Планируя использование той или иной интернет-технологии, необходимо четко представлять себе «педагогический сценарий», который может быть развернут с ее помощью. Под «педагогическим сценарием» условно будем понимать следующее:
четкое понимание педагогических задач, которые можно решать посредством конкретного интернет-сервиса;
представление о тех умениях, которые формируются в процессе использования соответствующего сервиса;
планирование конкретных видов деятельности учащихся, которые будут осуществляться в процессе использования интернет-сервиса;
определение места, которое будет занимать эта деятельность в образовательном процессе (подготовка к уроку, внеурочная работа, проектная работа, самостоятельная учебно-исследовательская работа и пр.).
Если нет этих четко очерченных рамок, вряд ли можно говорить о том, что педагогический сценарий проработан основательно и готов к использованию в педагогической практике.
Попробуем рассмотреть путь построения педагогического сценария.
Первый шаг – четкое определение возможностей интернет-сервиса или технологии. Здесь важно ответить на следующие вопросы: зачем нужно, для чего используется, какие реальные информационные задачи решает?
Второй шаг – соотнесение конкретных задач и возможностей использования сервиса с педагогическими задачами. Педагогические задачи в данном случае всегда должны быть связаны с формированием конкретных информационных умений учащихся, а шире – с формированием ИКТ-компетентности как одного из важнейших результатов современного образования.
Третий шаг – определение конкретных форм деятельности детей. Здесь важно ответить на вопросы о том, что конкретно будут делать ученики. Здесь важно понять, что в силу возраста чисто учебная задача, просто связанная с освоением тех или иных видов деятельности, недостаточно мотивирует учеников к познавательной деятельности. Желательно, чтобы задача носила конкретный, прикладной, образно говоря – «живой» характер. В этом случае сервис рассматривается как инструмент решения близкой детям, адекватной их интересам задачи. Вероятно, это самая важная проблема, решение которой целиком и полностью зависит от того, насколько учитель понимает детские интересы и проблемы, насколько он умеет эти интересы и проблемы выявлять, насколько богат его творческий арсенал, насколько он умеет работать в режиме диалога с детьми.
Разумеется, существуют и более частные вопросы:
üопределение возрастной группы;
üпринцип выбора группы детей, работающих с конкретным сервисом (весь класс, группа по выбору, детское объединение, существующее в рамках внеурочной работы и пр.);
üопределение места планируемой деятельности в учебной работе детей;
üопределение форм и способов представления результатов деятельности;
üвыстраивание связей этой деятельности с общей педагогической системой школы.
Рассмотрим построение педагогического сценария использования интернет-сервиса на примере технологии RSS. Википедия характеризует RSS как сервис, предназначенный для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Обычно с помощью RSS даётся краткое описание новой информации, появившейся на сайте, и ссылка на её полную версию. Исходя из определения видно, что цель этого сервиса состоит в формировании информационного поля субъекта. Иными словами, с помощью RSS можно получать постоянную информацию об обновлении тех ресурсов, которые пользователь считает важными для себя. По сути, мы сделали первый шаг на пути построения педагогического сценария.
Определив общие задачи использования сервиса, попробуем связать их с задачами педагогическими – это и будет второй шаг в технологии построения педагогического сценария. Педагогическая задача в данном случае вполне прозрачна: она состоит в обучении способам сбора информации, необходимой человеку для решения его персональных, личностно значимых задач. Здесь важно следующее:
üопределить те информационные источники, которые будут важны для ученика в соответствии со стоящими перед ним учебными или иными задачами;
üнаучить работе с краткой версией новости – для того, чтобы определить, нужна ли, интересна ли она целиком.
Эти педагогические задачи тесно связаны с формированием информационной культуры субъекта.
Теперь можно делать третий шаг – собственно «изобретать» те формы деятельности, в ходе которых будут осваиваться конкретные информационные умения. Одна из таких форм деятельности – информационное агентство школы или класса. В данном случае можно определить возрастную группу учащихся – в соответствии с особенностями деятельности – вероятно, не младше 7-го класса. Целевая группа – может быть и класс полностью, и сборный разновозрастный коллектив. При этом возможны разные варианты организации деятельности – в зависимости от выбранной целевой группы.
Если мы выбираем в качестве целевой группы целый класс, то необходимо будет предусмотреть в плане внеурочной работы классного руководителя тематические классные часы или иные мероприятия, в ходе которых учащиеся смогут знакомить одноклассников с собранной ими новостной информацией. Было бы хорошо при этом выявить интересы учащихся (спорт, молодежная жизнь, искусство, политика, новости науки и образования, культурная жизнь города и пр.) – и в соответствии с индивидуальными интересами детей распределить «новостные разделы», установить периодичность, очередность и способы их представления (устные выступления, газета классная – электронная или «бумажная», классный блог и пр.)
Если целевая группа – это детский разновозрастный коллектив, то тут важно выстроить его взаимодействие с общей системой деятельности школы. Например, сформировать новостную структуру в разделе школьного сайта, организовать работу школьного радио с ежедневными эфирами, в том числе и с новостями. Остальные шаги – определение тематических разделов новостей, закрепление учеников за определенными темами, построение графика представления новостей – остаются те же, что и в ситуации с классом.
Понятно, что эти виды деятельности связаны с внеурочной работой учащихся, организуются в рамках работы детских объединений классов и школы, планирование их деятельности отражается в плане внеклассной работы, курирование осуществляется классными руководителями или руководителями детских объединений.
Рассмотрим еще пример – более упрощенно – на уровне конкретных видов деятельности. При освоении сервиса Google-форм, дающих возможность проводить массовые исследования и быстро обрабатывать их результаты, можно использовать разные формы деятельности. Одна из них – реализуемая в системе внеурочной работы – школьный социологический комитет. В его состав могут входить ученики разных возрастных групп (вероятно, не младше 7-8 классов). Это детское объединение может функционировать в системе школьного самоуправления и решать задачи, связанные со сбором и обработкой разнообразной информации, позволяющей выявлять мнения участников образовательного процесса по поводу различных событий школьной жизни, деятельности тех или иных структур школы, удовлетворенности участников образовательного процесса условиями и результатами работы школы. Результаты деятельности этого детского объединения могут быть очень полезны и взрослым, потому что такая информация действительно ценна и значима в процессе мониторинга и анализа результатов деятельности школы. Сами исследования могут планироваться и в системе внеурочной работы, и в рамках деятельности службы сопровождения. Представление результатов этих исследований можно организовать на школьном сайте, можно также и в периодической школьной печати – создав специальный дайджест или непосредственно в школьной газете, можно также заслушивать их в ходе педсоветов – в соответствии с их тематикой. Такая деятельность имеет еще одну важную особенность: она позволяет организовать взаимодействие детей и взрослых в ходе решения значимых для развития школы задач. Это и будет реальным форматом для практической реализации идей педагогики сотрудничества.
Еще один способ использования Google-форм может быть связан с проектной или учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Это актуально в том случае, если в ходе работы необходимо провести исследование и выявить мнения о предмете исследования или какие-либо иные данные. В этом случае целевая группа будет выделяться, разумеется, из участников проекта или учебного исследования. В отличие от примера с социологическим комитетом школы, в рассматриваемой ситуации педагогический сценарий будет встраиваться не во внеурочную, а в учебную работу, планирование работы должно быть частью общего плана проекта или исследования, результаты представляются в ходе общей защиты работы.
Подведем некоторые итоги. Рассмотренные примеры позволяют реально увидеть педагогически обоснованный путь использования интернет-сервисов в образовательной системе школы. В основе этого пути – создание педагогических сценариев, в которых учитываются как возможности конкретных сервисов, так и актуальные образовательные задачи, ориентированные на формирование ИКТ-компетентности учащихся. Сценарии важно четко прорабатывать – на психолого-педагогическом и организационно-педагогическом уровнях. Только при соблюдении этих условий можно говорить и разумном и целесообразном использовании интернет-инструментария в образовательном процессе
ИСТОЧНИК : https://sites.google.com/site/relarn2010/spiski-vystuplenij/novye-podhody-k-prepodavaniu-predmetov
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края
Планируя использование той или иной интернет-технологии, необходимо четко представлять себе «педагогический сценарий», который может быть развернут с ее помощью. Под «педагогическим сценарием» условно будем понимать следующее:
Если нет этих четко очерченных рамок, вряд ли можно говорить о том, что педагогический сценарий проработан основательно и готов к использованию в педагогической практике.
Попробуем рассмотреть путь построения педагогического сценария.
Первый шаг – четкое определение возможностей интернет-сервиса или технологии. Здесь важно ответить на следующие вопросы: зачем нужно, для чего используется, какие реальные информационные задачи решает?
Второй шаг – соотнесение конкретных задач и возможностей использования сервиса с педагогическими задачами. Педагогические задачи в данном случае всегда должны быть связаны с формированием конкретных информационных умений учащихся, а шире – с формированием ИКТ-компетентности как одного из важнейших результатов современного образования.
Третий шаг – определение конкретных форм деятельности детей. Здесь важно ответить на вопросы о том, что конкретно будут делать ученики. Здесь важно понять, что в силу возраста чисто учебная задача, просто связанная с освоением тех или иных видов деятельности, недостаточно мотивирует учеников к познавательной деятельности. Желательно, чтобы задача носила конкретный, прикладной, образно говоря – «живой» характер. В этом случае сервис рассматривается как инструмент решения близкой детям, адекватной их интересам задачи. Вероятно, это самая важная проблема, решение которой целиком и полностью зависит от того, насколько учитель понимает детские интересы и проблемы, насколько он умеет эти интересы и проблемы выявлять, насколько богат его творческий арсенал, насколько он умеет работать в режиме диалога с детьми.
Разумеется, существуют и более частные вопросы:
ü определение возрастной группы;
ü принцип выбора группы детей, работающих с конкретным сервисом (весь класс, группа по выбору, детское объединение, существующее в рамках внеурочной работы и пр.);
ü определение места планируемой деятельности в учебной работе детей;
ü определение форм и способов представления результатов деятельности;
ü выстраивание связей этой деятельности с общей педагогической системой школы.
Рассмотрим построение педагогического сценария использования интернет-сервиса на примере технологии RSS. Википедия характеризует RSS как сервис, предназначенный для описания лент новостей, анонсов статей, изменений в блогах и т. п. Информация из различных источников, представленная в формате RSS, может быть собрана, обработана и представлена пользователю в удобном для него виде специальными программами-агрегаторами. Обычно с помощью RSS даётся краткое описание новой информации, появившейся на сайте, и ссылка на её полную версию. Исходя из определения видно, что цель этого сервиса состоит в формировании информационного поля субъекта. Иными словами, с помощью RSS можно получать постоянную информацию об обновлении тех ресурсов, которые пользователь считает важными для себя. По сути, мы сделали первый шаг на пути построения педагогического сценария.
Определив общие задачи использования сервиса, попробуем связать их с задачами педагогическими – это и будет второй шаг в технологии построения педагогического сценария. Педагогическая задача в данном случае вполне прозрачна: она состоит в обучении способам сбора информации, необходимой человеку для решения его персональных, личностно значимых задач. Здесь важно следующее:
ü определить те информационные источники, которые будут важны для ученика в соответствии со стоящими перед ним учебными или иными задачами;
ü научить работе с краткой версией новости – для того, чтобы определить, нужна ли, интересна ли она целиком.
Эти педагогические задачи тесно связаны с формированием информационной культуры субъекта.
Теперь можно делать третий шаг – собственно «изобретать» те формы деятельности, в ходе которых будут осваиваться конкретные информационные умения. Одна из таких форм деятельности – информационное агентство школы или класса. В данном случае можно определить возрастную группу учащихся – в соответствии с особенностями деятельности – вероятно, не младше 7-го класса. Целевая группа – может быть и класс полностью, и сборный разновозрастный коллектив. При этом возможны разные варианты организации деятельности – в зависимости от выбранной целевой группы.
Если мы выбираем в качестве целевой группы целый класс, то необходимо будет предусмотреть в плане внеурочной работы классного руководителя тематические классные часы или иные мероприятия, в ходе которых учащиеся смогут знакомить одноклассников с собранной ими новостной информацией. Было бы хорошо при этом выявить интересы учащихся (спорт, молодежная жизнь, искусство, политика, новости науки и образования, культурная жизнь города и пр.) – и в соответствии с индивидуальными интересами детей распределить «новостные разделы», установить периодичность, очередность и способы их представления (устные выступления, газета классная – электронная или «бумажная», классный блог и пр.)
Если целевая группа – это детский разновозрастный коллектив, то тут важно выстроить его взаимодействие с общей системой деятельности школы. Например, сформировать новостную структуру в разделе школьного сайта, организовать работу школьного радио с ежедневными эфирами, в том числе и с новостями. Остальные шаги – определение тематических разделов новостей, закрепление учеников за определенными темами, построение графика представления новостей – остаются те же, что и в ситуации с классом.
Понятно, что эти виды деятельности связаны с внеурочной работой учащихся, организуются в рамках работы детских объединений классов и школы, планирование их деятельности отражается в плане внеклассной работы, курирование осуществляется классными руководителями или руководителями детских объединений.
Рассмотрим еще пример – более упрощенно – на уровне конкретных видов деятельности. При освоении сервиса Google-форм, дающих возможность проводить массовые исследования и быстро обрабатывать их результаты, можно использовать разные формы деятельности. Одна из них – реализуемая в системе внеурочной работы – школьный социологический комитет. В его состав могут входить ученики разных возрастных групп (вероятно, не младше 7-8 классов). Это детское объединение может функционировать в системе школьного самоуправления и решать задачи, связанные со сбором и обработкой разнообразной информации, позволяющей выявлять мнения участников образовательного процесса по поводу различных событий школьной жизни, деятельности тех или иных структур школы, удовлетворенности участников образовательного процесса условиями и результатами работы школы. Результаты деятельности этого детского объединения могут быть очень полезны и взрослым, потому что такая информация действительно ценна и значима в процессе мониторинга и анализа результатов деятельности школы. Сами исследования могут планироваться и в системе внеурочной работы, и в рамках деятельности службы сопровождения. Представление результатов этих исследований можно организовать на школьном сайте, можно также и в периодической школьной печати – создав специальный дайджест или непосредственно в школьной газете, можно также заслушивать их в ходе педсоветов – в соответствии с их тематикой. Такая деятельность имеет еще одну важную особенность: она позволяет организовать взаимодействие детей и взрослых в ходе решения значимых для развития школы задач. Это и будет реальным форматом для практической реализации идей педагогики сотрудничества.
Еще один способ использования Google-форм может быть связан с проектной или учебно-исследовательской деятельностью учащихся. Это актуально в том случае, если в ходе работы необходимо провести исследование и выявить мнения о предмете исследования или какие-либо иные данные. В этом случае целевая группа будет выделяться, разумеется, из участников проекта или учебного исследования. В отличие от примера с социологическим комитетом школы, в рассматриваемой ситуации педагогический сценарий будет встраиваться не во внеурочную, а в учебную работу, планирование работы должно быть частью общего плана проекта или исследования, результаты представляются в ходе общей защиты работы.
Подведем некоторые итоги. Рассмотренные примеры позволяют реально увидеть педагогически обоснованный путь использования интернет-сервисов в образовательной системе школы. В основе этого пути – создание педагогических сценариев, в которых учитываются как возможности конкретных сервисов, так и актуальные образовательные задачи, ориентированные на формирование ИКТ-компетентности учащихся. Сценарии важно четко прорабатывать – на психолого-педагогическом и организационно-педагогическом уровнях. Только при соблюдении этих условий можно говорить и разумном и целесообразном использовании интернет-инструментария в образовательном процессе
ИСТОЧНИК : https://sites.google.com/site/relarn2010/spiski-vystuplenij/novye-podhody-k-prepodavaniu-predmetov
С уважением, Шевелёва В.С., рководитель МО, учитель вечерней школы №12 с.Заозерное Хабаровского района Хабаровского края