Submitted by Наталья Михайловна Разинкова on пн, 18/10/2010 - 22:21
Тема «Бензол».
10 класс.
Учитель Разинкова Н.М.
МОУ СОШ № 46 с углубленным
изучением отдельных предметов.
Тип урока: комбинированный, урок изучения нового материала.
Вид урока: самостоятельная работа в группах, составление схемы-конспекта, работа с интерактивной доской.
Цели урока:
Обучающие: дать понятие об ароматических углеводородах, бензоле, особенностях их строения и проявляемых ими свойств.
Развивающие: продолжить формирование умений объяснять свойства веществ на основе анализа их строения; составлять схемы-конспекты, обобщать, систематизировать, сворачивать информацию, использовать знания в новой ситуации; работать с интерактивным оборудованием.
Воспитывающие: продолжить формирование научного мировоззрения учащихся коммуникативных умений при работе в группах.
Оснащение урока: модель молекулы бензола, интерактивное мультимедийное оборудование, диск «Школьный химический эксперимент», презентация «Историческая справка»..
На столах учащихся:
1) модель молекулы бензола.
2) Карточки-задания с алгоритмом для групповой работы.
5) Габриелян О.С. Контрольные и проверочные работы. - М.: Дрофа, 2008
На доске: тема урока «Бензол»,
План: 1) Ароматические углеводороды. Состав.
2) Строение молекулы бензола.
3) Физические свойства.
4) Химические свойства.
5) Нахождение в природе. Способы получение.
6) Применение.
7) Физиологическое действие.
Ход урока:
1.Организационный момент.
- распределение учащихся по группам,
- знакомство с раздаточным материалом к уроку.
2. Вхождение в урок.
-Вступительное слово учителя:
Бензол – самый простой представитель ароматических углеводородов.
Ароматичность — особое свойство некоторых химических соединений, благодаря которому сопряженное кольцо ненасыщенных связей проявляет аномально высокую стабильность.
Ароматичность не имеет непосредственного отношения к запаху органических соединений и является понятием, характеризующим совокупность структурных и энергетических свойств некоторых циклических молекул, содержащих систему сопряженных двойных связей. Термин «ароматичность» был предложен потому, что первые представители этого класса веществ обладали приятным запахом.
Впервые бензол описал немецкий химик Иоганн Глаубер, который получил это соединение в 1649 году в результате перегонки каменноугольной смолы. Но названия вещество не получило, и состав его был неизвестен.
Поэтому своё второе рождение бензол получил благодаря работам Фарадея. Бензол был открыт в 1825 году английским физиком Майклом Фарадеем, который выделил его из жидкого конденсата светильного газа.
Наиболее полно свойства бензола описал немецкий химик Фридрих Август Кекуле. Он же предложил циклическую формулу бензола.
-Презентация и рассказ учащегося.
3. Актуализация знаний.
Беседа:
Учитель: простейшая формула бензола – СН, истинная формула – С6Н6. Какое соединение по характеру?
Учащиеся: непредельное.
Учитель: какими характерными химическими свойствами обладают известные нам непредельные соединения? Какими качественными реакциями можно подтвердить непредельный характер?
Учащиеся: реакцией присоединения – обесцвечивание бромной воды и реакцией окисления – обесцвечивание раствора перманганата калия.
Учитель: рассмотрим дает ли эти реакции бензол
Просмотрите эксперименты, предложенные виртуальной лабораторией, обратите внимание на признаки протекающих реакций.
4. Виртуальная лаборатория.
Учитель: какие выводы можно сделать на основании этих опытов?
Учащиеся: бензол не взаимодействует ни с бромной водой, ни с раствором перманганата калия, то есть не дает качественных реакций на непредельные углеводороды.
Учитель: что является причиной такого противоречия? Где искать ответ на этот вопрос?
Учащиеся: в особенностях строения молекулы бензола.
5 .Постановка задачи.
Учитель: итак, формулируем наши задачи.
Учащиеся: проанализировав особенности строения молекулы бензола, объяснить особенности его поведения в химических реакциях.
6. Порядок работы:
- отбор информации по алгоритмам в группах;
- составление блока схемы-конспекта в тетрадях;
- выбор оформителя («стилист»), «оратора» (кто проговаривает блок), «писаря» (чья тетрадь будет сдана для отчета), «умника» (кто проверяет правильность выполнения самостоятельной работы);
-отчет всех групп о выполненном задании у доски (10-15 минут);
- оценка работы учащихся у доски учителем (2 оценки – за выполнение конспекта в блоке и за объяснение его);
- выполнение полного конспекта в тетрадях учащихся;
- проговаривание полного конспекта в группах (по парам).
7. Рефлексия.
Учитель: итак, подводим итоги нашей работы.
- Что вы узнали и чему научились сегодня на уроке? Каждая группа в лице «оратора» через минуту скажет об этом (в одном предложении).
Учащиеся: циклическое ароматическоесоединение с шестиэлектронной π-связью, придающей бензолу ароматический характер; шестиэлектронная π-связь более прочная, чем двух электронная; более характерными для бензола будут реакции замещения; бензол получают из каменноугольной смолы и нефти, а также по реакции тримеризации ацетилена и при дегидрировании циклогексана; бензол ядовит и является канцерогеном; бензол находит широкое применение в органическом синтезе и при изготовлении растворителей.
8. Домашнее задание.
Опорный конспект (творческая работа).
§ 8, повт. § 3-8.
9. Самостоятельная работа в группах и самопроверка.
10. Итоги работы: сдача отчета – тетрадь со списком группы, опорным конспектом, оценками за работу у доски и за самостоятельную работ – три оценки напротив фамилии каждого учащегося.