Предисловие
Изучая иностранные языки, учащиеся знакомятся с культурой, обычаями и традициями той или иной страны. А знают ли они и уважают ли культуру, обычаи и традиции своей страны, своей малой родины, Таймыр?
Наш Таймыр знаменит талантливыми людьми: долганами, нганасанами, ненцами, энцами, эвенками, которые смогли донести до нас самобытную культуру, отражающую жизнь и быт северных этносов. Это и побудило меня взяться за перевод долганских, нганасанских, ненецких сказок с русского на английский язык.
Данная хрестоматия – это пособие к стандарту НРК (национально-региональный компонент).
Одной из главных задач пособия является формирование культуроведческой компетенции учащихся.
Как у всякого народа, сказки являются самым распространенным жанром устного народного творчества. Особой любовью пользуются сказки о животных, птицах, живущих на Таймыре. Некоторые сказки основаны на случаях из жизни охотников, повествуют о суровых жизненных условиях.
Мы пытались подобрать интересный материал, который поможет учащимся ближе познакомиться с ценностями культур малочисленных народов Таймыра, тонко чувствующего природу своей земли.
Учащимся предложены как народные, так и литературные сказки. Носитель нганасанского языка, А.Ч. Момде перевел и литературно обработал «Сказки о Рыжей Лисице», а сказку «Ембо - плут и обманщик» записала и отредактировала ненецкая писательница Л.П. Ненянг.
Содержание сказок способствует духовному развитию ученика, содержит новую информацию в интеллектуальном и эмоциональном плане.
В пособие включены произведения Н.А. Попова. Они увлекательны по содержанию и соответствуют возрастным особенностям учащихся.
Работа с материалом предполагает определенные методы и приемы: беседы, задания творческого характера (составить план, вопросы, викторину по прочитанным сказкам, охарактеризовать данного героя, нарисовать иллюстрации и т.д.), конкурс на лучший рисунок, ролевая игра. Проблемные вопросы актуальны и интересны для учащихся данного возраста. Домашние задания можно давать как индивидуальные, так и групповые.
В конце учебника предусмотрен словарь этнографической тематики.
Пособие имеет практическую направленность: учащиеся работают с текстами познавательного характера, участвуют в предлагаемых творческих и коммуникативных формах обучения.
Создавая атмосферу взаимопонимания и сотрудничества, учитель сможет умело вовлечь учащихся в творческий процесс.
Савкина Людмила Григорьевна,
учитель иностранного языка
ТМУ СОШ № 4,
г. Дудинка
|