Котолевская Е. В.
ГООУ «ПСШИ IV вида»
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. Я преподаю информатику и математику в коррекционной школе для слабовидящих детей и считаю, что обучение может быть успешным только при условии хорошо продуманной системы контроля. Целью такого контроля является выявление "белых пятен" в знаниях учащихся, а его результаты служат для анализа и корректировки собственных действий преподавателя. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учеником при выполнении контрольных, самостоятельных работ, тестов. По результатам проверки осуществляется управление учебным процессом: анализируются типичные ошибки, корректируются знания и умения учащихся, производится корректировка учебных программ.
Контроль выполняет три основные функции:
1) Управляет процессом усвоения знаний.Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
2) Воспитывает познавательную мотивациюи стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
3) Является средством обучения и развития.Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.
К системе контроля предъявляются определенные требования, и при ее построении следует придерживаться основных принципов.
1) Объективность — является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания, задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерии оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся;
2) Открытая технология— заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся;
3) Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:
· контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
· контроль должен быть естественной частью процесса обучения;
· система контроля должна обладать преемственностью;
· средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
· все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в основу разработанной модели.
Пример организации непрерывного контроля:
1) предварительный (входной) вид контроля особенно актуален для информатики, так как в одном классе (одной группе) могут быть учащиеся с различным уровнем подготовки. Режим умолчания в данном случае приводит к тому, что более подготовленные учащиеся, у которых дома есть компьютер, скучают на уроках, пропуская принципиально важные моменты, а менее подготовленные — чувствуют себя неуверенно. Входной контроль позволит определить исходный уровень подготовки и возможность использования дифференцированного подхода. С учащимися, у которых уровень подготовки выше, чем предусмотрено программой, проводится индивидуальная работа, вплоть до выбора специального маршрута обучения. Для детей с глубокими нарушениями зрения разрабатывается специальная программа, направленная на освоение слепого десятипальцевого метода печати.
2) текущий(оперативный) контроль выявляет уровень и степень подготовки учащихся по отдельным разделам и темам в процессе обучения, реализует диагностическую функцию и устанавливает обратную связь с каждым обучаемым. Текущий контроль играет наиболее важную роль в отслеживании и корректировке результатов обучения. Этот вид контроля пронизывает каждый этап моего урока. Первичный, проводится в начале урока с целью актуализации познавательной деятельности. Включает в себя проверку владения необходимым, для объяснения новой темы, теоретическим материалом. После изучения новой темы проводится тестирование, позволяющее оценить уровень узнавания, запоминания и понимания изучаемого материала. Закреплением служит выполнение практической работы. После ее проверки я провожу анализ и выставляю отметки, учитывая работу на каждом этапе урока.
3) итоговый контроль(выходной) определяет качество усвоения материала, фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т. е. констатирует результаты обучения. Итоговый контроль позволяет проанализировать деятельность педагога, выявить его профессиональный уровень, определить эффективность проводимых мероприятий в ходе оперативного контроля.
Непрерывное отслеживание результатов продвижения учащегося от незнания к знанию, оценка динамики развития каждого из них, регулярное проведение контролирующих мероприятий, разработка системы оценивания результатов и доведение ее до сведения учащихся дисциплинирует ребят и, в конечном итоге, положительно сказывается на качестве знаний.
Используемая литература:
1. Панкратова Л. П., Челнак Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004.-448 с.: ил.
2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие – М., 2001.
3. Алексеев Н. И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 2001. -153 с.
|