Совершенствование грамматических навыков в обучении английскому языку.
Submitted by Татьяна Николаевна Лукьянова on чт, 21/10/2010 - 20:16
Совершенствование грамматических навыков в обучении английскому языку.
Лукьянова Татьяна Николаевна
учитель английского языка, МОУ « Гимназия № 4» г. Чебоксары.
В современном мире перед учителем английского языка с каждым годом ставится много задач, главная из которых - обучение и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции и всех ее составляющих. Коммуникативная компетенция, а значит речь учащихся, не может быть развита без уделения большого внимания ее грамматической стороне, изучение которой должно иметь осознанный характер.
Но часто, учителя и учащиеся сталкиваются здесь с рядом проблем. Бывает так, что, уделив много часов изучению грамматике, учащиеся не начинают говорить лучше по-английски. Почему?
Здесь я выделяю несколько проблемных зон:
Способы введения грамматического материала.
Чрезмерно большой объем грамматических явлений в изучении одной лексической темы.
Уверенность в том, что беглая иностранная речь может развиться путем изучения грамматических явлений, которые не применены к жизненным ситуациям и даны в учебнике вне контекста.
Плохие примеры и образцы.
Все это приводит к непониманию и страху перед изучением грамматики, к так называемой «граммофобии». Какие же я предлагаю выходы из этой проблемы:
Обсуждать с учащимися темы и ситуации из реальных примеров жизни.
Вводить грамматические явления на наглядных типовых примерах.
Уроки грамматики и элементы грамматических заданий проводить и использовать регулярно, с использованием разнообразных приемов.
Вводить грамматику на базе активной лексики и простых, интересных текстах.
Тренировать грамматические явления в разных разговорных темах на разных уровнях изучения языка.
Снимать трудности, прежде чем приступать к грамматическим упражнениям.
Здесь очень хорошо применять игровые технологии, которые освобождают детей от оков страха перед грамматическими заданиями. Вот некоторые из них, которые можно предложить учителям:
Учащиеся находят соответствие глаголов с их значениями. Они встают в круг,получают карточки с глаголом или его значением, и, закрыв глаза, произносят то слово, которое написано в карточке и на слух находят себе пару. Получается пара " Begin-began-begun - начинать" и т.д.
Учащиеся по - очереди переводят английский глагол с русского на английский и произносят его по буквам. Выигрывает тот, кто не сделал ни одной ошибки и остался стоять.
Учащиеся по - очереди перечисляют вспомогательные глаголы, не повторяя их и при этом хлопают дважды в ладони, а затем по коленям. Тем самым задают ритм, сбитьсяс которого считается ошибкой. Выигрывает тот, кто не сбился и остался один.
Ребята играют в лото. Учитель раздает карточки с картинками и надписями - хвостиками (didn’the? doesn’tshe? won'tyou?). Учащиеся должны внимательно слушать учителя, который по - очереди достает из конверта квадратики с предложениями и читает их вслух, и закончить предложение вопросом - хвостиком, если таковой имеется на его карточке и соответствует картинке. Тот, кто закроет все имеющиеся картинки квадратами раньше всех, выигрывает.
Учащиеся выбирают карточку с вспомогательным глаголом и неправильным глаголом и составляют утвердительное предложение по - очереди.
Учащиеся выбирают карточку с наречием времени и неправильным глаголом и составляют отрицательное предложение по - очереди.
Учащиеся играют в крестики - нолики. На доске начерчен квадрат с 9 - ю ячейками. Каждая ячейка пронумерована от 1 до 9 и обозначает одно из изученных времен. Ребята делятся на две группы из крестиков и ноликов и по - очереди, выбирая ячейки и задавая вопросы, стараются закрыть линию, горизонтальную или вертикальную, составленную только из своих фигур. Таким образом, кто раньше составит полосу из подряд нарисованных крестиков или ноликов и выигрывает.