1) Дать полную характеристику понятию культуры речи.
2) Развитие устной речи учащихся.
3) Способствовать совершенствованию культуры речи учащихся, воспитание уважения и любви к своему языку.
Оборудование: Словари и справочники по русскому языку.
Девиз: “Умение правильно говорить - ещё не заслуга, а неумение – это уже позор, потому что правильная речь не столько достоинство хорошего оратора, сколько свойство каждого гражданина”. (Цицерон)
Ход урока
Проверка домашнего задания
Учитель о целях и задачах урока.
Беседа по вопросам:
1) Что означает слово «культура»?
2) Составьте словосочетания с данным словом (культура речи, культура поведения, культура быта, музыкальная культура и т.д.)
3) Сравним с определением словаря.
4) Что вкладываем мы в понятие “культура речи”? Сравним наше понимание с определением словаря. (Культура речи - это раздел науки о языке, в котором рассматриваются вопросы соблюдения языковых норм и уместности употребления выразительных средств языка в речи в зависимости от разных условий общения людей.)
Слово учителя:
Итак, культура речи - это владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи.
Речевая культура - это показатель нашей профессиональной пригодности. Культура речи и культура в целом не передаются биологическим путем, только в результате определенной учебы, определенного труда.
На доске записываются основные качества речи:
1) Нормативные (правильность речи)
2) Коммуникативные (точность речи, понятность и ясность, чистота, выразительность речи, богатство и разнообразие речи)
3) Этические (речевой этикет)
Совместно с учащимися разбираем каждое понятие и приводим примеры.
Правильность речи - это соблюдение норм литературного языка. (Орфоэпические, лексические, акцентологические, морфологические, синтаксические)
Точность речи - строгое соответствие слов, обозначаемым предметам, явлениям, действиям. Все, что нас окружает, что познано или изобретено, все, о чем хотят спросить или рассказать, имеет свое название. Чем больше человек знает слов, тем точнее он может выразить свою мысль. Точность речи определяется знанием предмета, логикой мышления, умением правильно выбирать нужные слова
Понятность - доступность, доходчивость речи для тех, кому она адресована. По мнению исследователей, понятность речи определяется прежде всего отбором речевых средств, использованием слов, известных слушателям. Понятность речи зависит от правильного использования в ней терминов, иностранных слов, диалектизмов, жаргонизмов, профессионализмов.
Богатство и разнообразие речи зависит от того, насколько человек осознает, в чем заключается самобытность языка. Богатство любого языка заключается в богатстве словаря. По подсчетам многих ученых словарь современного человека достигает 11-13 тысяч слов. Необходимо постоянно заботиться о пополнении своего словарного запаса.
Чистота речи - незасорённость ее внелитературными элементами, борьба со словами- “сорняками”. Причиной появления слов-“сорняков” в речи бывает волнение, неумение мыслить публично, бедность индивидуального словаря говорящего.
Выразительность – наличие в языке изобразительно-выразительных средств. Выразительной называется речь, способная поддержать внимание и интерес слушателя или читателя. Слова способны передавать тончайшие оттенки чувств, движение человеческой души и мысли, вызывая тем самым ответную реакцию слушателей, читателей.
Речевой этикет- система устойчивых формул общения, совокупность принятых правил речевого поведения. Соблюдение речевого этикета способствует повышению общей культуры человека.
Делаем выводы:
Каждый, кто желает повысить культуру речи, должен понять, что такое национальный русский язык, в каких формах он существует, что представляют собой функциональные стили, усвоить и развить навыки отбора и употребления языковых средств в процессе общения, овладеть нормами литературного языка.
Тренировочные упражнения на уроке:
1) Составить предложения со словом “культура”.
2) Игра “Кто больше?” (подобрать как можно больше слов с корнем - уч-)
3) Подобрать русские синонимы к иностранным словам:
Жителям пострадавшего района от засухи была оказана своевременно помощь.
К сильному шуму, будившим нас, мы потом привыкли.
Пушкин выразил характеры того времени.
Фонвизин изображает свои взгляды в критических статьях.
Простакова груба со своими придворными.
Постановка пьесы “На дне” заняла у зрителей большой успех.
Стукнул по голове волка Яша.
Вот такая разноязыковая наша страна.
Он не пускал туман в глаза.
Подведение итогов урока. Беседа по повторению. Выводы.
Домашнее задание: выписать из словаря иностранных слов понятие “культура”, с помощью словаря дать объяснение словам: атташе, афера, баккара, бартер, брокер, баллотироваться., составить с ними предложения.