Официальный сайт circ-a 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Организация непрерывного контроля знаний по предмету, как необходимое условие повышения качества обучения.

 

Котолевская Е. В.
ГООУ «ПСШИ IV вида»
Контроль является одной из основных составляющих учебного процесса, и от его правильной организации на всех этапах обучения в конечном итоге зависит качество знаний учащихся. Я преподаю информатику и математику в коррекционной школе для слабовидящих детей и считаю, что обучение может быть успешным только при условии хорошо продуманной системы контроля. Целью такого контроля является выявление "белых пятен" в знаниях учащихся, а его результаты служат для анализа и корректировки собственных действий преподавателя. В ходе контроля оценивается степень и уровень обученности, фиксируется объем труда, который вложен учеником при выполнении контрольных, самостоятельных работ, тестов. По результатам проверки осуществляется управление учебным процессом: анализируются типичные ошибки, корректируются знания и умения учащихся, производится корректировка учебных программ.
Контроль выполняет три основные функции:
1)    Управляет процессом усвоения знаний.Контроль дает возможность увидеть ошибки, оценить результаты обучения, осуществить коррекцию знаний, умений и навыков;
2)    Воспитывает познавательную мотивациюи стимулирует творческую деятельность. Правильно организованная система контроля позволяет пробудить чувство ответственности за результаты обучения (получение более высокой оценки), способствует стремлению к целенаправленной работе по исправлению ошибок;
3)    Является средством обучения и развития.Большая часть контролирующих мероприятий носит обучающий и развивающий характер, так как учитель объясняет каждому ребенку, в чем заключаются его ошибки, что нужно сделать, чтобы понять учебный материал, помогает найти правильный ответ. Кроме того, происходит развитие личностных качеств ребенка: воли, здорового честолюбия, стремления к успеху.
К системе контроля предъявляются определенные требования, и при ее построении следует придерживаться основных принципов.
1)    Объективность является основным требованием и принципом для организации контроля. Она заключается в том, что система контроля должна быть дружественной по отношению к учащимся. Вопросы, задания, задачи и проекты должны быть обоснованы, а критерии оценки адекватны требованиям к уровню подготовки и возрастным особенностям учащихся;
2)    Открытая технология— заключается в том, что оценивание учащихся осуществляется по единым критериям, которые должны быть обоснованы, известны заранее и понятны каждому учащемуся;
3)     Системность, которая в свою очередь рассматривается с пяти позиций:
· контроль должен быть непрерывным и осуществляться с самого начала обучения до его завершения;
· контроль должен быть естественной частью процесса обучения;
· система контроля должна обладать преемственностью;
· средства, методы, формы контроля, способы оценивания и интерпретации результатов должны подчиняться единой цели;
· все обучаемые конкретного образовательного учреждения должны подчиняться единым принципам и требованиям, которые положены в основу разработанной модели.
Пример организации непрерывного контроля:
1)    предварительный (входной) вид контроля особенно актуален для информатики, так как в одном классе (одной группе) могут быть учащиеся с различным уровнем подготовки. Режим умолчания в данном случае приводит к тому, что более подготовленные учащиеся, у которых дома есть компьютер, скучают на уроках, пропуская принципиально важные моменты, а менее подготовленные — чувствуют себя неуверенно. Входной контроль позволит определить исходный уровень подготовки и возможность использования дифференцированного подхода. С учащимися, у которых уровень подготовки выше, чем предусмотрено программой, проводится индивидуальная работа, вплоть до выбора специального маршрута обучения. Для детей с глубокими нарушениями зрения разрабатывается специальная программа, направленная на освоение слепого десятипальцевого метода печати.
2)    текущий(оперативный) контроль выявляет уровень и степень подготовки учащихся по отдельным разделам и темам в процессе обучения, реализует диагностическую функцию и устанавливает обратную связь с каждым обучаемым. Текущий контроль играет наиболее важную роль в отслеживании и корректировке результатов обучения. Этот вид контроля пронизывает каждый этап моего урока. Первичный, проводится в начале урока с целью актуализации познавательной деятельности. Включает в себя проверку владения необходимым, для объяснения новой темы, теоретическим материалом. После изучения новой темы проводится тестирование, позволяющее оценить уровень узнавания, запоминания и понимания изучаемого материала. Закреплением служит выполнение практической работы. После ее проверки я провожу анализ и выставляю отметки, учитывая работу на каждом этапе урока.
3)    итоговый контроль(выходной) определяет качество усвоения материала, фиксирует степень и уровень подготовки учащегося, т. е. констатирует результаты обучения. Итоговый контроль позволяет проанализировать   деятельность   педагога,   выявить   его профессиональный уровень, определить эффективность проводимых мероприятий в ходе оперативного контроля.
Непрерывное отслеживание результатов продвижения учащегося от незнания к знанию, оценка динамики развития каждого из них, регулярное проведение контролирующих мероприятий, разработка системы оценивания результатов и доведение ее до сведения учащихся дисциплинирует ребят и, в конечном итоге, положительно сказывается на качестве знаний.
Используемая литература:
1.       Панкратова Л. П., Челнак  Е. Н. Контроль знаний по информатике: тесты, контрольные задания, экзаменационные вопросы, компьютерные проекты. – СПб.: БХВ - Петербург, 2004.-448 с.: ил.
2.       Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. и др. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: уч. пособие – М., 2001.
3.       Алексеев Н. И. Личностно ориентированное обучение: вопросы теории и практики. – Тюмень, 2001. -153 с.

 


»  Размещено в сообществах:   

Смотреть видео онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн