Воспитание информационной культуры учащихся через использование ИКТ в образовательном процессе
Гребенюк Е. Ф.
МОУ СОШ с углубленным изучением отдельных предметов № 15 г. Воронежа
[email protected]
Современное общество – общество информационное, поэтому социализация человека сегодняшнего дня немыслима без самых совершенных средств информации, которыми является всемирная информационная паутина – Интернет. Переходный ( подростковый возраст это наиболее сложный в плане психического развития человека период. От формирования у молодых людей таких личностных качеств, как воля, социальная зрелость, уровень притязаний, активность, и инициативность, зависит развитие системы социальных ценностей в последующие годы. Переживая сложный этап физиологического и психологического становления личности, испытывая трудности в социальной адаптации, многие подростки находят решение собственных проблем в уходе от реальности в виртуальный мир. Они погружаются в него в поисках свободы и самоутверждения, реализуют свои силы и способности в мире компьютерных игр и Интернета, при этом личностный рост в реальности уходит на второй план. Подростки живут в виртуальном мире, но еще не способны дифференцировать информацию, отделять полезное от вредного. Именно поэтому, на мой взгляд, очень важно воспитывать информационную культуру молодежи через призму уроков, воспитательных мероприятий и четко организованной работы школьной библиотеки с широким привлечением новейших информационных технологий. Понятие информационной культуры личности включает в свой состав содержание понятия « информационная грамотность» и дополняет его понятием « информационное мировоззрение». Информационное мировоззрение – это система взглядов человека на мир информации и место человека в нем, куда входят ценности, убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности. Информационная грамотность - это организация информационных процессов: владение приемами поиска, сбора, обработки, передачи информационных данных методами анализа и синтеза информации. Информационное мировоззрение включает мотивацию учащихся на изучение информационной грамотности. Безусловно, формирование информационного мировоззрения требует овладения информационной грамотностью и, прежде всего, компьютерной, а также основными правилами поведения в компьютерной сети. Уже в седьмом классе на уроке обществознания в рамках темы: «Что значит жить по правилам» учащимся предлагается памятка «Сетикет», где изложены элементарные правила этикета в сети Интернет. Однако следует отметить, что процесс формирования информационной культуры личности требует длительного и системного подхода. Именно поэтому проблема информационной грамотности вышла далеко за рамки государственных границ и приобрела глобальный характер. Об этом свидетельствует издание ряда документов: Всемирного информационного саммита ( Женева, 2003 г.; Тунис, 2005 г.) В 2006 г. в Сеуле на 72-м Всемирном библиотечном и информационном конгрессе ИФЛА состоялся Открытый форум ЮНЕСКО, где наряду с другими важными направлениями получило развитие и продвижение информационной грамотности. В России идеи ИФЛА и ЮНЕСКО по обучению информационной грамотности хорошо известны, признаны и одобрены. Эффективность процесса формирования информационной культуры учащихся обуславливается реализацией таких ведущих дидактических принципов, как научность, связь теории с практикой, систематичность, последовательность, наглядность, доступность, дифференцированный подход. Активную роль играют формы обучения, среди которых можно выделить виды учебных занятий, направленные на теоретическую (лекции, семинары, лабораторные работы, экскурсии, самостоятельная работа, консультации) и практическую (практикумы, деловые игры, тренинги) подготовку. Также целесообразно использовать дополнительные формы обучения: беседы, обзоры, дискуссии, обсуждения, встречи и др. Между тем, следует отметить, что межпредметные связи и возможности интегрированных курсов позволяют в большей степени достигнуть желаемого результата. С их помощью можно содействовать оперативному и эффективному усвоению обучаемыми материала как общеобразовательных гуманитарных предметов (литературы, истории и др.), так и специальных (документоведение; информатика и др). К примеру, можно предложить при составлении презентации по какому-либо предмету оценивать не только содержание (раскрытие темы), но и список литературы, умение творчески переработать информацию и оформление работы – учащийся, таким образом, получает две оценки. Одновременно в процессе обучения логично применять интерактивные, диалоговые технологии, позволяющие усваивать знания и развивать познавательные процессы в ходе совместного рассуждения, формировать не только профессиональные навыки, но и личностные качества, необходимые будущим специалистам. Немаловажная роль в формировании информационной грамотности учащихся принадлежит школьным библиотекам. Одним из наиболее перспективных направлений работы со школьниками является использование сетевых интерактивных технологий и сервисов Web 2.0, что позволяет не только приобщать к чтению, но и формировать навыки групповой работы и сотрудничества, навыки информационной грамотности, активизировать интерес школьников. Именно поэтому существование в образовательном учреждении медиатеки открывает широкие перспективы работы с учащимися в данном направлении. Кроме этого на сегодняшний день разработан курс «Основы информационной культуры» (Н.И. Гендина), составляющей частью которого является интегрированный курс «Основы информационной культуры школьника». Он вводит учащихся в мир знаний, умений и навыков, позволяющий самостоятельно выявлять и использовать информацию в целях удовлетворения потребностей, имеющих общенаучное, общеобразовательное и практическое значение. Можно выделить следующие пути и способы мотивации, которые рекомендуется учитывать при формировании информационной культуры учащихся на основе компьютерных технологий:
– повышение актуальности и новизны содержания;
- электронные учебники позволяют постоянно дополнять, модернизировать, обновлять материал;
– применение наглядности, занимательности, эмоциональности; использование графики, видео, мультипликации и звуков позволяет обучающемуся получить максимальное впечатление от осваиваемого материала, стимулирующее интерес к проблематике;
-- использование сравнений и аналогий, ассоциаций, понятных и близких учащемуся;
– использование произведений искусства и литературы; динамическое включение в осваиваемый материал картин и фотографий позволяет сделать фактический материал жизненным и интересным;
– применение активных, деятельностных методов и форм обучения: деловых игр, проблемного метода, обучения через открытия (подкрепляемых компьютерными банками информации, развитой поисковой системой и т. д.);
– структурирование учебного материала, разделение его на логически целостные, небольшие по размеру блоки; выделение главных идей и подчиненных мыслей; гипертекстовое представление материала в электронном формате способствует решению данной задачи;
– использование учебных заданий с элементами новизны и непредсказуемости; обновление материала электронных заданий можно производить достаточно часто .
_ воспитание эстетических качеств личности.
Так например, составление электронных открыток к празднику День именинника, дает возможность ребенку проявить творческий подход в выборе фона, элементов рисунка, музыкального оформления, содержания текста и т. д.. Это формирует эстетический вкус, позволяет самостоятельно осваивать азы компьютерной грамотности.
Формирование информационной культуры учащихся в образовательном учреждении невозможно без четкого взаимодействия ученика – учителя – библиотекаря – родителей. Учитель должен обладать дополнительными знаниями и навыками, необходимыми для самостоятельного поиска информации, изучать передовой педагогический опыт, чему будет способствовать библиотекарь, так как библиотека является центром формирования информационной культуры в школе, Библиотека оказывает помощь образовательному процессу в самостоятельном изучении материала, использовании рукописных текстов, олимпиадных работ, аудио-видеокассет, дисков, материалов из области межпредметных связей, составление аннотации на имеющиеся документы, выпуск школьных тематических сборников через создание информационно-библиографического пространства, используя различные источники информации и применяя традиционные и нетрадиционные формы работы: презентации выставок по темам; интеграционные научные конференции; обзоры; лекции и другие наглядные, устные, печатные, комплексные средства. Велика роль родителей в формировании информационной культуры ребенка. Если они понимают это значение и создают домашнюю среду для ее формирования, то происходит качественный скачок в развитии общей культуры и ребенка, и самих родителей. Таким образом, формирование информационной культуры – проблема комплексная и многоаспектная, включающая методы ее реализации, разработанные в рамках различных исторически сформировавшихся институтов. Информационная культура должна заложить основы информационного мировоззрения, вооружить ребенка методологией и методикой работы с информацией, преподать ему азы философии информационного общества, помочь органично влиться в культуру этого общества и стать его полноправным членом.
Литература
1. С. В. Фадеева «Психолого- педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков» // Журнал «Воспитание школьников» № 10 2009 г. стр. 23.
2. Н. И, Гендина «Можно ли изменить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования» // Журнал «Школьная библиотека» № 8-9 2008 г. стр. 100 -101
3. В. Б, Антипова «Информатизация школьных библиотек как условие соответствия инициативе «Наша новая школа» // Журнал «Школьная библиотека» №3-4 2010 г. Стр. 81.
С. В. Фадеева «Психолого- педагогические аспекты компьютерной зависимости подростков» // Журнал «Воспитание школьников» № 10 2009 г. стр. 23.
Н. И, Гендина «Можно ли изменить информационную грамотность: плюсы и минусы тестирования» // Журнал «Школьная библиотека» № 8-9 2008 г. стр. 100 -101
В. Б, Антипова «Информатизация школьных библиотек как условие соответствия инициативе «Наша новая школа» // Журнал «Школьная библиотека» №3-4 2010 г. Стр. 81.
|