№ п/п
|
Этапы урока |
№ слайда |
Действия учителя |
Действия учащихся |
1 |
Организационно-мотивационный момент |
Слайд 1
Позитивный образ-картинка, символизирующий
Имя прилагательное
|
Учитель рассказывает занимательную историю о прилагательном |
Отвечают на вопрос: «О чём идёт речь?»
(об имени прилагательном)
|
1 |
Формулирование темы урока. |
Слайды 2,3
«Имя существительное»
«Глагол»
|
Сообщает о роли существительного (носитель основной информации о мире) и глаголе
(портрет, высказывание А.Н.Толстого о глаголе: «выражает движение», «основа русского языка»), подводит учащихся к определению темы
|
Формулируют тему урока
( Роль имён прилагательных
в русском языке)
Формулируют цель урока.
|
2 |
Повторение и формулирование этапов исследовательской деятельности:
1) Формулирование цели исследования
|
Слайд 4
«Этапы исследовательской деятельности»
Слайд 5
«Цель исследования»
|
Предлагает учащимся побыть в роли исследователя и вспомнить этапы исследовательской деятельности
(«Памятка»)
Предлагает учащимся определить цель исследования
|
Называют этапы исследовательской
деятельности
Формулируют цель исследования: выявить, с какой целью в русском языке употребляются имена прилагательные
|
3 |
2) Выдвижение гипотезы. |
Слайд 6
«Гипотеза исследования»
|
Предлагает сформулировать гипотезу исследования |
Выдвигают гипотезу: Имена прилагательные делают речь более выразительной. Может быть, есть другие функции, о которых мы не знаем? |
4 |
3) Определение средств проверки гипотезы. |
Слайд 7
«Средство работы»
|
Предлагает назвать средства (материал) для работы, в результате которой мы убедимся в правильности или неправильности гипотезы.
Предлагает три текста и
форму деятельности – групповая работа. (легче проверять результаты учебной деятельности, экономия времени)
|
В качестве такого средства предлагается текст |
5 |
4) Составление плана работы. |
Слайд 8
«План работы»
|
Корректирует деятельность учащихся по составлению плана работы |
Составляют план работы:
-читаем текст;
-находим прилагательные в тексте
(вспоминают признаки прилагательного);
- подсчитываем количество прилагательных в тексте;
- примеряем гипотезу (убрать прилагательные из текста, а потом сравнить с исходным вариантом);
- сделать вывод.
|
6 |
Организация групповой работы. |
Слайд 8
«План работы»
|
Сообщает время, отведённое на выполнение работы, каждой группе даёт один текст |
Делятся на три группы, распределяют роли |
7 |
Проверка результатов. |
Слайд 10
(Результат деятельности первой группы)
Слайд 11
(Результат деятельности второй группы)
Слайд 12
(Результат деятельности третьей группы)
|
Слушает сообщения групп, корректирует |
Сообщение первой группы: в тексте одно прилагательное «гласный»; при его отсутствии меняется смысл высказывания, нет понимания, о каком звуке идёт речь ( о гласном? согласном?) Вывод: прилагательные выделяют нужный предмет – выделительная функция.
Сообщение второй группы: в тексте найдено 10 прилагательных, без них текст становится сухим, скучным, неинтересным Вывод: прилагательные помогают нарисовать яркую, образную картину (много эпитетов) и выразить отношение автора к предмету изображения
Сообщение третьей группы: в тексте нашли 2 прилагательных, но когда их убрали, не заметили особых изменений и поэтому не поняли, какую роль играют прилагательные
|
7 |
Завершение исследования Речеведческий анализ текстов. |
Слайд 13
«Научный стиль»
Слайд 1
«Художественный стиль речи»
Слайд 15
«Описание»
Слайд 16
«Повествование»
Слайд 17
«Рассуждение»
|
Спрашивает:
- Если у 3 -й группы не получилось добиться результата таким способом, попробуйте другой способ.
- Как можно по-другому проанализировать текст?
Предлагает продолжить исследование , предварительно организуя повторение особенностей научного, художественного стилей речи и типов речи
Проверяет правильность выполнения
|
Отвечают на вопрос (речеведческий анализ текста); называют особенности стилей речи, типов речи.
Сообщают результаты:
1) научный стиль, рассуждение;
2) художественный стиль, описание;
3) художественный стиль, повествование
|
8 |
Общий вывод. |
Слайд 18
« Итог исследования»
|
Задает вопросы. |
Вместе отвечают, делают выводы: имя прилагательное выполняет в языке выделительную, изобразительную, оценочную функции, но эта роль зависит от того, какую цель высказывания мы ставим перед собой |
9 |
Домашнее задание |
Слайд 19
«Домашнее задание» |
Комментирует разноуровневые задания |
Записывают в дневник |
9 |
Рефлексия |
Слайд20
«Поздравляю со званием «исследователь»!»
|
Оценивает деятельность групп, определяет лучшую группу |
Самооценка, взаимооценка |