Конспект обобщающего урока по биологии «Развитие жизни на Земле», 9 класс.
Submitted by Наталья Павловна Подшивалова on Fri, 08/10/2010 - 20:45
Тема урока «Развитие жизни на Земле»
Урок обобщения и систематизации знаний.
Цели:
Образовательные:
обобщение и систематизация знаний;
проверка уровня усвоения знаний;
сравнение уровня знаний в 9 классах;
подготовка к ГИА по биологии.
Воспитательные:
1. воспитание осознанного отношения к учению;
3. формирование представления о единстве живой природы.
Развивающие:
1. развитие познавательного интереса;
2. формирование умений использования знаний в измененной ситуации за определенное время;
3.использование соревновательного эффекта для усиления мотивации к учению.
Материалы и оборудование:
1. дополнительные доски;
2. часы с секундной стрелкой;
3. зачетные ведомости;
4. листы с заданиями;
5. листы с ключами к ответам и критерии оценок;
6. звонок.
Ход урока.
I.Оргмомент.
II.Вступительное слово учителя.
Биологическая эволюция продолжается на Земле более 3 миллиардов лет. С момента возникновения первых клеточных организмов, благодаря естественному отбору, появилось бесчисленное множество живых организмов. Изучая тему «Развитие жизни на Земле» мы познакомились с подразделением истории нашей планеты на эры и периоды; узнали, когда и как возникли те или иные группы животных и растений. Сегодня на уроке мы обобщим и систематизируем наши знания, подведем итоги изучения данной темы, продемонстрируем свои знания нашим гостям.
Эпиграфом к нашему уроку мне хотелось бы взять слова Ч.Дарвина «Таким образом, из войны природы, из голода и смерти непосредственно вытекает самый высокий результат, какой ум в состоянии себе представить, - образование высших животных». Так давайте же проверим с вами знания эволюционной лестницы органического мира.
Работать мы будем следующим образом: одновременно несколько человек выполняют задания у доски или за первыми партами - по 1-2 представителя от каждого 9 класса на одно задание. Консультанты – учащиеся профильных групп 10-11 классов, проверяют ответы и оценивают их по 5–ти балльной системе. Ответить каждый ученик должен хотя бы один раз. Любой имеет право ответить несколько раз.
В зачет идут все оценки, итоговая выводится как средняя арифметическая оценка. Вы выставили самооценку по этой теме, и у вас есть возможность сравнить ее с итоговой оценкой. Итоговое количество баллов всему классу получается при суммировании баллов всех учеников класса. Каждому ученику класса, набравшего большое количество баллов и занявшему 1-3 место в рейтинге, ставится дополнительная оценка «5».
За каждое нарушение дисциплины у класса снимаются 2 балла. За правильный дополнительный ответ - добавляется 2 балла.
Важны не только знания, но и скорость выполнения задания. На этом уроке мы проводим хронометраж времени, необходимого для выполнения определенных заданий. Сегодня оно не будет играть решающую роль, но мы должны поставить себе цель: достигать наилучшего результата за короткий промежуток времени. Хронометраж ведут ученики профильных групп.
III.Основная часть.
1) задание №3 (за партами), задание №7 (за партами), задание №5 (у доски)- проверяют консультанты; задание №1 (у доски) – проверяет учитель.
2) задание № 4 (за партами), задание №6 (за партами), задание №8 (у доски) - проверяют консультанты; задание №3 (озвучивают) - проверяет учитель.
3) задание №10 (за партами), задание №9 (за партами) - проверяют консультанты; задание №4 (озвучивают) – проверяет учитель.
4) задание №2 (у доски) – проверяет учитель.
5) задание №11 (за партами), задание №12 (за партами), задание №9 (озвучивают) – проверяет учитель.
Результаты заносятся в сводные зачетные ведомости. Счетная комиссия из учеников профильных классов, родителей и администрации школы подсчитывает баллы.
IV. Итоги.
По результатам баллов в зачетных ведомостях подводятся итоги. Распределяются места между классами, учениками, подписываются грамоты, вручаются победителям, призерам администрацией и родителями.
1 место - _____ класс ( баллов).
2 место - _____ класс ( баллов).
3 место - _____ класс ( баллов).
1 место - ____________________, учащийся _____ класса.
2 место - ____________________, учащийся _____ класса.
3 место - ____________________, учащийся _____ класса.
V.Домашнее задание.
Учебник: прочитать §.20 «Происхождение человека».
Творческое задание по теме «Развитие жизни на Земле»: кроссворд, синквейн, текст с ошибками, свой вариант творческой работы.
Литература:
1. Биология: словарь-справочник для школьников, абитуриентов и учителей/авт-сост. Г.И.Лернер. – М.: «5 за знания», 2006.
2. Мамонтов С. Г., Захаров В. Б., Сонин Н. И. Биология. Общие закономерности. 9 класс. – М.: «Дрофа», 2004.