Submitted by Инна Геннадьевна Горуленко on Wed, 20/10/2010 - 04:31
Ход урока.
I.Организационный момент.(Дети сидят). Включаю музыку. Идут слайды. Выходит ученик, читает стихотворение.
Что это – Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидеть стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля.
От края и до края,
Всё это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
II.Работа над стихотворением.
- Вам понравилось стихотворение, которое прочитала Гудашова Анна, ученица 10 «А» класса. (Да, очень красивое стихотворение).
- О чём это стихотворение? (О Родине, о любви к своей Родине, о природе нашей Родины).
- Что значит любить свою Родину? (Быть её патриотом, защитником, знать историю страны).
- Ребята, как вы думаете человеку любящему свою Родину необходима знать родной язык? (Да, на этом языке говорили великие люди, такие как Пушкин, Лермонтов).
- Русский язык неотъемлемая часть культуры. Наш родной язык русский и из урока в урок мы больше узнаём о своём родном русском языке.
- Посмотрите на экран, перед вами стихотворение, которое только что прочитала Гудашова Анна..
- Что вы можете сказать о нём с точки зрения русского языка? (Знаки препинания, рифма, строфы, части речи.
- Какие глаголы вы здесь увидели? (Стихотворение с пропусками появляется).
- Обратите внимание на глаголы с пропущенной гласной.
- В какой части слова находится орфограмма? (В окончании).
- Можем мы сразу не задумываясь вставить пропущенную гласную? (Нет).
- Почему? (Мы не можем вставить пропущенную гласную, т.к. она находится в безударной позиции).
- Прежде чем вставить безударную гласную в окончании, нам необходимо вспомнить знания теории.
III.Актуализация знаний.
№
Вопросы:
Ответы:
1.
Что такое глагол? (Это самостоятельная часть речи).
Это самостоятельная часть речи
Глагол
2.
Что обозначает? (Действие предмета).
Действие предмета
Обозначает
3.
На какие вопросы отвечает? (Что делать, что сделать).
Что делать? Что сделать?
Отвечает
4.
Перечислите постоянные признаки глагола. (Глагол может быть совершенного вида – что сделает, несовершенного вида – что делает. Глаголы могут бытьIилиIIспр.)
Постоянные признаки
совершенный, несовершенный вид
I,IIспряжение
Изменяется
время
лицо
число
род
Чаще всего является
сказуемое
5.
Как изменяются глаголы? (Глагол изменяется по временам: н.в., б.в., пр.в.; по числам и лицам в н.в., б.в., по родам в пр.в. ед.ч.)
6.
Какую синтаксическую роль в предложении выполняет сказуемое? (Сказуемое).
IV.Работа над глаголами из стихотворения.
- Давайте вернёмся к нашим глаголам. Какие знания теории нам понадобятся чтобы вставить пропущенную гласную? (Для того чтобы вставить безударную гласную в окончании глагола нам надо определить спряжение).
- Вывешиваю таблицу спряжений. (ВIспр. в безударном окончании пишется гласная «е», либо окончания –ут, -ют; воIIспр. в безударном окончании гласная «и», либо окончания –ат, -ят).
- Спишите глаголы и вставьте пропущенную гласную (Дети работают под музыку).
Проверка:
·Спросишь (безударное окончание -итьIIспр.);
·Поманит (безударное окончание –итIIспр.);
·Станешь (безударное окончание –еть, т.к. глаголIспр.);
·Раскроет (безударное окончание –ет, т.к. глаголIспр.);
- Как вы думаете, почему мы не стали выписывать глаголы: «отвечу», «бежит»? (Потому что в этих глаголах ударное окончание. Гласная находится в сильной позиции.
V.Постановка проблемы.
- У нас остался ещё один глагол, который мы не выписали. (Вывешиваю на доску глагол «увидишь»).
- Определите спряжение этого глагола. (Я делаю, а ребёнок говорит). Ставим глагол в н.ф. увидеть –Iспр., если этот глаголIспр. какое окончание должно быть у глагола? (ешь).
- А в нашем случае записано окончание в глаголе –ишь.
- К какому спряжению принадлежит это окончание? (к глаголуIIспр.).
Мы видим не соответствие окончание глагола его спряжению.
- Что это? Может автор не заметим ошибку или есть другое объяснение?
- Эту проблему мы постараемся сейчас исследовать и ответить на поставленный вопрос?
VI.Исследование.
-Исследовательскую работу мы проведём в группах.
-Вспомните правило работы в группах (Посмотрели).
-Каждой группе даны глаголы. Ваша задача определите спряжение глаголов и выписать лишь те глаголы, в которых нашли несоответствие окончания и спряжения.
Карточка (лежит у каждой группы своя):
1.Определите спряжение глагола.
2.Сравнить соответствует ли окончание данному спряжению.
3.Выпишите глаголы в которых нашли несоответствие.
4.Выделите окончание.
Проверка:(вывешиваю глаголы - исключения на доску).
1 группа
2 группа
3 группа
бреешь (I) – брить (II)
дышишь (II)– дышать (I)
Гонишь(II)– гнать(I)
вертишь (II) – вертеть (I)
терпишь (II)– терпеть (I)
Держишь(I)– держать(I)
смотришь(II) – смотреть (I)
стелешь (I)– стелить (II)
Слышишь(II)– слышать(I)
приходить (II) – приходить(II)
Любишь (II) – любить (II)
Скользишь(II)– скользнуть(II)
- В каких глаголах вы увидели не соответствие? И какое?(В глаголе бреешь- I спр. брить- II спр. и т.д.)
Мы увидели несоответствие в окончаниях и спряжениях глаголов.
На доске:
Iспряжение
IIспряжение
Брить
Дышать
Стелить
Гнать
Держать
Слышать
Вертеть
Смотреть
Терпеть
Обидеть
Видеть
Ненавидеть
Зависеть
-В ходе нашего исследования мы выделили глаголы написание безударных окончаний, которых не подчиняется уже изученному нами правилу, окончание не соответствуют спряжению. Именно поэтому эти глаголы исключили из правила. Они так и называются глаголы – исключения.
-У нас получилось всего 9 глаголов. Но это не все глаголы – исключения. Чтобы составить полный список, послушайте стихотворение и постарайтесь в нём услышать глаголы – исключения, которые мы ещё не назвали.
Ученица читает стихотворение.
Ко второму же спряженью
Отнесём мы, без сомненья,
Все глаголы, что на –ить,
Исключая брить, стелить
И еще: смотреть, обидеть,
Слышать, видеть, ненавидеть,
Гнать, держать, дышать, вертеть
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на «е» спрягать нельзя!
- Кто был внимательным, какими глаголами нужно дополнить наш список (обидеть, видеть, ненавидеть, зависеть).
- Теперь перед нами полный список глаголов – исключений.
- Я не случайно распределила их на 2 группы.
- Почему именно так я это сделала, вы сможете ответить, если обратитесь к научному источнику – нашему учебнику на стр. 109.
- Внимательно прочитайте правило и найдите в нём ответ на этот вопрос.
- Вы внимательно прочитали это правило?
- Что можно сказать о первой группе глаголов? (глаголы брить, стелить – глаголы – исключения, они относятся кIспряжению).
- Если эти глаголы относятся кIспряжению, то какие безударные окончания в них нужно писать? (окончанияIспряжения).
- Что можно сказать о второй группе глаголов? (4 глагола на –ать и 7 глаголов на –еть относятся коIIспряжению)
- Что можно ещё о них сказать? (у них окончание будет писатьсяIIспряжения).
- А теперь давайте вернёмся к глаголу увидишь, который выписали из стихотворения. Так почему в этом глаголе написано окончание –ишь? (в глаголе увидишь окончание –ишь, потому что это глагол – исключения, который относится коIIспряжению).
- Вот вы и ответили на поставленный вопрос!
- Запомните! Изменяя форму этих глаголов спряжение останется тем же.
- Поэтому вам необходимо знать все глаголы исключения, как таблицу умножения.
VII.Физическая минутка. (Звучит музыка «Зима», появляется картина родной природы).
- Обратите внимание на картину родной природы.
- Вглядитесь в неё глазами фотографа.
- Постарайтесь увидеть то, что заметил фотограф.
- Вглядитесь в самую даль этой картины.
- Посмотрите, что находится на переднем плане.
- Рассмотрите силуэты лыжников.
- Как вы думаете, почему фотограф запечатлел эту картину? (Хотел донести до нас красоту родной природы).
- Поэт донёс до нас любовь к Родине в стихах.
- Фотограф – через фотографию.
- Композитор – музыкой.
- А вы постарайтесь передать отношение к красоте родной природы с помощью слов.
VIII.Развитие речи (творческая работа, составления текста).
- Представьте сейчас, что вы вошли в этот лес.
- Выберете глаголы, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от уведенного и распределите их на группы по типу спряжения.
И в соответствии с типом спряжения вставьте безударную гласную в окончании.
г) 4 глагола на –ать: держать, гнать, дышать, слышать.
-Взаимопроверка (дети оценивают друг друга).
Слайд с ответами.
X.Итог.
- Что нового для себя вы открыли о русском языке сегодня? (для того, чтобы правильно писать окончание глаголов, мы должны уметь определить спряжение. Узнали, что есть глаголы – исключения, которые не подчиняются общим правилам).
- Каким было общение сегодня на уроке, покажите мне с помощью сигнальных карточек (дети поднимают, я говорю каким оно было). Я вижу для многих общение сегодня было деловым, познавательным.