Официальный сайт rostobrnadzor 24/7/365

Вы не зарегистрированы

Авторизация



Обобщение опыта работы

Submitted by Наталья Александровна Геращенко on Wed, 13/10/2010 - 09:36
Данные об авторе
Автор(ы): 
Геращенко Наталья Александровна
Место работы, должность: 
учитель технологии МОУ СОШ №14
Регион: 
Владимирская область
Характеристики ресурса
Уровни образования: 
среднее (полное) общее образование
Класс(ы): 
5 класс
Класс(ы): 
6 класс
Класс(ы): 
7 класс
Класс(ы): 
8 класс
Предмет(ы): 
Технология
Целевая аудитория: 
Учитель (преподаватель)
Тип ресурса: 
образовательная технология
Краткое описание ресурса: 
Повышение мотивации на уроках технологии через использование творческих проектов.

МОУ СОШ № 14

 

 

 

 

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ

 

 

 

Творческий проект

 как средство повышения мотивации на уроках технологии

 

 

 

 

 

Автор:  Геращенко Наталья Александровна,

              учитель технологии 1 категории

 

 

 

 

 

 

Год разработки: 2009-2010

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ковров

2010г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

1.  Условия возникновения.

2.  Актуальность опыта.

3.  Ведущая педагогическая идея.

4.  Новизна опыта.

5.  Адресная направленность.

6.  Теоретическая база.

7.  Технология опыта:

·      Виды проектов.

·      Оценивание.

·      Групповые проекты.

·      Роль учителя в проектировании.

·      Творческий проект на уроках технологии.

8.  Результативность опыта.

9.  Требования к оформлению творческого проекта.

10.Приложения.

·      Памятка выполняющему проект

·      Требования к оформлению проекта

·      Работы учащихся

·      Творческий проект «Бисероплетение»

 

УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

 

 

Время, в которое мы живём, выдвинуло перед общеобразовательной школой задачу воспитания свободной, творческой, образованной, культурной, разносторонней и активной личности. Поскольку труд остаётся главным условием жизни людей, поскольку при рыночной экономике способность к труду становится товаром, к которому предъявляются очень высокие требования,- урок технологии должен быть определённым вкладом как в умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие учащихся, так и в формирование у них готовности к труду.

 

Важность подросткового периода определяется тем, что в нём закладываются основы и намечается общее направление в формировании моральных и социальных установок личности. Любознательность и любопытство - особенности подростка. Он открыт к восприятию нового, интересного, как губка впитывает разные сведения. Расширяются связи с окружающим миром и людьми, возрастает важность общения со сверстниками. Общение с ними отвлекает от подготовки уроков. К тому же у подростка появляются личные интересы, любимые занятия и увлечения. Для многих школа становится лишь местом общения друг с другом. Разнообразная, интересная информация, которую поглощает подросток из разных источников, конкурирует со знаниями, получаемыми на уроке. Возникает проблема низкой мотивации детей к обучению.

 

 Мотив является источником деятельности. Деятельность без мотива или не осуществляется вообще или оказывается крайне не устойчивой.В качестве мотива всегда выступает переживание чего-то личностно-значимого. Для того чтобы ребёнок по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе учебной деятельности, были не только поняты, но и внутренне приняты им, то есть, чтобы они приобрели значимость и нашли опорную точку в переживаниях ученика. В этом случае ребенок будет испытывать чувство радости от достижения цели.

 

Что я как учитель технологии могу сделать, чтобы у детей возник интерес к самому процессу добывания знаний? Как при этом учитывать особенности ребенка? Вот, пожалуй, главные вопросы, волновавшие меня, когда обдумывались новые формы работы. Одной из таких удачных находок и стали творческие проекты.

 

 

 

АКТУАЛЬНОСТЬ ОПЫТА

                       

Одна из главных задач школы состоит в том, чтобы не только дать знания учащимся, но и пробудить личностный мотив, привить интерес к обучению, тягу к самосовершенствованию, "научить учащихся учиться". В современной педагогике все больше намечаются тенденции к перемещению акцента с методов, обеспечивающих процесс усвоения знаний, на технологии, позволяющие обеспечить общее развитие личности ребенка.

Выбор метода проектов в качестве дополняющего к традиционной форме обучения обусловлен рядом факторов, выгодно отличающих его от других методов. Прежде всего, это возможность увязать метод проектов с классно-урочной системой обучения без больших организационных преобразований, производить планирование хода усвоения знаний учащимися как на продолжительном интервале времени, так и оперативно, при очередном контроле, своевременно идентифицировать пробелы в знаниях учащихся.

Кроме того, метод проектов, безусловно, является исследовательским методом, способным сформировать у учащегося опыт творческой деятельности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Организация метода проектов требует от преподавателя большой работы по конструированию специальных условий для учащегося с целью выявления и развития его творческого потенциала. Практически это заключается в искусственном конструировании проблем и проблемных задач для решения их учащимися.

Опыт использования данного метода дает возможность сделать вывод о том, что метод проектов ориентирован не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

 

ВЕДУЩАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ИДЕЯ

Ведущая идея данного педагогического опыта заключается в том, что проектная  деятельность стимулирует истинное учение самих учеников, потому что она:

·        личностно  ориентированна;

·         использует множество дидактических подходов;

·         самомотивируема, что означает возрастание интереса и вовлечённость в работу по мере её выполнения;

·        позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле;

·        приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт своего труда.

·         развивает инициативу, творческий потенциал, коммуникативные способности, умение работать в команде;

·         прививает общую информационную культуру школьника;

·        реализует индивидуальный подход в обучении учащихся;

·         является платформой для реализации межпредметных связей.

 

Благодаря внедрению проектной деятельности в процесс обучения учащихся, мы в корне меняем подход к системе обучения, к решению многих общеобразовательных задач, продиктованных временем.

 

 

                              НОВИЗНА ОПЫТА   

Под новизной понимается организация скоординированной совместной деятельности учащихся на уроках технологии и во внеурочное время, в результате которой обучающиеся приобретают недостающие знания из разных источников, учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач, приобретают коммуникативные умения, развивают исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации, наблюдение, анализ и т.д.), системное мышление.

АДРЕСНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ

Данный педагогический опыт может быть использован учителями технологиии средних общеобразовательных школ, осваивающими новые образовательные технологии.

 

Перспективность данного опыта в развитии исследовательской деятельности обучающихся, раскрывающей большие возможности для формирования творческих, интеллектуальных, познавательных, практических умений учащихся.

 

 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ БАЗА

 

Метод проектов возник во второй половине девятнадцатого века в сельскохозяйственных школах США. Другое название – «метод проблем». В основу метода легли  педагогические концепции американского педагога и психолога Джона Дьюи: деятельность обучающегося должна быть направлена на формирование его мышления, в основе которого лежит личный опыт.

 

Возникновение метода проектов часто связывают с Дальтон-планом, создателем которого считают американского деятеля народного образования Е.Паркхерса. Особенность Дальтон-плана заключалась в том, что учащемуся предоставлялась свобода и в выборе знаний, и в использовании учебного времени. Но, несмотря на то, что Дальтон-план основан на принципе индивидуального обучения, русский педагог Л.Э.Левин отмечал, что «Дальтон-план создаёт организационные условия для работы, а метод проектов определяет новое содержание школьной программы».

 

В начале двадцатого столетия метод проектов заинтересовал и других отечественных педагогов. Так, например, русский педагог С.Т.Шацкий определил основные элементы метода проектов, среди них:

 

·        Реальный опыт ребёнка, который должен быть выявлен педагогом;

·        организованный опыт, полученный в результате деятельности ученика;

·        Соприкосновение с накопленным человеческим опытом (готовые  знания);

·        Упражнения, дающие нужные ребёнку навыки.

 

В 20-е и в начале 30-х годов метод проектного обучения широко использовался в школах России. Но он не давал возможности овладевать системой знаний в рамках конкретных учебных курсов, и был изъят из школы.

 

Сейчас в связи с реформированием российского школьного образования метод проектов возрождается. Современный метод проектов призван существенно скорректировать и обогатить учебный процесс.

 

Член-корреспондент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор Брянского ГПИ В.Д. Симоненко предлагает, обобщив достижения зарубежных и отечественных ученых, связать основные положения метода проектов с деятельностным подходом.

 

Главная идея, на его взгляд, состоит в следующем: ребенок делает с удовольствием только то, что сам выбрал. Деятельность строится не только в русле учебного предмета. Лозунг этой деятельности: «Все из жизни, все для жизни». Поэтому «проектный метод» предполагает «использование окружающей среды как лаборатории, в которой происходит процесс познания».

 

ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА

В современной педагогике проектная деятельность используется вместе с традиционным предметным систематическим обучением как компонент системы продуктивного образования.

Метод проектов - это такая организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий – проектов.

 

Любой проект – это набор задач, которые ставит перед человеком сама жизнь, когда ему необходимо выполнить законченную работу любой степени сложности. Научить учащихся самостоятельно решать комплексные проблемы на основе полученных в школе знаний и выработанных умений, подготовить их к самостоятельной трудовой деятельности и есть главная задача проектирования.

ЭТАПЫ ПРОЕКТИРОВАНИЯ

 

Цель проектной деятельности заключается в последовательности основных этапов – от замысла до реализации.

 

На организационном этапе осуществляется мотивация и уяснение ориентировочной основы действий (ООД). Происходит выбор темы проекта учащимися, её осознание и обоснование; определение объема знаний, умений, навыков, необходимых для выполнения проекта; составление плана работы; работа с информационными источниками.

 

На конструкционном этапе продолжает формироваться ООД. Идёт активный поиск оптимального решения конструкции будущего изделия, формируются навыки систематизации различных приемов поиска решений, происходит знакомство с алгоритмами, инструкциями и опорными схемами.

 

На технологическом этапе происходит реализация действий в материальной форме. Целью этапа является создание реального объекта. Необходимость обращения к инструкциям и алгоритмам отпадает и функцию ориентировочной основы выполняет внешняя речь. Ученики обосновывают конструкционные и технологические решения, проговаривая этапы создания объекта. Постепенно действия учащихся автоматизируются, они все реже обращаются к опорным графикам, схемам, чертежам.

 

На презентационном этапе выполненная работа анализируется, структурируется, ей дается самооценка, а в финале проект выставляется на коллективную защиту, которая   позволяет  судить  об  уровне   сформированности  учебных действий. При защите своего проекта учащиеся учатся убеждать своих одноклассников, преподавателей в значимости работы, показывают свою компетентность в специальных вопросах, касающихся проекта, старательность, добросовестность при выполнении задания, аргументированность предлагаемого решения, уровень творчества и оригинальность подходов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВИДЫ ПРОЕКТОВ.

 

 Виды проектов по содержанию:

·        монопредметные - основаны только на курсе «Технология».

·        межпредметные - интегрируется смежная тематика нескольких предметов. Например, «История», «Физика», «Технология»

·        надпредметные. Например, «Вторая жизнь ста­рых вещей».

 

 

Проект может быть:

·        итоговым, когда по его результатам судят, как ученик усвоил     учебный материал,

·        текущим, когда в качестве содержания проектной деятельности берется лишь часть учебного курса, например, «Моделирование одежды».

 

 

Проекты могут быть разнообразными по форме:

·                    плакаты;

·                    комиксы;

·                    изделия и др.

 

 

Разнообразны проекты и по времени выполнения:

·        краткосрочные (2-6 часов);

·        среднесрочные (до 10 часов);

·        долгосрочные, требующие времени для сбора информации, разработки, поиска материала, изготов­ления, анализа и защиты (до 6 учебных недель).

 

Для эффективного ведения творческих проектов необходимо точно определиться с видом, содержанием и формой творческого проекта до постановки задачи перед учениками.

 

ОЦЕНИВАНИЕ

Возможными критериями оценки проекта могут быть:

1.     конструктивные критерии – прочность, надёжность, удобство использования, соответствие конструкции назначению;

2.     технологические критерии - количество используемых деталей, оригинальность применения и сочетание материалов, их долговечность, расход материалов, стандартность технологии, необходимое оборудование, сложность и объём выполненных работ, расход энергии при производстве;

3.     экологические критерии – возможность использования отходов производства, загрязнение окружающей среды при производстве;

4.     эстетические критерии – оригинальность формы, композиционная завершённость, цветовое решение, стиль, дизайн;

5.     экономические и маркетинговые критерии – потребность в данном изделии на рынке, практическая направленность, возможность массового производства, финансовые затраты, уровень продажной цены, вид рекламы;

Рейтинговая оценка творческого проекта складывается из суммы средней оценки экспертов, самооценки исполнителя работы и оценки учителя.

 

ГРУППОВЫЕ ПРОЕКТЫ

При организации работы учащихся по методу проектов возможна не только индивидуальная самостоятельная работа учащихся, но и групповая. Групповая работа привлекает участников своей деловой направленностью, общением, возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, и расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:

·        даёт возможность учащимся объединиться по интересам;

·        обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;

·        воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;

·         предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументацию, но в то же время терпимость к чужой точке зрения;

·        является одним из способов преодоления психологических барьеров в индивидуальном саморазвитии личности;

·        позволяет проявить взаимопомощь и, вместе с тем, стимулирует дух соревнования и соперничества.

При работе коллектива над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы каждого члена группы. Например, при работе над проектом в разделе “Обработка текстильных материалов” по теме “Лоскутное шитьё” в 8-9 классах возможно соединение индивидуальных работ учениц в одно изделие – панно, т.е. единый объект проектирования, варианты которого обсуждаются в группе, сопровождаются эскизами, схемами, имеют дизайнерское решение. При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ПРОЕКТИРОВАНИИ

Особенность системы выполнения проектов – совместная творческая работа учителя и учащегося. Реализация метода творческих проектов изменила позицию самого учителя, который из носителя готовых знаний стал организатором самостоятельной познавательной деятельности учеников.

 В целом в работе над проектом учитель:

·         помогает ученикам в поиске нужных источников информации;

·         сам является источником информации;

·         координирует весь процесс;

·         поощряет учеников;

·         поддерживает непрерывную обратную связь для успешной работы учеников над проектом.

Трудность выполнения проектов заключается в необходимости затрат учителем большого количества времени на индивидуальную работу с каждым учащимся. Проект является творческой работой, во время которой школьники продолжают пополнять знания и формировать умения, необходимые для выполнения работы на базе предыдущих разделов курса и дополнительных знаний. Работа над проектами позволяет полнее раскрыть творческий потенциал учителя, но в то же время при использовании проектного метода обучения задачи, стоящие перед учителем, усложняются. Учитель должен подробно определить основные и дополнительные цели и этапы работы, позволяющие сформировать творческие навыки и развить инициативу подростка. Учитель должен постоянно пополнять свои знания по тематике проектов, выступать “играющим тренером” в совместной работе.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это роль независимого консультанта. Действительно, трудно порой удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что обучающиеся «идут не туда». Но в ходе консультаций подсказывать нельзя, можно только отвечать на возникающие вопросы.

У ребят в ходе выполнения проекта возникают специфические сложности, которые носят объективный характер, а их преодоление и является одной из ведущих педагогических целей ведения проектов. Ученикам трудно:

·        намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи;

·        искать пути их решения;

·        осуществлять и аргументировать выбор;

·        предусматривать последствия выбора;

·        действовать самостоятельно (без подсказки);

·        сравнивать полученное с требуемым;

·        корректировать деятельность с учетом промежу­точных результатов;

·        объективно оценивать процесс и результат проек­тирования.

Вот почему весьма эффективно применение небольших методических рекомендаций, инструкций, где указывается необходимая и дополнительная литература для самообразования, требования педагога к качеству проекта, формы и методы оценки результатов. Большую помощь в организации самостоятельной работы над проектом обучающимся оказывает памятка в форме ярких, лаконичных, эмоциональных советов.(Приложение 1)

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Раздел «Творческий проект» введён в программу «Технология» с 1996 года. Сегодня в программах “Технологии” на выполнение проектов выделено до 25% учебного времени, а для проектов повышенной сложности учебное время дополняется за счёт внеучебного. Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в трудовом обучении учащихся, способствует формированию у школьников основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработки материалов и информации.

Тематика проектов может относиться к какому-то определённому вопросу программы курса “Технология” (трудовое обучение) с целью углубить знания учеников по этой проблеме, дифференцировать процесс обучения. Но чаще темы проектов связаны с каким-то вопросом, актуальным для практической жизни и вместе с тем требующим привлечь знания учащихся не по одному предмету, а по нескольким. Это обеспечивает естественную интеграцию знаний. Так, при выполнении проекта по разделу программы “Технология обработки тканей”, учащиеся должны использовать знания из курсов математики и черчения, выполняя расчёты и чертёж изделия, навыки рисования необходимы при выполнении эскизов объекта труда, навыки шитья – при изготовлении изделия.

Особенность проектирования - введение единого технического задания на выполнение творческого проекта, обеспечивающего конкурентоспособность различных проектов. Техническое задание должно быть сформулировано так, чтобы оно способствовало развитию индивидуальных творческих способностей школьников. Например: «Разработать и изготовить игрушку для новогоднего праздника. Кот? Собака? Дед Мороз? Снегурочка?»

 

Данная система рассчитана на 5 лет обучения и позволяет  осуществить поэтапное включение учащихся в виды деятельности, учитывая уровень подготовки учеников и их возрастные особенности.

 

Творческий проект в 5-м классе.

 

 На первом году обучения (в 5 классе) учащиеся изучают разделы технологии, осваивают оборудование, приобретают умения и навыки, получают опыт работы. (Изучается терминология; идет обучение чтению чертежей, конструктивных линий; составление и умение работать по инструкционным и технологическим картам и т. д.)

Знакомлю учащихся с видами творческих проектов, этапами их изготовления.

С большим удовольствием пятиклассники выполняют проекты:

·        В форме плакатов и комиксов на тему «Правила техники безопасности»;

·        Краткосрочный проект по теме «Бутерброды». Девочки учатся защищать свои работы: используемые продукты, технология изготовления;

·        Проект «Прихватка»: эскиз изделия, цветовое решение, деталировка, изготовление образца, определение его примерной «цены», защита.

·        Проект «Платок»: предлагается выполнить на основе изученных ручных  швов.

 

Творческий проект в 6-м классе.

 

На втором году (в 6 классе) идет полное изучение проектной деятельности по всем этапам последовательного технологического изготовления изделий: оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, изготовление образца, расчет стоимости используемых материалов, защита. Например: В разделе "Работа на швейной машине" девочкам предлагается на основе изученных швов выполнить изделие утилитарного назначения, где оговаривается объем работы и сроки его выполнения. Это может быть прихватка, а может грелка на чайник – важно правильно рассчитать свои силы, время и технологическое требование. Именно на этом году обучения учащиеся учатся оценивать своё "хочу" и "могу ". Уже при выборе изделий каждая девочка будет опираться на свой опыт, полученный в тренировочном периоде.

Творческие проекты:

·        Игрушки-сувениры к праздникам (Новый год, День Святого Валентина);

·        Прихватка или грелка на чайник;

·        Кулинарные проекты.

·        Проект «Юбка»

 

Творческий проект в 7-м классе.

На третьем году (в 7 классе) к проектной деятельности прибавляется этап послепроектной деятельности. Мы учимся оценивать работу, пытаемся найти ей достойное применение, обосновываем свой выбор, экономически просчитываем рентабельность изделия, делаем рекламу.

Основные этапы проектирования: анализ технического задания, установление технических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, расчет стоимости изделия, реклама проекта, защита.

Темы проектов:

·        Интерьер дома. Предметы для оформления интерьера (подушки-игрушки).

·        Вязание крючком.

·        Кулинарные проекты.

 

Творческий проект в 8-м классе.

 

На четвертом году обучения (в 8 классе), когда каждая ученица умеет поэтапно разработать модель, составить технологическую карту, изготовить изделие, найти ему применение и обосновать свой выбор, мы знакомимся с предпроектной деятельностью. Используя свои знания, опираясь на жизненный опыт, под руководством учителя девочки впервые делают полную разработку проекта с описанием работы и представлением готового изделия, т.е. осознанно выполняют работу по единой теме, но со своим творческим подходом.

      Основные этапы проектирования: анализ технологического задания, установление технологических требований, оценка своих материальных и профессиональных возможностей для разработки и реализации проекта, эскизирование, деталировка, изготовление чертежей, составление технологической карты изготовления изделия, изготовление образца, экономическое обоснование, реклама проекта, защита проекта. (Проекты по декоративно-прикладному творчеству).

 

Творческий проект в 9-м классе.

 

И только на пятом году (в 9 классе) девочки выполняют проект самостоятельно. Учитель выступает в роли оппонента, которому приходится доказывать рациональность того или иного выбора, решения или действия. На защиту проекта каждая ученица выходит с изделием и описанием проектной деятельности. Лучшие проекты рассматриваются на экзаменах по выбору, представляются на выставках.Такие проекты оценить бывает очень трудно, потому что каждый из них хорош по-своему. Для этого имеется мягкая шкала оценки. Она состоит из оценок в проектной рабочей тетради и экспертной оценки, которая складывается при защите проекта из оценок одноклассниц, учителя и самооценки.

 

* * *

За учебный год учащиеся выполняют в 6-7 классах один проект (точнее работают по одному или двум этапам проектной деятельности) с полной выкладкой описания разделов проекта и вариантами исполнения. В 8-9 классах – два. Первый проект выполняется как тренировочный. Обычно это происходит во второй четверти, в разделе «материаловедения» и «машиноведения», он выполняется в рабочих тетрадях и носит познавательный или описательный характер. Второй проект – как итоговая работа в третьей четверти. Он выполняется на отдельных листах, оформляется творчески, и несет не только описательный, но и исследовательский характер.

 В 9-тых классах особенно ценны и интересны коллективные творческие проекты, где над одной темой работает группа девочек. Каждая из них находит свое место в общем деле. Коллективная проектная деятельность несет облегчение, экономит время, т.к. над проблемой работают сразу несколько человек. Но и имеет свои трудности – совместимость участников проекта. И здесь важную роль играет учитель. Именно он должен правильно сформировать бригаду, порекомендовать назначить руководителями проекта и отделов определенных учеников, опираясь на их способности, дать возможность каждому почувствовать свою значимость и важность именно на этом месте, объединить всех одной идеей. Для этого создаются проектные отделы: маркетинга, дизайнерский, конструкторский, технологический, производственный и т.д., в зависимости от вида изделия и рода деятельности. Каждый найдет себе достойное место и будет востребован.

 

Очень интересны коллективные проекты для внеклассной работы по проведению праздников. Например: на праздновании «Масленицы» нужны умные и веселые идеи-вдохновители, серьезные и деловые разработчики, скорпулезно и четко выполняющие исполнители. В этом проекте найдется дело всем, не взирая на способности и склонности. Все знания, полученные на уроках, найдут свое применение.

 

* * *

 

На уроках технологии работает все – от фантазии до логики. Этот предмет опирается на другие школьные дисциплины: физику и математику, химию и биологию, а также на историю и литературу. Подумать здесь всегда есть о чём. Свобода выбора, индивидуальность и самостоятельность – неотъемлемая часть процесса обучения проектной деятельности. Если в правописании слова "костюм" двух мнений быть не может, то на наших уроках только от обилия зарисовок этого самого костюма просто голова кругом идет. И задача учителя - помочь этим замыслам осуществиться. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребителей, до реализации продукции, позволит обеспечить им преуспевание в жизни, потому что они умеют найти ответ на вопрос "как делать?".

Проектная деятельность в образовательной области “Технология” (трудовое обучение) – полезная альтернатива классно-урочной системе, но она не должна вытеснять её. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом. Сейчас основная проблема, сдерживающая распространение проектного обучения, состоит в трудности сопряжения проектных заданий с требованиями образовательных стандартов. Достаточно трудно сформулировать проектные задания так, чтобы можно было использовать стандартные знания, умения и навыки при выполнении учащимися этих заданий. Проблема создания системы проектных заданий, охватывающих образовательный стандарт, актуальна и требует дальнейшей разработки.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

 Для определения результативности  метода проектов как средства повышения мотивации учащихся был проведён эксперимент под названием «Шкалирование».  Эксперимент был начат в сентябре 2005-2006 уч. года в 6а классе.

Учащимся предлагалось ответить на вопросы, которые разбиты на шесть блоков:

1.      Внимание учащихся на уроках труда.

2.      Самоорганизация учащихся.

3.      Ориентировка в материале.

4.      Отношение учащихся к способам познания нового материала.

5.      Действие учащихся при затруднениях, встречающихся на уроках труда.

6.      Оценка учащимися результатов своей деятельности на уроке.

 

Анализ анкет определил уровень мотивации каждого учащегося:

 

1 уровень мотивации. У учащихся непроизвольное внимание, низкий уровень самоорганизации. На уроке не самостоятельны. Ответы дают с помощью учителя. Систематически не выполняют домашнее задание, опаздывают и пропускают уроки.

2 уровень мотивации. У большинства  учащихся произвольное внимание. Средний уровень самоорганизации. Самостоятельны в некоторых вопросах и видах деятельности. Выполняют работы и задания средней сложности.

 3 уровень мотивации. У  учащихся произвольное внимание. Высокий уровень самоорганизации. На уроках самостоятельны. Выполняют работы повышенной сложности. Владеют навыками взаимоконтроля, взаимопомощи, самопроверки. Умеют пользоваться инструкционными картами.

 

Каждый уровень имеет наполняемость от 0% до 100 %.

Наблюдая за учащимися, я сделала вывод: учащиеся 3 уровня занимают 1-3 парты; учащиеся 2 уровня занимают 2-4 парты, а учащиеся 1 уровня, как правило, занимают последние парты.

Ориентируясь на характеристику уровней мотивации, я должна была попытаться увеличить наполняемость уровней мотивации, а также перевести учащихся с одного уровня на другой, вышестоящий.

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТА

По результатам шкалирования видно, что в течение учебного года несколько учащихся переходят с одного уровня мотивации на более высокий (со 2 на 3). Кроме этого наблюдается наполняемость каждого из уровней. Мотивация остаётся стабильной только в период летних каникул.

 

УЧАСТИЕ В КОНКУРСАХ

Кроме этого показателем  эффективности использования игровых ситуаций на  уроках технологии является результативность участия работ учащихся в городских конкурсах-выставках.

 

Уч. год

 

Результативность

2006-2007

 

1.      Лучшая защита представленной композиции в городском конкурсе – выставке «Урожай – 2006».

2.      Победители городского конкурса на лучший технологический проект (Астафеева Анна, 9 класс)

3.      Лучшая выставочная композиция в городском конкурсе -  выставке на лучший технологический проект.

 

2008-2009

1.      Лучшая выставочная композиция в городском конкурсе-  выставке на лучший технологический проект.

2.      Лучшая реферативная работа в городском конкурсе на лучший технологический проект (Колосова Александра, 9 класс)

3.      Благодарность за участие в городском конкурсе лоскутного шитья «Природы дивные узоры»

4.      Благодарность за активное участие в 8-м городском конкурсе плакатов «Наш край и нам его беречь»

5.      Благодарность за шефскую помощь МДОУ д\с №55 в оформлении помещений и изготовлении дидактического и развивающего материала.

6.      Грамота за активное участие в 10-м городском конкурсе цветов «Мгновенья чудные природы»

2008-2009

 

1.      1 место в городском конкурсе творческих работ по противопожарной тематике в номинации «Плакат».

2.      1 место за лучшую творческую работу в номинации «Аппликация» в городском конкурсе творческих работ «Дорога и мы» (Шуваева Таня и  Горячева Ира, 8в класс).

3.      1 место в городском конкурсе  экологических плакатов «Я, ТЫ, ОН, ОНА- вместе чистая среда» (Федякова А., 11-14 лет).

4.      3 место в городском конкурсе  экологических плакатов «Я, ТЫ, ОН, ОНА- вместе чистая среда» (Геращенко Ирина, 7-10 лет).).

5.      3 место в номинации «Плакат» в городском конкурсе творческих работ «Дорога и мы» (Федякова Саша, Кроткова Настя, 7б класс)

6.      Победители городского конкурса новогодних рисунков (Кроткова Анастасия ,7б класс).

7.      Лучшая композиция в городском конкурсе – выставке «Юннат – 2008г» в номинации «Природная мастерская».

8.      Лучшая работа в городском конкурсе – выставке «Юннат – 2008»(Геращенко Ирина,4 класс).

9.      Лучшая работа в городском конкурсе изделий декоративно- прикладного творчества в возрастной категории 10-14 лет (Федякова Александра, 7б класс).

10.  Лучшая работа в  конкурсе технологических проектов   в номинации «Актуальность темы» (Котова Любовь, 8а класс).

11.  Лучшее изделие в конкурсе технологических проектов  (Федякова Александра, 7а класс)

12.  Дипломанты 8 – го открытого Городского фестиваля – конкурса народного творчества «Родники России».   

13.  Приз зрительских симпатий в конкурсе технологических проектов  (Геращенко Ирина, 4а класс) 

14.  Благодарность за участие в открытом конкурсе  декоративно-прикладного творчества «С природой вышитый узор»

2009-2010

 

1.      1 место в городском конкурсе технологических проектов в номинации «Креативность изделия» (Цибина Мария, 10А класс)

2.      Победители в городском конкурсе творческих работ по противопожарной тематике в номинации «Плакат» (Полушина Лиза и Трофимова Яна, 8а класс)

3.      Победители в городском конкурсе творческих работ по противопожарной тематике в номинации «Декоративно-прикладное творчество» (Шуваева Анна, 9в класс)

4.      Приз зрительских симпатий в городском конкурсе экологических решений «Отходы в доходы» (Котова Любовь, 9а класс)

5.      Дипломанты городского конкурса «Мы выбираем жизнь» (Кроткова Анастасия, 8б класс)

6.      Дипломанты городской открытой выставки декоративно-прикладного творчества «Фантазии плетёного узора»

7.      Благодарность за активное участие в конкурсе «Лента мира» (Кроткова Анастасия, 8б класс)

8.      19 Международный конкурс детских рисунков «Биологическое разнообразие: взаимосвязь с природой» ( Федякова Александра, 8б класс и Геращенко Ирина, 5а класс)-итоги не подведены

9.      Конкурс экологических плакатов (Геращенко, 5а класс)- итоги не подведены

10.  Городской конкурс творческих работ «Дорога и мы» - итоги не подведены

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

ПАМЯТКА

ВЫПОЛНЯЮЩЕМУ ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

 

Ты вступаешь на путь проектирования. Путь этот сложен и тернист. Но не пугайся. Результат обязательно будет! Согласись, что все предметы, окружающие нас, появились в результате такого процесса. Прочти эти советы и начинай!

 

1. Выдели и осознай проблемы.

Чем бы ни занимались люди, всегда возникают проблемы, требующие решения. Твоя проблема должна быть оформлена в виде краткого описания. Нужно четко сформулировать, что ты собираешься

 

2.   Не  зацикливайся!   Расширяй  кругозор!   Разбуди   в   себе талант исследователя! Копи идеи!

Следующий шаг - найти как можно больше информации по твоей проблеме. Записывай все, что, на твой взгляд, может помочь тебе. Включай эскизы, диаграммы. Продумай:

·        ФУНКЦИИ - для выполнения каких функций нужен объект?                       ВРЕМЯ - как долго ты будешь решать эту проблему?

·        МАТЕРИАЛЫ - какие материалы имеются в твоем распоряжении?

·        СТОИМОСТЬ - сколько это будет стоить?

·        ВНЕШНИЙ ВИД - какому дизайну ты отдашь предпочтение?

 

Работая над проектом, помни, что простые идеи - часто лучшие идеи!

 

3.   Не распыляйся! Не расслабляйся!

Сейчас ты должен составить план работы над своим проектом. Запиши, что и в каком порядке ты будешь делать. Тщательно продумай, сколько времени необходимо тебе, какое оборудование понадобится.

 

4.    Не замыкайся!

Не бойся спросить совета у окружающих тебя людей. Твои вопросы говорят не о скудости твоего интеллекта, а о гибкости твоего сознания, желании добиться оптимального, качественного решения проблемы.

 

5. Оцени себя сам! Будь объективен!

Решил ли ты проблему? Может быть, тебе необходимо изменить свой проект. А может быть, начать заново. Очень небольшое количество идей безупречно; всегда есть путь для улучшения!

 

 

УСПЕХОВ!

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ТВОРЧЕСКОГО ПРОЕКТА

1.Порядок расположения листов:

·        Титульный лист.

·        Содержание (с указанием страниц).

·        Обоснование проекта. Цель проекта. (Выбор темы проекта  описание будущего изделия, с указанием его назначения и степени значимости)

·        Историческая справка. (История возникновения, развития и применения в современных изделиях данного вида декоративно-прикладного творчества)

·        Инструменты и материалы.

·        Подготовка материалов к работе.

·        Техника безопасной работы.

·        Технологические приёмы (по теме проекта).

·        Описание изготовления своего изделия. (Название и размеры изделия, инструменты и материалы, последовательность изготовления изделия и окончательная обработка)

·        Обоснование экономического эффекта. (Потребность в данном изделии на рынке; возможность массового производства; экономическая эффективность в виде таблицы; за счёт чего можно достичь экономического эффекта при изготовлении)

 

Наименование

 материала

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Ткань

1.5 м

30

45

Лоскутки

-

Из вещей, бывших в употреблении

-

Нитки

1 катушка

5

5

                                                                                                                                     Итого:50 рублей.

·        Экологическое обоснование. (Возможность повторного использования материалов по окончании срока службы)

·        Уход за изделием.

·        Самооценка.

·        Реклама.

·        Литература.

·        Приложение. (Эскиз в цвете, чертежи, шаблоны, схемы, фотографии)

·        Чистый лист.

  2.  Оформление страниц.

·        Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа.

·         Заголовки выделяются размером шрифта, подчёркиванием и т.д.

·         Допускается оформление страниц рамками.

·         Номера страниц проставляются в правом нижнем углу.

·         По необходимости текст сопровождается рисунками, схемами, иллюстрациями с указанием номеров и названий.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО КУЛИНАРИИ

 

 

1. Порядок расположения листов.

·        Титульный лист.

·        Содержание (с указанием страниц).

·        Обоснование проекта. Цель проекта. (Выбор темы проекта , с указанием его назначения и степени значимости)

·        Историческая справка.

·        Инвентарь и посуда.

·        Рецептура.

·        Техника безопасной работы.

·        Технология приготовления. (по теме проекта).

·        Обоснование экономического эффекта.(сравнить со стоимостью в магазине)

 

Наименование

 продукта

Количество

Цена (руб.)

Стоимость (руб.)

Мука

1,5 кг

20

30

         Яйцо

2 шт

30

6

соль

1 ч. л.

-

-

                                                                                                        Итого:36 рублей.

 

·        Самооценка.

·        Реклама.

·        Литература.

·        Приложение.( фотография)

·        Чистый лист.

 

2.Оформление страниц.

·        Каждая глава пояснительной записки начинается с нового листа.

·        Заголовки выделяются размером шрифта, подчёркиванием и т.д.

·        Допускается оформление страниц рамками.

·        Номера страниц проставляются в правом нижнем углу.

·        По необходимости текст сопровождается рисунками, схемами, иллюстрациями с указанием номеров и названий.

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

 

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

СОШ № 14

 

 

 

 

 

 

ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

ПО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ  «ТЕХНОЛОГИЯ»

 

 

ТЕМА: БИСЕРОПЛЕТЕНИЕ.

СИРЕНЬ.

 

 

                                                                     Автор проекта

                                                                                            ученица 7 «Б» класса

                                                                                        ФЕДЯКОВА Александра

                                                                                   

                                                                                     Руководитель проекта

                                                                             учитель технологии

                                                                       Геращенко Н.А.

 

 

 КОВРОВ  2009

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Обоснование проекта………………….……………..3

Историческая справка………………………………..4

Инструменты и материалы…………………………..7

Особенности цветового решения…………………..10

Техника изготовления изделий из бисера…………13

Техника безопасной работы………………………...14

Описание изготовления изделия..…………………..16

Экономическое обоснование……………………..…18

Экологическое обоснование………………………...19

Эксплуатация изделия……………………………….20

Вывод по работе……………………………………...21

Литература…………………………………………...22

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБОСНОВАНИЕ ПРОЕКТА.

 

 

Два года назад мой младший брат вместе со своим классом начал посещать кружок бисероплетения в ДК " Родничок ". С каждого  занятия он приносил поделку: то браслет, то колечко. Однажды он принёс подвеску на телефон в виде пчёлки. Она мне так понравилась, что захотелось самой сделать такую же. Плетение подвески заняло не больше часа. С этого момента я решила заняться бисероплетением всерьёз. Бабушка купила нам книгу "Изделия из бисера". С тех пор почти каждый день мы плетём что-нибудь из маленьких бусин.

 Многие свои работы мы дарим родным и знакомым.  А  дедушке на день рождения я решила сплести сирень.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА.

           Как и любой вид рукоделия, бисероплетение имеет свою историю.

                     Почти VI тысяч лет тому назад благодаря счастливому случаю возникло стеклоделие. И с этого момента стеклянные бусы разных форм, размеров и цветов стали использоваться как украшение. Постепенно бусы становились все мельче и ровнее и превратились в бисер, которым стали украшать одежду древнеегипетских фараонов.

           Бисер – мелкие круглые или многогранные бусинки из стекла или металла с отверстием для продевания нити. Родина бисера – Древний Египет, именно оттуда пошло название «бисер». По-арабски фальшивый жемчуг из непрозрачного стекла назывался "бусра", а во множественном числе – "бусер".

                     Первоначально бисер изготовляли из вязкой стекломассы: металлическим прутиком вытягивали нить из стекломассы и обвивали ее вокруг медного стержня, диаметр которого соответствовал диаметру отверстия бусинки. Далее стержень убирали и вручную обрабатывали полученную бусинку. Таким же способом получали длинную стеклянную трубочку, которую потом разрезали на нужные по длине кусочки.

           Сначала бисер был непрозрачным, но шло время, совершенствовалась технология изготовления стекла, люди научились получать полупрозрачное, а затем и прозрачное стекло, бесцветное и цветное.

           Из Древнего Египта и Сирии технология производства стекла и бисера распространилась на Римскую империю. В I веке до нашей эры в Александрии открыли способ выдувания стекла с помощью металлической или тростниковой трубки.

           Постепенно стеклоделие распространялось по миру и в начале нашей эры появилось в Италии, Греции, Германии, Испании, Португалии и Франции. В конце V века н. э. центр стеклоделия переместился в Византию, а затем в Венецию. Именно в Венеции стеклоделие достигает большого расцвета, особенно начиная с XIII века, после падения Византии.

                     В течение многих веков Венецианская республика хранила секреты производства стекла. Мастера - стеклоделы пользовались исключительными привилегиями, но в случае разглашения секретов стеклоделия они могли быть казнены. Венеция снабжала бисером Восток и Запад, его обменивали на золото, пряности, шелка, использовали как разменную монету в Африке. Устраивались бисерные ярмарки, на которых особенно ценился мелкий и блестящий бисер.

           В XV веке стекольные мастерские появляются в Германии, Франции, Чехии. Именно Чехия (Богемия) стала соперницей Венеции. Там научились варить стекло высокой чистоты, прозрачности, очень твердое и блестящее. В XVII-XVIII веках особым способом пользовались граненый богемский бисер, хрустальный и стеклянный бисер и стеклярус, покрытые цветными эмалями. В первой четверти  XIX века благодаря соперничеству Венеции и Чехии появилось огромное количество бисера, удивительно разнообразного по размеру и окраске.

                     Во второй половине XIX века бисер стали изготовлять с помощью машин, что снизило его стоимость, и бисер распространился по многим странам мира. Но постепенно, с развитием машинного производства, рукоделия приходят в упадок, в том числе и бисероплетение, снижается выпуск бисера, он становится более грубым, менее разнообразным по окраске.

           С давних времен стеклоделие было известно и в нашей стране, это подтверждают археологические находки. Большое число стеклянных поделок и бус IX-XIII веков найдено при раскопках в Киеве, Новгороде, Чернигове, Старой Ладоге и ряде других центров Древней Руси. Найденные мелкие бусы, напоминающие бисер, разнообразны по цвету. Некоторые из них могли быть местного производства. Об этом говорят раскопки стеклодеятельных мастерских с остатками сырья, полуфабрикатов и различных поделок, в том числе и бус.

                     В период татаро-монгольского нашествия производство стекла на Руси было прервано, и только в XVI веке началось его возрождение. Но бисер на Руси еще производить не умели. Наряду с другими предметами торговли бусы и бисер привозили из западных стран – Венеции и Германии. Он использовался русскими рукодельницами наравне с жемчугом и драгоценными камнями. Бисер стоил очень дорого, и его применяли в основном для изготовления предметов культового значения, при дворе и среди знати. В архивных материалах встречается упоминание о покупке в 1635 году бисера для Царицыной  Мастерской Палаты, который предназначался для декора одежды шутихи. Широкого распространения бисер еще не получил.

Первые попытки наладить производство бисера и  стекляруса в России относятся к XVII веку. В 1668-1669 годах в подмосковном селе Измайлово началось строительство стекольного завода, который работал до 1706 года.

Большое внимание развитию отечественного стеклоделия оказывал Петр I. В 1724 году был подан проект о приглашении в Россию различных мастеров из иностранцев, в том числе и мастеров- стекольщиков. В Италию для обучения искусству изготовления бисера посылались молодые люди.

Исследования М.В.Ломоносова в области теории цвета, его многочисленные опыты по получению цветных стекол послужили основой для строительства фабрики по изготовлению смальт, бус и других стеклянных поделок. В 1753 году началось строительство фабрики в Усть-Рудице под Ораниенбаумом (г. Ломоносов) близ Петербурга. В 1754 - 1755 годах фабрика выдала свою первую продукцию: бисер и стеклярус, граненые камни и броши, заглушенные цветные стекла для мозаики.

С момента возникновения бисероплетения изделия из бисера и стекляруса использовались для украшения одежды и интерьера. Им расшивали праздничные одежды в деревнях и селах, плели пояса, серьги, ожерелья. В XVIII веке использование бисера становится более разносторонним. Он все чаще встречается на предметах культового обихода: им расшивают оклады икон, украшают покровцы, подвешивают в виде кистей под лампады и паникадила. В быту русских дворян появляются стеклярусные и бисерные панно, картины. Бисерно-стеклярусная вышивка стала использоваться при обивке мебели. Большое распространение получили предметы роскоши из бисера – сумочки, мешочки, чехлы для зонтиков, книг, курительных трубок, подстаканники и многое другое.

В конце XIX – начале XX века бисерный промысел начинает перерастать в промышленное производство. Бисерные изделия демонстрировались на Всероссийских кустарных выставках и за рубежом – в Стокгольме, Льеже, Париже, Лондоне, Нью-Йорке и других городах. Огромный успех бисерные изделия имели на Лейпцигской ярмарке, что побудило начать обучение бисерным работам (низанию и вышивке) в школе народного искусства в Петербурге и в школе Ребениц в Ревеле (Таллинн). Великолепные работы с бисерными и стеклярусными вышивками выполнялись в известных русских фирмах А.Т.Ивановой в Петербурге и Н.П.Ламановой в Москве.  Изделия этих фирм демонстрировались на выставке в Штутгарте в 1910 году, что способствовало развитию бисероплетения в мюнхенских рукодельных школах в Германии.

Деятельность школ и мастерских в России прекратилась в связи с империалистической, а затем и гражданскими войнами.  На долгое время искусство бисероплетения было забыто.  Лишь в конце ХХ века бисерное дело начало возрождаться.

В настоящее время бисерные изделия пользуются большим спросом. Их выполняют на нитях, леске, проволоке. Но, к сожалению, ассортимент изделий стал менее разнообразным. Как правило, это украшения: серьги, ожерелья, броши, кулоны и т. д.  Значительно реже встречаются оплетенные вазочки, книги, яйца, и уж совсем редко – бисерные панно и другие декоративные изделия больших размеров.Сократилось и количество способов исполнения бисерных работ. В основном это плетение и низание, реже – ткачество и вышивка.

 

 

 

 

 

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ.

Для изготовления изделий из бисера используются различные материалы – бусы, бисер, стеклярус, ювелирные камни.

Бусы – шарики разных размеров, чаще правильной круглой формы со сквозным отверстием. Они применяются как для изготовления изделий, так и для отделки: конец подвески, наложение в центре изделия или по определенному рисунку.  Бусинки могут быть и другой формы: каплеобразные, вытянутые в форме зерна, бочкообразные. Поверхность бусинок бывает гладкой и граненой, блестящей и матовой. Бусины делают из стекла, пластмассы, камней.  Все они годятся для работы с бисером.  Можно купить готовые бусы и распустить их на отдельные элементы, в магазинах продают бусины и поштучно или десятками, можно использовать старые порванные бусы.

Бисер – шарики округлой формы, мельче бус, чуть приплюснутые со сторон сквозного отверстия. Бисер бывает гладким и граненым, с отверстием круглой или квадратной формы.  Выпускается бисер разных цветов и оттенков, он может быть стеклянным, металлическим, стеклянным с напылением в отверстии, цельноокрашенным, перламутровым и матовым. Стеклянный бисер легче металлического, более разнообразный по цвету. Металлический бисер выпускается в основном желто-коричневых оттенков и встречается в продаже довольно редко.

Напылением в отверстие получают так называемый золотой и серебряный бисер: в отверстие белого или желтого прозрачного бисера наносят слой серебристой или золотой краски, фольги или металла. Встречается такое напыление и в бисере других цветов. Бисер с напылением красив, но со временем напыление может окислиться и потемнеть (получится прозрачный белый бисер с темной полоской внутри) или осыпаться (в этом случае останется просто прозрачный цветной бисер).

В цельноокрашенном бисере краска вводится в стекло и бисер окрашивается равномерно. В поверхностно-окрашенном краска наносится только на поверхность бисера.

Цельноокрашенный бисер лучше поверхностно-окрашенного, так как при некачественном окрашивании в процессе бисероплетения или носки изделия краска с верхнего слоя поверхностно-окрашенного бисера может стереться, изделие потеряет свой первоначальный вид и будет испорчено. Особенно это характерно для цветного бисера с металлическим блеском. После того, как верхний слой такого бисера сотрется, бисер приобретет бело-желтый цвет, местами с пятнами первоначальной окраски.

Прозрачный бисер получают из цветного прозрачного стекла. Такой бисер играет на солнце, создавая ощущение воздушности, невесомости. Необычно смотрится прозрачный бисер с напылением в отверстии какого-либо оттенка. Такой бисер кажется двойным, и изделие из него выглядит объемным и необычным.

Перламутровый бисер получают путем нанесения на внешнюю поверхность бисера перламутрового слоя. При некачественном нанесении перламутр стирается, и под ним остается матовый бисер того же оттенка.

Матовый бисер получают из матового стекла или керамики. Он кажется более тяжелым, чем другие виды бисера, так как не пропускает солнечные лучи, но хорошо подчеркивает форму изделия.

Выполняя изделия из бисера, хорошо  сочетать разные виды бисера, например, матовый и прозрачный, но изделия изготовляют и из одного вида бисера.

Продается бисер в магазинах в пакетиках по 10, 20, 25, 50 и 100 г.

Для некоторых изделий понадобится стеклярус и рубленый бисер (рубка).  +

Стеклярус – кусочки стеклянной трубочки длиной 5 – 10  мм.

Рубленый бисер (рубка) стеклярус длиной 2 – 3 мм.

Стеклярус бывает граненый и цилиндрический, как и бисер – матовый, прозрачный и с напылением в отверстии. Лучше всего приобретать граненый стеклярус и рубленый бисер, поскольку свет, многочисленно отражаясь от граней, создает эффект сверкающей радуги, что придает изделиям из них особую красоту. Стеклярус и рубка  продаются в пакетиках по 10, 20, 25 ,50  и 100 г.

         При изготовлении изделий из бисера используются для отделки разнообразные ювелирные камни с огранкой и без нее, натуральные и искусственные, металлические и костяные листики, стразы.

         Для колье, ожерелий, серег и клипс необходимы замочки и швензы. Все это можно купить в магазинах или взять от старых бус, серег, клипс. Замки для колье могут быть самые разнообразные: закрывающие колечки, завинчивающиеся цилиндры, защелкивающиеся "рыбки", "карабины". Иногда их отделывают камнями. Однорядные и двурядные замки применяют для колье, многорядные – для широких браслетов и ожерелий.

Бисер нанизывают на тонкие капроновые нитки разных цветов или тонкую леску (диаметр 0,1 – 0,2 мм) и медную проволоку (диаметр 0,12 – 0,25 мм). Хорошо, чтобы имела лакокрасочное покрытие. Она не поржавеет и не оставит пятен на материале. В зависимости от вида и назначения изделия используют либо нитки, либо леску, либо проволоку. На леске выполняют объемные шнуры, на проволоке – цветы. Изделия, выполненные на проволоке достаточно хрупкие, с ними надо обращаться осторожно. Вместо капроновых ниток можно использовать шелк или лавсан. Важно, чтобы материал на который нанизывают бисер, был прочный, тогда и изделие будет прочным.

Основой для вышивания бисером служат  холст, лен, плотный шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно. Вышивкой можно украсить одежду, но следует помнить, что вышивать лучше на тех изделиях , которые не требует частой стирки или чистки.

Для  работы с бисером нужны ножницы.

Желательно иметь набор иголок (№ 0 или № 1) в игольнице.

Для составления или копирования схем потребуются бумага в клеточку (лучше мелкую), простой карандаш и резинка, чтобы исправлять ошибки в схеме, цветные карандаши или фломастеры.

Клей ПВА или лак для ногтей (для обработки конца нити) или коробок спичек (для оплавления лески).

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ ЦВЕТОВОГО РЕШЕНИЯ.

Чтобы получить красивые изделия из бисера, надо знать возможности сочетаемости цветов. Гармоничное сочетание часто заключается в уравновешенности теплых и холодных тонов. Теплые тона (желтый, красный, оранжевый и их оттенки) выигрывают рядом с темными, а холодные (синий, зеленый, фиолетовый) – рядом со светлыми  в окружении менее ярких. Ахроматические цвета (черный, серый, светлыми. Если надо заставить "заиграть" тот или иной цвет, его берут белый) хорошо сочетаются между собой и с другими цветами. Сочетаются цвета и оттенки с разной степенью насыщенностью (одноцветная гармония), два-три близких по тональности цвета (розовый – красный – малиновый), дополнительные цвета (контрастные).

 С древнейших времен каждому конкретному цвету придавалось определенное значение. Вероятнее всего, существует язык цветов, понятный всем народам во все времена. Цветовая среда влияет на работоспособность в зависимости от вида трудовой деятельности и его характера. Великий Гете соответственно типу создаваемых им произведений пользовался очками из различно окрашенных стекол. Он отмечал, что красный и желтый цвета веселят человека, возбуждают его энергию, тогда как синий цвет вызывает уныние, подавляет у человека настроение и самообладание.

Красный  цвет считается мужским цветом. Это – цвет жизни. Символизирует активность и энергию, динамизм и силу, крепость и решимость, а также любовь, страстность. Красный в сочетании с белым ассоциируют с чистотой и гармонией. Красный не должен быть вместе с зеленым. Известно, что красный цвет действует  болеутоляюще, лечит неврастению, регулирует пищеварение. По этой причине спортсменам перед соревнованиями рекомендуется носить красные очки.

Розовый цвет – цвет оптимизма. Розовый – это красный, разбавленный белым. Его психологическая сила слабее, чем у красного цвета. Розовый цвет считается цветом девочек. Он олицетворяет утонченную любовь, нежность, сентиментальность, привлекательность. Этот цвет расслабляет, как никакой другой.

Желтый цвет связан с наукой, наблюдениями и анализом. По своим качествам желтый цвет означает богатство, смелость, юность, а также ревность. Мутно-желтый цвет – это тоска, печаль, разлука. Те, кто в детстве отдает предпочтение этому цвету, более всего предрасположены к творчеству.

Оранжевый цвет означает здоровье. Обычно его связывают с медициной. По своим качествам он символизирует энергию, теплоту, радость. Сочетание оранжевого и черного цветов – героизм и отвага. Оранжевый и голубой цвета соединять вместе нельзя.

Зеленый цвет означает состояние здоровья. Психологически это выражается в деятельной воле, упорстве, постоянстве. Человек, выбирающий зеленый цвет, хочет, чтобы во всем торжествовали его собственные взгляды и убеждения. Зеленый цвет – цвет владения собой, психического равновесия. Бледно – зеленый цвет означает восторженность, утонченность чувств.

Голубой цвет символизирует космический дух, истину, одухотворенность, а также невинность, миролюбие, благополучие. Этот цвет считается цветом мальчиков. В нем проявляются такие черты характера, как свобода, дружественность, беззаботность, склонность к перемене мест.

Синий цвет означает мудрость, верность, холодность, бесстрастность, спокойствие. Человек, предпочитающий этот цвет, склонен к задушевной дружбе с самоотдачей, самопожертвованием.

Сине-зеленый цвет является индикатором нервной системы. У тех, кому он нравится, нервы напряжены, кому он нравится больше всего – перенапряжены, кто отвергает его как ядовитый – имеет уже истощенную нервную систему.

Фиолетовый цвет является очень сильнодействующим. Он означает мистику, внушаемость, скромность, а также печаль, бедствие, старость. Люди, предпочитающие фиолетовый цвет, чувствительны, легковозбудимы, стремятся производить впечатление и при этом способны смотреть на себя со стороны.  Они очень ранимы и более других нуждаются в поддержке, поощрении.

Лиловый цвет – это фиолетовый цвет, разбавленный белым. Этот цвет предпочитают девочки. Здесь проявляются слабость, нежность, сильное чувство одиночества и при этом беззащитность, погружение в собственный внутренний мир и нередко – музыкальные способности.

Серый цвет – это символ злости, подлости, отгороженности. Одновременно – это цвет скрытности, важничанья, усталости.

Коричневый цвет обычно воспринимают как тяжелый, грубый. Это знак страстей и низменных желаний.

Черный цвет символизирует тьму, мрак, траур, а также тяжесть, беспросветность. Он отягощает, усиливает влияние рядом стоящего цвета. Этот цвет совершенно противопоказан детям как цвет угрозы.

Белый цвет означает чистоту и невинность, свежесть и прохладу, правдивость и ясность. Белый цвет – это пустота, он заставляет зрачки глаз быстро сужаться и потому быстро утомляет. Очень страстным людям надо чаще концентрироваться на чисто-белом цвете.

Надо помнить, что один и тот же орнамент приобретает  иное звучание от смены фона. Фон – второстепенный элемент, но важно подобрать его так, чтобы он подчеркивал ритмичность повторения отдельного элемента узора.

Теперь о сочетании цветов.

Цвета ведут себя как люди – одни уживаются, а другие – нет. Именно поэтому художники и дизайнеры пользуются специальной таблицей сочетания цветов. Ниже приведена выдержка из этой таблицы с наиболее распространенными цветами, которые используют при производстве бисера.

 

Цвет

С каким цветом сочетается

Синий

 

Серый, голубой, бежевый, коричневый, желтый, розовый, золотистый

 

Желтый

 

Коричневый, черный, красный, оранжевый, серый, голубой, синий, фиолетовый

 

Зеленый

 

Оранжевый, коричневый, лимонный, салатный, темно-желтый, серый, коричневый, кремовый, черный, желтый

 

Фиолетовый

Сиреневый, бежевый, розовый, серый, желтый, золотистый, черный

 

Коричневый

Бежевый, желтый, розовый, лимонный, красный, оранжевый, серый, салатный, сиреневый, зеленый

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕХНИКА ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ БИСЕРА.

Раньше существовало много способов изготовления бисерных изделий. В настоящее время наиболее распространенными являются четыре: плетение, низание, ткачество, вышивание бисером.

Плетение и низание дают большой простор для фантазии и позволяют выполнять изделия самых разных форм и видов.

Если говорить о сложности технологии, то трудно сказать, какая из них проще, какая сложнее, так как в той и другой технологиях встречаются и простые и сложные изделия.

Плетение – техника изготовления бисерных изделий, при которой в работе участвуют оба конца нити или проволоки и бисерины набираются на оба конца. Работа может вестись двумя, четырьмя, шестью и т. д. концами, но это всегда четное число, при этом нити используются не одинарные, а парные: четыре конца – две пары нитей. В этой технике выполняют браслеты, цепочки, пояса, декоративные вещи. Изделия могут быть плотными и ажурными, смешанными и однородными, но они всегда состоят из отдельных простейших цепочек, которые соединены между собой тем или иным способом.

Низание – одна из технологий бисероплетения, при которой бисерины набирают только на один конец нити только этим концом ведут дальнейшее переплетение. Второй конец нити в работе не участвует. В технике низания можно выполнять узкие и широкие, плотные и ажурные изделия: колье, ожерелья, воротники, кулоны, цепочки. Существует несколько способов низания бисерных изделий: продольное, поперечное, угловое, круговое.

 Ткачество – это техника нанизывания бисера, в которой предполагается наличие специального станка. Изделия, выполненные в этой технике, однотипны по форме (в виде ленты) и все их возможное отличие – лишь в ширине, длине и цветовом решении.

Вышивание бисером.  Основой для вышивания бисером и бусами служат холст, лен, плотный шелк, бархат, атлас, шерсть, сукно. Нитки нужно использовать прочные, вощеные, чтобы бусины их не перетирали, и в тон ткани.

 

 

 

 

ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОЙ РАБОТЫ.

Как оборудовать рабочее место.

Важно, чтобы стол и стул соответствовали друг другу по высоте. Свет должен падать слева, поэтому стол нужно поставить у окна, а для работы вечером оборудовать стол лампой с лампочкой мощностью 75 Вт. Материалы  и нужные инструменты должны храниться в одном месте. Бисер удобно хранить в пакетиках  на липучке,  тех, которых он продается, либо в прозрачных баночках с крышкой. Можно сшить холщевые мешочки, на которые нашить 2 – 3 бисерины для вида. Во время работы пересыпать бисер в широкие с  низкими бортиками мисочки. Чтобы в процессе работы бисер не катался по столу и не падал на пол, стол надо застелить куском ткани с мелким ворсом типа бархата, велюра или плотной тканью с шероховатой поверхностью.

Для обрезков ниток, проволоки или лески, бракованного бисера лучше завести специальную коробочку или миску. Мусор не будет мешать, попадая под руку, а по окончании работы быстро убрать свое рабочее место в порядок, вытряхнуть мусор из коробки в мусорное ведро.

Медицинские рекомендации.

Длительная работа с бисером вызывает напряжение глаз и их быстрое утомление. Чрезмерное и длительное напряжение глаз может привести к ухудшению зрения и глазным заболеваниям. Гигиена органов зрения – важный фактор сохранения здоровья.

Для профилактики глазных заболеваний, улучшения зрения и уменьшения утомляемости глаз в Индии и Китае разработана специальная система упражнений – "гимнастика для глаз". Как показали исследования, "гимнастика для глаз" улучшает кровоснабжение глазных яблок, нормализует тонус глазодвигательных мышц, способствует быстрому снятию зрительного утомления.

Гимнастику рекомендуется делать через каждые 15 – 20 минут работы с бисером.

Исходное положение для упражнения – сидя, голову держать прямо, глаза смотрят вперед.

Упражнение 1.  Положить слегка согнутые ладони на глаза, не касаясь глазных яблок. При этом центр ладони должен находиться против зрачка. Представьте себе, что тепло ваших ладоней сконцентрировалось именно в центре ладоней. В течение 30 – 60 секунд "направлять" это тепло в глаза.

Упражнение 2. закрыть глаза и производить ими  круговые движения: налево – вверх – направо – вниз, затем – в обратном направлении. Повторить по 5 – 10 раз в каждом направлении. Движения делать в медленном темпе. После этого слегка погладить подушечками пальцев веки, открыть глаза и сделать несколько быстрых мигательных движений.

Упражнение 3. Вытянуть правую руку прямо перед собой, разогнув ее в кисти, сфокусировав взгляд на ногте среднего пальца. Сопровождая ноготь взглядом (не поворачивая головы), перевести руку вправо так, чтобы она составила с правым плечом одну линию. То же повторить с левой рукой. Темп – медленный. Повторить 5 раз с каждой рукой.

Можно нарисовать на листе бумаги различные фигуры (восьмерки, вверх – вниз, влево – вправо) и прикрепить в небольшом отдалении от места работы так, чтобы он попадался на глаза всегда, когда в работе перерыв. Повторять движения глазами 5 – 10 раз по каждой фигуре.

Можно слушать тихую музыку. Это способствует расслаблению мышц всего тела, что необходимо при длительной работе сидя, в определенном положении. Музыкотерапия помогает быстро набраться сил и продолжать работу в прежнем темпе и с прежним качеством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОПИСАНИЕ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ИЗДЕЛИЯ.

Изготовление листочков.

 Плетём их из зелёного бисера способом " низание дугами ". Возьмём два отрезка медной проволоки длиной  20 см и 1,5 метра. Скрутим их между собой в длину на 10 см. К нижнему краю проволоки с предварительно нанизанным бисером, образующей центральную ось, прикрепим 1-ю дугу «бусин» и сделаем следующий оборот дуги, закрепив её теперь у основания оси. Таким образом, выполним 6 пар дуг, постепенно увеличивая количество бусин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изготовление цветочков.

Плетём продолговатые веточки способом «скрутка». Берём два отрезка медной проволоки Д.  0,4 мм, каждой длиной примерно по  50 см. На первую проволоку нанижем  6 бисерин. Сложим проволоку пополам, и скрутим её. Крайними бисеринами пальцами левой руки, а правой начнём по часовой стрелки равномерно закручивать петельку на небольшую длину ножки -  2-3 мм. Тот же ход работы повторим, используя вторую проволоку. Затем сложим обе проволоки петельками крест – накрест и скрутим петли между собой. Это будет первая заготовка для будущей ветке с двумя верхушечными петлями. Концы проволоки, если надо, подровняем. Начнём на них работать. Заготовку держим в левой руке, большим и указательными пальцами зажимая основание петелек. Первый справа конец проволоки – рабочий. Берём его правой рукой и набираем им бисер прямо с салфетки. Не перекладывая проволоку из руки в руку, передвигаем пальцы так, чтобы бисер соскользнул вниз по проволоке, а пальцы удерживали её за конец. Отводим руку с рабочей проволокой вверх и вправо, а потом переносим её налево за три свободно висящих проволоки. Зажимаем бисеринки под основанием, чтобы образовалась петля. Теперь вторая проволока стала первой, следовательно, рабочей. Так делаем петли из 1-й, 2-й, 3-й, 4-й проволоки. Когда они будут по очереди перенесены справа на лево, зафиксируем или, другими словами, закрепим 1-й проплетённый ряд. Делаем две – три закрутки под образовавшимися  четырьмя петлями. Далее опять берём 1-ю проволоку, и набираем бисер, делаем петлю, переносим налево, затем 2-ю, 3-ю, 4-ю и фиксируем. И так далее. Образовавшиеся петли по ходу плетения прижимаем вверх, чтобы во время работы они не мешали. Скручиваем петли до тех пор, пока не останутся проволочные концы длиной  10-15 см. Сделаем 12 веточек розовой расцветки, из крупного бисера по 10 рядов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сборка.

Формируем из цветочков и листочков боковые ветки, обматывая их толстой проволокой. Прикрепляем их к стволу (металлический стержень). Готовое деревце обматываем нитками. Сажаем в горшок и заливаем гипсом.

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

В настоящее время бисероплетение переживает новый этап своего развития. В наши дни украшения из бисера носят люди любого возраста, потому что бисер – это красиво и очень увлекательно, к тому же вещи, сделанные собственными руками, всегда доставляют большую радость.

Многие народы наделяли украшения из бисера магическими свойствами, считая их своеобразными амулетами и талисманами. Может быть, они в чем-то правы? Ведь, сделанные своими руками и подаренные друзьям от чистого сердца, такие поделки и в самом деле могут принести удачу.

Сделать подарок своими руками выйдет дешевле купленной безделушки. Посмотрим на примере таблицы:

 

Наименование материала

Количество

Цена           (руб.)

Стоимость (руб.)

Бисер мелкий

15             пакетов

5

75

Бисер крупный

5 пакетов                

20

100

Проволока

Из дедушкиных запасов

 

 

Мулине

1 моток                    

4

4

Горшок

1

120

120

Гипс

0,5 кг

14

7

Итого:  306   руб.

Моя работа оказалась  недорогой и доставила мне много удовольствия при работе

 

 

 

 

 

 

 

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ.

 

При изготовлении изделий используются материалы, которые не наносят вреда окружающей среде. В процессе работы можно применять материалы уже бывшие в употреблении, что совсем не влияет на качество готового изделия. В связи с тем, что материалы многоразового использования, бисероплетение можно назвать безотходным.

 

 

 

ЭКСПЛУАТАЦИЯ ИЗДЕЛИЯ.

·     Чтобы не выгорал цвет бисера, необходимо избегать попадания прямых солнечных лучей.

·     Изделия из бисера следует чистить мягкой щеткой или пылесосом.

·     При сильном запылении можно промыть мягкой щеткой в прохладной воде с гелем или шампунем, а затем протереть мягкой салфеткой или просушить феном или на открытом воздухе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                        ВЫВОД ПО РАБОТЕ.

Работа с бисером – это очень увлекательное и интересное занятие. Оно развивает фантазию, прививает человеку чувство красоты, вкуса, понимание прекрасного, изящного. Каждое последующее изделие хочется сделать нарядней, элегантней предыдущего.

Приятно осознавать, что я могу сделать своими руками нарядное украшение для праздничного туалета или украшение на каждый день. Любое из них может стать дополнением моего образа. Я с радостью могу подарить их подружкам и своим близким.

В настоящее время очень много журналов, брошюр, книг по бисероплетению и вышивке. В них можно найти множество разнообразных и необычных идей. Смело можно экспериментировать с материалами и цветом, создавая свой собственный дизайн. В работе можно использовать бисер, бусины, ракушки, красивые пуговицы, необычные монетки и многое другое. Все идет в дело.

Создавая украшения своими руками, буду ли я их носить сама или подарю их, в любом случае мне приятно это занятие и я  получаю от него массу удовольствия.

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

1. Сколотнева Е.И.  Бисероплетение. – СПб.: ООО "Диамант", ООО "Золотой век", 1999.

2. Соколова Ю.П., Пырерка Н.В. Азбука бисера. – СПб.: Литера, 1999.

3. Агостон Ж. Теория цвета и ее применение в искусстве и дизайне. – М.: Мир, 1982.

4. Мещерякова Н. Мелким бисером украсив… - "Крестьянка",  

 

 

Смотреть видео hd онлайн


Смотреть русское с разговорами видео

Online video HD

Видео скачать на телефон

Русские фильмы бесплатно

Full HD video online

Смотреть видео онлайн

Смотреть HD видео бесплатно

School смотреть онлайн