного туров олимпиад; разбор заданий прошлых лет; ссылки на материалы для подготовки к олимпиадам и обязательно (!!!) результативность не только победителей, но и других участников соответствующего тура.
"ВнеКЛАСС!!!ная деятельность". Предлагалось отражать успехи учеников во внеурочной деятельности - участников различных спортивных секций и художественных отделений.
"Наше творчество" для размещения творческих работ учеников: стихов, рисунков и т.д.
"Поступление в вузы". Предлагали создать страничку со ссылками на правила приема и сайты вузов Воронежа и наиболее престижных вузов страны, а также публиковать ссылки на материалы по подготовке к ЕГЭ.
"Опросы и голосования". Ученики таким образом предлагают реализовывать механизм школьного самоуправления. В частности, одной из наиболее частых тем для обсуждения указывалась тема "Нужна ли школьная форма?". С помощью этого механизма они хотели бы задать учителям и администрации вопросы, которые по ряду причин не задают лично, а также высказать свое мнение о ситуации в школе.
"Развлечения" - ссылки на коллекции музыки, игр и другого развлекательного контента.
"Общение" - форум для общения на различные темы. Предлагалось по аналогии с популярными социальными сетями, доступ к которым закрыт со школьных компьютеров.
"Школьная газета" - электронный вариант издающейся в школе газеты, который можно рассматривать как электронную публикацию.
С учетом требований нового "Порядка аттестации педагогических работников ...", вступающего в силу с 1 января 2011 г. [2], можно сделать вывод о том, что для учителя сайт является важным элементом профессиональной деятельности, как средство активного распространения своего педагогического опыта. В частности следует отметить введение новой номинации на Всероссийском конкурсе "Учитель года-2010", касающейся персональных сайтов всех участников. Приятно отметить, что победителем в этой номинации стал учитель из нашей области Юрий Алексеевич Чурляев (mygeog.ru). Чем же может быть полезен школьный сайт учителю?
Во-первых, это возможность разместить в интернете свое портфолио и способствовать распространению своего опыта, что необходимо при проведении аттестаций.
Во-вторых, реализация на сайте отдельных элементов дистанционного обучения могла бы позволить учителям корректировать знания учеников, предлагая большое количество дополнительных заданий.
В-третьих, для повышения интереса к своему предмету учителя могут вести тематические странички "Занимательная наука".
Не менее важен сайт школы и для родителей. Родителей, которые только выбирают школу для своего ребенка, интересуют образовательные программы, реализуемые школой; частично расписание уроков, из которого можно сделать вывод о наличии второй смены и количестве рабочих дней в неделе; дополнительные образовательные услуги, предлагаемые школой, и их стоимость. Последнее обстоятельство актуально и для самой школы, вынужденной зарабатывать средства на свое существование. Косвенным показателем качества подготовки в школе являются и уже перечисленные ранее разделы, касающиеся, например, олимпиад и выпускников. Так же полезно для родителей просмотреть информацию о правилах приема в школу и бланках различных договоров.
Для родителей, чьи дети уже обучаются в школе, необходимо своевременно узнавать о различных проблемах в обучении и общении, которые могут быть зафиксированы в электронном школьном журнале. Получать информацию о предстоящих родительских собраниях и их повестках. В этом случае родители будут приходить на собрание более подготовленными и готовыми к обсуждению. Важна возможность задать вопрос администрации и учителям школы по конкретным проблемам. С учетом того, что у большинства родителей возникают однотипные вопросы, ответы на наиболее распространенные можно размещать рядом с формой для задания этих вопросов.
В заключении хотелось бы отметить, что данная статья отражает точку зрения автора и, наверное, в ней пропущены некоторые важные аспекты разработки сайта образовательного учреждения. Вместе с тем автор надеется, что обсуждение содержательной стороны сайтов образовательных учреждений позволит повысить их качество. Проведение конкурсов на лучший сайт образовательного учреждения так же способствовало бы повышению эффективности применения сайта в образовательном и воспитательном процессах и позволило бы рассматривать сайт как действительный элемент информационного пространства школы, а не как повинность, необходимую для отчетности.
Литература 1. Результаты проверки сайтов общеобразовательных учреждений // http://vkk.viis.ru/index.php/КПМО/196-2010-09-30-04-27-54 2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 209 от 24 марта 2010 г. "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений" // http://mon.gov.ru/dok/akt/7194
|